В Московском музее современного искусства проходит выставка Сергея Шнурова «Ретроспектива брендреализма», а на «Винзаводе» — «Последняя песня вечера» молодого художника Евгения Гранильщикова, представляющая собой мультимедийную инсталляцию о поколении 1980-х, любви и политике.
Разные по форме и общему настроению, выставки Сергея Шнурова и Евгения Гранильщикова отражают два типа восприятия современности и себя в ней: сатирического и поэтического.
«Ретроспектива брендреализма»
История искусства и литературы знала натурализм, гиперреализм, фотореализм, магический реализм. А что, собственно, такое брендреализм? Лидер группы «Ленинград» провозгласил наступление эпохи брендреализма еще в 2007 году. Бренды повсюду, они могут быть материальными и умозрительными, объектами, людьми или институциями. И вообще-то как любое явление, бренд сам по себе нейтрален, теми или иными свойствами его наделяет потребитель — разумеется, не без помощи рекламы и пиара. Наивно полагать, что власть брендов не распространяется на людей, критически оценивающих действительность и гордящихся своим умением делать осознанный выбор. Решая, например, провести выходной день на выставке Сергее Шнурова, а не за просмотром передач федерального телеканала, человек тоже выбирает определенный бренд или сразу несколько: современное искусство, ММСИ, в конце концов самого Шнурова, который не только не скрывает, но и всячески подчеркивает, что он — бренд. При этом вполне коммерчески успешный, несмотря на контркультурный посыл. А какой властью бренд Шнуров обладает над его личностью — знает, очевидно, только он сам.
Выставка в ММСИ на Тверском бульваре не только иллюстрирует брендреализм представленными на ней произведениями, но и сама является его продуктом: выступая генератором идей, материальное их воплощение Сергей Шнуров отдает на откуп другим анонимным художникам. А зрителю остается гадать, кто же эти безымянные исполнители. Или все-таки сам Шнуров?
И хотя вопрос об авторстве остается открытым, «тот самый Шнур» с его злой, но не лишенной самоиронии сатирой на общество в этих работах моментально узнаваем. С холста «Начало» с изображением половины вареного яйца гневно скалит зубы желток-эмодзи. Из-под стекла «Иконостаса» самодовольно улыбается популярный в народе певец. «Веган», столовая вилка с двумя загнутыми боковыми зубьями и выступающим средним, недвусмысленно намекает на то, что автор думает о модных диетах. А разбитая электрогитара с наклеенными на нее символами дорогого бренда, очевидно, символизирует судьбу русского рока — к которому Сергей Шнуров имеет самое непосредственное отношение.
Детали:
Выставка открыта до 12 июля
Музей современного искусства, Тверской бульвар, 9
«Последняя песня вечера»
Проект Евгения Гранильщикова входит в юбилейный выставочный цикл, в рамках которого Центр современного искусства «Винзавод» по случаю своего десятилетия представляет персональные выставки наиболее интересных молодых российских художников.
![]()
Евгений Гранильщиков
Главные герои мультимедийной инсталляции Гранильщикова, занимающей все пространство обширного Цеха белого, — так называемое поколение Y, к которому принадлежит и сам 31-летний художник. С ним, поразительно похожим на вечно молодого Курта Кобейна, зритель встречается сразу при входе в зал. Гранильщиков, взятый крупным планом, в форме блиц-интервью отвечает на порой абсурдные вопросы невидимого собеседника: «Уэс Андерсон или не Уэс Андерсон? — Не Уэс Андерсон. — Футбол или музыка? — Музыка. — Режиссерский вагончик или квартира? — Ни то ни другое, я надеюсь. Квартира в Москве… звучит как-то… страшно».
А на противоположной стене — центральная работа выставки, двухканальный фильм «Последняя песня вечера», составленный из обрывков разговоров о политике и мелочах жизни, бытовых моментов вроде развешивания белья на сушке и уборки после вчерашней вечеринки. Сначала возникает чувство сродни тому, что испытываешь, попадая в компанию незнакомых людей, но оно быстро уходит. Через пару минут герои фильма, которыми стали друзья Гранильщикова, уже кажутся старыми знакомыми. Они потягивают вино, едят суши, смотрят новости телеканала «Дождь», рассказывают о задержаниях на митинге и играют в настольный футбол, — одним словом, просто живут обычной жизнью сегодняшних тридцатилетних интеллигентов. Фильм крайне точно схватывает их мироощущение, дух времени, о котором позже, наверное, будут писать в книгах и снимать документальное кино. Но это будут совсем другие фильмы, взгляд из будущего в прошлое. Как пишет сам Гранильщиков в сопровождающем фильм тексте, «Всего за полчаса времени тени смещаются так, что полностью меняют рисунок улицы. Некоторые вещи следует просто запоминать, чтобы однажды, без лишних слов, просто показать их тебе».
Детали:
Выставка открыта до 16 июля
Центр современного искусства «Винзавод», 4-й Сыромятнический пер. 1, стр. 6










