Культура

Арт-уикенд: «Облако ложного прочтения» Рэймонда Петтибона в «Гараже»

Музей современного искусства «Гараж» открыл летний сезон серией новых проектов. Один из центральных — первая в России персональная выставка американского художника Рэймонда Петтибона «Облако ложного прочтения».

В «Гараже» представлено более 400 работ художника, большинство из которых — рисунки как с текстами его собственного сочинения, так и фрагментами из произведений любимых авторов, среди которых Генри Джеймс, Джон Рёскин и Марсель Пруст.

Арт-уикенд: «Облако ложного прочтения» Рэймонда Петтибона в «Гараже». Рэймонд Петтибон

Выставка Рэймонда Петтибона в буквальном смысле требует не только всматривания, но и вчитывания. Интегрированные в изображения тексты порой сведены до одной емкой фразы, афоризма или реплики, но часто принимают форму развернутых высказываний или даже философско-социальных манифестов вроде, например, такого: «Только твой визионер, твой мечтатель, или твой нищий бродяга, или юродивый может позволить себе полное сочувствия занятие, способное изменить общечеловеческие ценности в мгновение ока и поставить его выше власти, в минуту устранив различия, которые простой трудяга выстраивает на протяжении всей жизни. Такими темпами ты можешь быть серфером, но не человеком».

Рэймонд Петтибон. Без названия («Только твой визионер...»). 1996

Рэймонд Петтибон. Без названия («Только твой визионер…»). 1996

Серферы и волны — один из узнаваемых фирменных мотивов Петтибона, у которого, как можно понять из приведенной цитаты, море олицетворяет собой сам поток жизни, мыслей, эмоций, событий, одновременно рациональным и иррациональным началом («…волна значений может накрыть тебя и все изменить»).

Рэймонд Петтибон. Без названия («Мои комнаты...»). 2005

Рэймонд Петтибон. Без названия («Мои комнаты…»). 2005

По образованию экономист, как художник Петтибон начинается на рубеже 1970–1980-х годов с обложек пластинок панк-рок-группы Black Flag, основанной его старшим братом Грегом Гинном. В это же время он отрабатывает прием совмещения изображения и текста в так называемых зинах, представляющих собой нечто среднее между рукописной тетрадью и малотиражным журналом (собственно, zine — сокращение от magazine). Для его зинов, которые приносят художнику первую известность в контркультурной среде, типичны агрессивные образы и жесткие сюжеты с участием гангстеров, продажных полицейских и отвязных панков.

В 1990-е годы графический стиль Петтибона приобретает большую мягкость и поэтичность, а содержательно его работы выходят на другой уровень обобщения, где социальная критика сочетается с экзистенциальной рефлексией и размышлениями о месте человека в этом мире. Так, слова «Я хочу, чтоб знали о моем существовании, я не хочу, чтоб знали, что я за человек» на одном из рисунков звучат своеобразной декларацией художника, отстаивающего свое право на одиночество и личное пространство, не нарушаемое ни медиа, ни политиками.

Рэймонд Петтибон. Без названия («Уверяю вас...»). 1997

Рэймонд Петтибон. Без названия («Уверяю вас…»). 1997

На рисунках Петтибона разных лет мы находим образы исторических персонажей (Ленин, Сталин, Рональд Рейган) и современной масскультуры (Супермен), трактовки христианских сюжетов и жесткие сцены из жизни обитателей неблагополучных городских окраин. Некоторые выглядят почти как буквальные иллюстрации новостных сводок о войне в Ираке и пытках в Гуантанамо.

Рэймонд Петтибон. Без названия («Вход воспрещен...»). 1986

Рэймонд Петтибон. Без названия («Вход воспрещен…»). 1986

Рэймонд Петтибон. Без названия («Пока карта...»). 2008

Рэймонд Петтибон. Без названия («Пока карта…»). 2008

Но при всей включенности Рэймонда Петтибона в актуальность его работы несиюминутны и выражают, с одной стороны, дух времени, а с другой — самоощущение художника в нем. Личность Петтибона объемно проявлена в каждом рисунке, и дело не в избранной технике или стилистике, а в некой целостной картине мира, которая складывается из этих, казалось бы, разнородных фрагментов. Как ни странно, он смотрит на окружающую действительность глазами поэта, главной мерой вещей для которого является эстетика. Отсюда его обостренное восприятие антиэстетичной по своей природе социальной несправедливости, которое сочетается с некой отстраненностью философа, принимающего несовершенство человека и человечества как данность.

Рэймонд Петтибон. Без названия («Когда они...»). 2014

Рэймонд Петтибон. Без названия («Когда они…»). 2014

Рэймонд Петтибон. Без названия («Оно учило, оно...»). 2003

Рэймонд Петтибон. Без названия («Оно учило, оно…»). 2003

Детали:
Выставка Рэймонда Петтибона «Облако ложного прочтения» работает до 13 августа

Также в Музее современного искусства «Гараж» открылись выставки:
«Дэвид Аджайе: форма, масса, материал» (до 30 июля), посвященная творчеству всемирно известного архитектора;
«Худпром Конго: живопись для народа» (до 13 августа) — панорама конголезского искусства последних 50 лет;
«Холин и Сапгир. На правах рукописи» (до 13 августа) — собрание документов, связанных с жизнью советских поэтов-нонконформистов Игоря Холина и Генриха Сапгира.

 

 

 

08 июня 2017
Инна Логунова для раздела Культура