В Патриаршем дворце Московского Кремля открылась историческая во всех смыслах выставка «Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель», большинство экспонатов которой впервые за 800 лет покинули пределы Франции.
На экспозиции представлено
порядка 80 предметов готического искусства из крупнейших собраний Франции и парижской часовни-реликвария Сент-Шапель — одного из главных символов национальной исторической памяти.
Сент-Шапель была возведена в XIII веке по заказу Людовика IX Святого (1226–1270) — единственного удостоенного канонизации французского монарха. Часовня задумывалась как огромный реликварий величайших христианских святынь — Тернового венца, частиц Креста Господня, камня Гроба Господня и других реликвий Страстей Христовых, которые Людовик IX в 1239–1242 годах приобрел у императора Константинопольского Балдуина II де Куртене. Перенесение святынь во Францию означало, что ее столица становилась «новым Иерусалимом», духовным центром средневековой Европы, а король — не только политическим, но и духовным лидером своего народа.
Корона-реликварий, Музей Лувра
«Двойная помолвка». Витраж из Сент-Шапель, 1230-1248 гг.
Центр Национальных памятников
Для самого Людовика, несомненно осознававшего значение и масштаб своего политического проекта, это было еще и важным личным свершением, вехой на его собственном пути к Богу. Король, известный среди современников глубокой набожностью и силой веры, еще при жизни почитался святым. Покровитель нищенствующих монахов-францисканцев и аскетов-цистерцианцев, он, по легенде, сам омывал ноги нищим в Великий четверг и возложением рук исцелял золотушных, эпилептиков и прокаженных. Благочестие правителя, так стремившегося попасть в Царство Небесное, сыграло не последнюю роль и в укреплении государства: с помощью ряда реформ в системе управления и правосудия он значительно поднял авторитет французской монархии.
1. Нижняя крышка переплета Евангелия Сент-Шапель 1260-1270? гг.
2. Людовик IX и Маргарита Прованская вступают на корабль, Миниатюра из рукописной «Книги деяний его величества Людовика Святого», 1401-1500 гг.
Национальная библиотека Франции (BNF)
|
|
1. Чудо Людовика Святого. Миниатюра из рукописной книги Гийома де Сен Патю «Житие и чудеса Святого Людовика», 1330-1340 гг.
2. Людовик IX вершит правосудие. Миниатюра из рукописной книги Гийома де Сен Патю «Житие и чудеса Святого Людовика» 1330-1340 гг.
Национальная библиотека Франции (BNF)
|
|
Фигура Людовика Святого, чье имя вынесено в название выставки, концептуально объединяет собранные в Патриаршем дворце реликвии. Он здесь — на миниатюрах рукописных средневековых книг, посвященных его «деяниям и чудесам», на первой королевской печати и на медной лиможской доске-эпитафии. В полный рост он предстает в виде деревянной готической скульптуры, созданной около 1300 года, во времена правления Филиппа Красивого, когда начал оформляться культ «наихристианнейшего из королей».
Целая стена оригинальных витражей из Сент-Шапель, хранящихся сейчас в музее Клюни, погружает в атмосферу «святой часовни», которая должна была ослеплять прихожан блеском убранства — не земного храма даже, а райских палат. На выставке витражи можно увидеть совсем близко, оценив как будто неподвластные времени насыщенные краски, гармонию линий и всей композиции в целом.
Ларец с изображением Христа во славе, распятия и святых, XIII в.
Государственный Эрмитаж
1. Мадонна с Младенцем, конец XIII — начало XIV вв.
2. Навершие посоха с изображением сцены Благовещение, XIII в.
3. Створка диптиха с изображением Страстей христовых, XIII в.
Государственный Эрмитаж
Бесконечно долго можно рассматривать и тончайшую работу безымянных ювелиров, создавших золотые переплеты Евангелий и многочисленные реликварии, украшенные эмалями, ковкой, резьбой и гравировкой.
Один из главных экспонатов выставки — расположенный в центре зала реликварий Тернового венца из собора Парижской Богоматери — рукотворный нимб из хрусталя и позолоченного серебра. Появившийся в начале XIX века как новое вместилище древней святыни, сейчас он хранится в соборе Парижской Богоматери. Он закольцовывает экспозицию, становясь своего рода символом круга жизни и власти — земной и небесной.
1. «Людовик Святой». Деревянная скульптура
Национальный музей средневековья (Музей Клюни)
2. Реликварий тернового венца, 1806 г.
Собор Парижской Богоматери