Представитель Rietumu Сергей Гродников — о культурной политике латвийского банка.
Латвийский банк Rietumu
относится к тем компаниям, которые активно покровительствуют искусствам и работают над формированием собственной арт-коллекции. Об арт-рынке Латвии и культурной политике банка Posta-Magazine рассказал куратор, руководитель галереи Rietumu Сергей Гродников.
— Сергей, в Риге и Юрмале невозможно прийти в какое-либо приятное место, будь то ресторан или выставка, чтобы не увидеть там логотип Rietumu. Какие недавние проекты в области искусства вы бы выделили?
— Спасибо, Евгения. Среди проектов, которыми мы гордимся — выставка «Правда и красота», на которой рижане увидели работы метров русской реалистической школы — от Левитана и Кустодиева до Дейнеки. Еще была масштабная выставка севрского фарфора в Президентском дворце и выставка бельгийского искусства в музее «Рижская биржа»…
— По какому принципу происходит отбор проектов, которые банк поддерживает или организует?
— Пожалуй, можно сказать, что это — принцип поддерживать лучшее, наиболее ценное и значимое из разных эпох и направлений мирового искусства. Среди наших мероприятий большое место занимают выставки латышского искусства, но мы также поддерживаем проекты по русскому и западноевропейскому искусству. Название банка Rietumu переводится с латышского как «западный», этот подход ощущается и в философии бизнеса и в культурной политике. Одна из особенностей банка заключается в том, что мы не очень зависим от латвийских клиентов, имея международную клиентуру.
— В какой момент вы решили открыть собственную галерею?
— Это был очень закономерный шаг. Любая организация ищет общие ценности со своими клиентами. Мы выбрали язык искусства, благо инвесторы банка также являются увлеченными коллекционерами. Банк использует арт-направление как репутационный инструмент, избегая экстренных смен маркетинговых концепций для разных групп клиентов. Как отдельное пространство галерея появилась в 2008 году, в момент открытия нового здания банка. За это время мы сделали более 30 самостоятельных арт-проектов.
— Как Вы себя ощущаете на галерейном рынке Латвии?
— Этот рынок находится в довольно сложном положении еще со времен кризиса 2008 года. К тому же в Риге существует небольшая проблема с выставочными пространствами: даже самые серьезные, старейшие галереи находятся в камерных помещениях, что нередко обусловливает состав и формат экспозиции. Так что галерея, которая не ориентируется на показатели финансовой эффективности, а может позволить себе некоммерческие, репутационные проекты — чувствует себя хорошо.
— Расскажите про коллекцию банка. С чего она началась и в каком направлении развивается?
— Коллекция банка Rietumu начала собираться в 1990-е годы. Первыми покупками были полотна барбизонцев, несколько работ Коро, Жиля Дюпре, изумительная работа «Восход луны» Дебиньи, написанная им за год до смерти, впоследствии эта вещь была куплена Александром Дюма-сыном и много лет находилась в его фамильной коллекции. Очень ценной частью собрания Rietumu является коллекция американского ар-деко, включающая пластику, вазы и панно целого ряда выдающихся авторов этого направления. Отдельное место в коллекции банка занимает искусство первой половины XX века, художников, эмигрировавших из России и Латвии и нашедших свой путь за рубежом. В коллекции банка — произведения Ильи Павиля, Жоржа Лапшина, Яниса Пидеманиса, Константина Коровина, Александры Бельцовой, Константина Горбатова и многих других знаменитых авторов.
— Показываются ли в галерее вещи из собрания банка?
— В прошлом году, отмечая 20-летие банка, мы сделали выставку шедевров из коллекции Rietumu в музее «Рижская Биржа». Из всего собрания были выбраны 45 наиболее значительных произведений разных авторов и эпох, выставка произвела большое впечатление на публику. Можно сказать, что это одна из крупнейших коллекций искусства в Латвии, и совершенно точно самая значительная из корпоративных.
— Вне этой юбилейной выставки, которая, вероятно, уже закрылась, как можно увидеть произведения из собрания банка?
— Практически все эти работы украшают интерьеры банка, находятся в переговорных, кабинетах и залах для обслуживания клиентов. Мы стараемся подбирать работы в зависимости от темперамента обитателей кабинета. Опыт показывает, что 60 процентов людей хотят ярких позитивных работ, желательно понятных. 30 процентов предпочитают искусство, которое успокаивает. Масса превосходных работ находится у нас в запасниках именно по этой причине. Мы не боимся их показывать, они просто слишком сложные для того, чтобы быть украшением интерьера.
— Не думаете ли вы открыть направление арт-банкинг и развивать инвестирование в искусство?
— Мы думаем о подобном направлении довольно давно, но в силу ситуации на арт-рынке Латвии пока ограничились арт-клубом. Это программа мероприятий и привилегий для наших клиентов, интересующихся искусством и коллекционированием. Круг серьезных собирателей искусства достаточно узок и с этой аудиторией удобнее работать индивидуально — не прибегая к разработке неких массовых программ. Чаще всего к нам обращаются для того, чтобы найти картину определенного направления, чтобы подобрать статусный подарок, получить помощь в оформлении экспертизы и атрибуции. Мы с удовольствием оказываем такую помощь по запросу.