Культура

Art Weekend в Москве: шедевры французской готики на выставке «Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель» в Кремле

В Патриаршем дворце Московского Кремля открылась историческая во всех смыслах выставка «Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель», большинство экспонатов которой впервые за 800 лет покинули пределы Франции.

На экспозиции представлено

порядка 80 предметов готического искусства из крупнейших собраний Франции и парижской часовни-реликвария Сент-Шапель — одного из главных символов национальной исторической памяти.

Сент-Шапель была возведена в XIII веке по заказу Людовика IX Святого (1226–1270) — единственного удостоенного канонизации французского монарха. Часовня задумывалась как огромный реликварий величайших христианских святынь — Тернового венца, частиц Креста Господня, камня Гроба Господня и других реликвий Страстей Христовых, которые Людовик IX в 1239–1242 годах приобрел у императора Константинопольского Балдуина II де Куртене. Перенесение святынь во Францию означало, что ее столица становилась «новым Иерусалимом», духовным центром средневековой Европы, а король — не только политическим, но и духовным лидером своего народа.

Корона-реликварий, Музей Лувра

Корона-реликварий, Музей Лувра

«Двойная помолвка». Витраж из Сент-Шапель, 1230-1248 гг. Центр Национальных памятников

«Двойная помолвка». Витраж из Сент-Шапель, 1230-1248 гг.
Центр Национальных памятников

Для самого Людовика, несомненно осознававшего значение и масштаб своего политического проекта, это было еще и важным личным свершением, вехой на его собственном пути к Богу. Король, известный среди современников глубокой набожностью и силой веры, еще при жизни почитался святым. Покровитель нищенствующих монахов-францисканцев и аскетов-цистерцианцев, он, по легенде, сам омывал ноги нищим в Великий четверг и возложением рук исцелял золотушных, эпилептиков и прокаженных. Благочестие правителя, так стремившегося попасть в Царство Небесное, сыграло не последнюю роль и в укреплении государства: с помощью ряда реформ в системе управления и правосудия он значительно поднял авторитет французской монархии.

Нижняя крышка переплета Евангелия Сент-Шапель 1260-1270? гг.
Людовик IX и Маргарита Прованская вступают на корабль, Миниатюра из рукописной «Книги деяний его величества Людовика Святого», 1401-1500 гг.
Национальная библиотека Франции (BNF)

1. Нижняя крышка переплета Евангелия Сент-Шапель 1260-1270? гг.

2. Людовик IX и Маргарита Прованская вступают на корабль, Миниатюра из рукописной «Книги деяний его величества Людовика Святого», 1401-1500 гг.

Национальная библиотека Франции (BNF)

Чудо Людовика Святого. Миниатюра из рукописной книги Гийома де Сен Патю «Житие и чудеса Святого Людовика», 1330-1340 гг.
Людовик IX вершит правосудие. Миниатюра из рукописной книги Гийома де Сен Патю «Житие и чудеса Святого Людовика» 1330-1340 гг.
Национальная библиотека Франции (BNF)

1. Чудо Людовика Святого. Миниатюра из рукописной книги Гийома де Сен Патю «Житие и чудеса Святого Людовика», 1330-1340 гг.
2. Людовик IX вершит правосудие. Миниатюра из рукописной книги Гийома де Сен Патю «Житие и чудеса Святого Людовика» 1330-1340 гг.
Национальная библиотека Франции (BNF)

Фигура Людовика Святого, чье имя вынесено в название выставки, концептуально объединяет собранные в Патриаршем дворце реликвии. Он здесь — на миниатюрах рукописных средневековых книг, посвященных его «деяниям и чудесам», на первой королевской печати и на медной лиможской доске-эпитафии. В полный рост он предстает в виде деревянной готической скульптуры, созданной около 1300 года, во времена правления Филиппа Красивого, когда начал оформляться культ «наихристианнейшего из королей».

Целая стена оригинальных витражей из Сент-Шапель, хранящихся сейчас в музее Клюни, погружает в атмосферу «святой часовни», которая должна была ослеплять прихожан блеском убранства — не земного храма даже, а райских палат. На выставке витражи можно увидеть совсем близко, оценив как будто неподвластные времени насыщенные краски, гармонию линий и всей композиции в целом.

Ларец с изображением Христа во славе, распятия и святых, XIII в.
Государственный Эрмитаж

Ларец с изображением Христа во славе, распятия и святых, XIII в.
Государственный Эрмитаж

Мадонна с Младенцем, конец XIII — начало XIV вв.
Навершие посоха с изображением сцены Благовещение, XIII в.
Створка диптиха с изображением Страстей христовых, XIII в.
Государственный Эрмитаж

1. Мадонна с Младенцем, конец XIII — начало XIV вв.

2. Навершие посоха с изображением сцены Благовещение, XIII в.

3. Створка диптиха с изображением Страстей христовых, XIII в.

Государственный Эрмитаж

Бесконечно долго можно рассматривать и тончайшую работу безымянных ювелиров, создавших золотые переплеты Евангелий и многочисленные реликварии, украшенные эмалями, ковкой, резьбой и гравировкой.

Один из главных экспонатов выставки — расположенный в центре зала реликварий Тернового венца из собора Парижской Богоматери — рукотворный нимб из хрусталя и позолоченного серебра. Появившийся в начале XIX века как новое вместилище древней святыни, сейчас он хранится в соборе Парижской Богоматери. Он закольцовывает экспозицию, становясь своего рода символом круга жизни и власти — земной и небесной.

«Людовик Святой». Деревянная скульптура, Национальный музей средневековья (Музей Клюни); Реликварий тернового венца, 1806 г., Собор Парижской Богоматери

1. «Людовик Святой». Деревянная скульптура
Национальный музей средневековья (Музей Клюни)

2. Реликварий тернового венца, 1806 г.
Собор Парижской Богоматери

 

 

 

03 марта 2017
Инна Логунова для раздела Культура