Стиль жизни

Art Concierge. Арт-ярмарки глазами профессионала

Картинки с выставки: Armory Show, ADAA, Independent, Биеннале современного американского искусства Уитни, Art Dubai, праматерь всех арт-ярмарок TEFAF и Love me Love me not в Баку — круговерть, не потерять голову в которой под силу лишь профессионалу.

Йозеф Бойс

Искусство требует живого любопытства

и умения справляться с разницей во времени.

Март оказался очень бурным месяцем в становящемся с каждым годом все более насыщенном международном календаре арт-событий. Чтобы охватить все разнообразие представленного искусства и в полной мере оценить его качество, мне пришлось дважды пересечь Атлантический океан, Персидский залив и Каспийское море всего за две недели.

Одним из наиболее загруженных городов оказался Нью-Йорк, где мне предстояло посетить не одну, а целых три ярмарки. Арсенальная выставка (Armory Show) представила на суд коллекционеров богатый выбор произведений именитых представителей современного искусства от ведущих арт-дилеров. На стенде Sprueth Magers можно было увидеть работы Розмари Трокель, а стенд Sean Kelly превратился в своего рода уголок черного юмора благодаря произведениям Йозефа Бойса. Настоящим открытием стал для меня греческий художник Атанасиос Аргианас, чья инсталляция из «поющих» стеклянных стаканов на металлическом каркасе в форме обруча, представленная на стенде галереи Max Wigram, произвела поистине завораживающее и в то же время пугающее впечатление. Особое внимание на ярмарке было в этом году уделено Китаю, для галерей которого был выделен специальный сектор.

Художник Атанасиос Аргианас, поющие стаканы

Еще одной заметной ярмаркой современного искусства в Нью-Йорке стала проводимая Ассоциацией арт-дилеров Америки ADAA, на стендах которой были также представлены интересные работы. Галерея David Zwirner показала ранние образцы тиражной графики Эда Рейнхардта, а Mnuchin — поразительное произведение Аньес Мартин, датируемую 1970-ми годами работу Гюнтера Юккера, с соответствующим возрасту налетом паутины, а также превосходную скульптуру Сая Туомбли, которая, безусловно, стала бы моим личным выбором, будь у меня лишние несколько миллионов. Невозможно было оторвать глаз и от представленных на стенде Metro Pictures работ молодой и талантливой фотохудожницы Сары Вандербик, на пуристических снимках которой с неповторимым изяществом были запечатлены несовершенства архитектурных форм.

Больше всего мне понравилась основанная в 2010 году ярмарка Independent, концепция которой отличается от других — это курированная ярмарка, изначально выросшая из некоммерческого проекта. Independent расположилась на четырех этажах бывшего здания фонда Dia Art Foundation в районе Челси. По своей атмосфере это самое оживленное и молодежное событие Недели современного искусства в Нью-Йорке. Посетителей встречал расположенный рядом со входом в здание стенд галереи Art:Concept, представившей рояль Романа Зингера. Этот именитый швейцарский художник-эксперименталист любит скульптуры-перформансы. В рояле находились шарики от пинг-понга, которые раздувал вентилятор — это производило неизгладимый эффект на зрителя, в реакции которого художник как раз заинтересован. Также мне понравились фотографии Trine Sondergaard на стенде Bruce Silverstein.

Роман Зингер

Своего рода фоном, на котором разворачивались все эти коммерческие проекты, стала долгожданная Биеннале современного американского искусства Уитни, где определялись судьбы молодых талантов. У каждого из трех отведенных под биеннале этажей был отдельный куратор, что придало каждому из них свой неповторимый характер. Я открыла для себя родившегося в 1986 году Тони Льюиса, поразительно свободно обходящегося с фразами и словами, которые он разъединяет на множество частей, нанося краской на большие листы бумаги.

Тони Льюис, Музей Уитни, Сара Вандербеек

Вернувшись в Европу, я отдала дань уважения праматери всех арт-ярмарок — TEFAF. Украшенная множеством свежесрезанных тюльпанов ярмарка приглашала к путешествию через века. На стенде галереи Dickinson я наткнулась на раннюю работу Пауля Клее, оказавшуюся настоящим шедевром этого представителя швейцарского модернизма, несмотря на скромный размер полотна. Еще одной жемчужиной оказался датируемый 1925 годом и выполненный карандашом натюрморт Фернана Леже, выставленный галереей Arnold Livie. Не разочаровал меня и стенд Axel Vervoordt со своей пестрой подборкой работ, включающей поражавшую насыщенностью синего работу Лючио Фонтаны, творения Пьеро Мандзони, образцы византийской скульптуры и артефакты племенного искусства. Несмотря на то, что с каждым годом число участников TEFAF пополняют новые галереи современного искусства, эта ярмарка по-прежнему остается местом, которое обязательно должен посетить каждый ценитель классических форм.

Фернан Леже 1925 года

Следующим пунктом моего ярмарочного турне стал Дубай. Приехав на Art Dubai, я обнаружила, что за окном потеплело на 20 градусов, сбросила пальто и с головой окунулась в красочную атмосферу ярмарки. К своему удивлению, я нашла целый ряд стендов, посвященных концептуальному искусству, среди которых мне наиболее запомнилась галерея Tanja Wagner, представлявшая работы художницы Аннабель Дау, чьи любовные письма, напечатанные на тонкой бумаге и скрученные таким образом, что начинают напоминать фотопленку, вызывают в сознании мысль о хрупкости и быстротечности человеческих чувств. Основное пространство стенда венской галереи Ursula Krinzinger занимали автопортреты Марины Абрамович. Также нельзя не упомянуть отдельную секцию под названием Marker, целиком посвященную некоммерческим организациям из Центральной Азии, кураторами которой выступила известная группа Slavs and Tatars. Среди представленных стран — Казахстан, Азербайджан, Грузия и Россия (Республика Дагестан). Больше всего мне запомнился «пейзаж» Таус Махачевой, созданный из резных деревянных носов, повторяющих профили родных художницы.

Таус Махачева

Свою последнюю остановку я сделала в Баку, который с недавних пор является одним из любимых пунктов моих поездок. Прилетела я как раз к открытию шоу Love me Love me not, премьера которого состоялась в рамках Венецианской биеннале в 2013 году. Этот выпуск проходил в построенном по проекту Захи Хадид здании Культурного центра Гейдара Алиева. На фоне белых интерьеров здания инсталляции, видео и картины художников из Ирана, России и Азербайджана смотрелись очень эффектно.

Али Банисадр, выставка Love me Love me not

Центр Гейдара Алиева, построенный Захой Хадид

А сейчас арт-рынок взял небольшую передышку до мая, когда в Нью-Йорке и Гонконге откроется ярмарка Frieze.

Предыдущая статья

Art Concierge. Современное искусство — детям

Сандра Недвецкая рассказала Posta-Magazine о том, как привить вкус к современному искусству у детей с самого раннего возраста.

Превратите посещение музея

в увлекательную игру!

Никто лучше не способен к восприятию современного искусства, чем дети с их насыщенным воображением и открытым взглядом. Недаром Пикассо говорил: «Я могу рисовать как Рафаэль, но мне понадобится вся жизнь, дабы рисовать так, как ребенок». С самых ранних лет дети уже способны самостоятельно воспринимать любые произведения, будь то картины, скульптуры или инсталляции. Более того, в силу богатства своей фантазии они способны находить интересные параллели и могут многому научить взрослых, восприятие которых ограничено рамками норм и шаблонов, полученных благодаря их опыту и образованию. Единственное, что не стоит делать, это фокусировать внимание ребенка на каком-то одном направлении в искусстве или рассказывать ему всю историю развития от византийской мозаики до фильмов Таситы Дин.

Читать далее…

 

 

 

27 марта 2014
Сандра Недвецкая для раздела Стиль жизни