Культура

Между часами и кроватью: самые интересные выставки ноября в мире

Открытие Лувра Абу-Даби, современное наследие Магритта и Лихтенштейна и выставка нью-йоркского МоМA в Париже — об этих и других событиях в традиционном арт-обзоре Posta-Magazine.

Филиал Лувра в Абу-Даби откроется амбициозным выставочным проектом, охватывающим всю историю человечества.

«Рой Лихтенштейн: современное наследие»

Музей современного искусства (Moco Museum), Амстердам, Нидерланды
3 ноября 2017 года — 31 мая 2018 года

«Рой Лихтенштейн: современное наследие»
Музей современного искусства (Moco Museum), Амстердам, Нидерланды 
3 ноября 2017 года — 31 мая 2018 года

Работы мастера поп-арта Роя Лихтенштейна — многажды увеличенные рисунки из комиксов с сатирическими подписями — узнаваемы с первого взгляда. Элементы самых известных его работ, как, например, «О, Джефф… Я тоже тебя люблю… Но…», «Тонущая девушка» или «Смотри, Микки», многократно растиражированы на предметах одежды и быта, в рекламе и кино. Современные художники, дизайнеры моды и интерьеров используют его образы уже в современном контексте, выстраивая диалог с самим Лихтенштейном и его эпохой и создавая новые смыслы. Собственно, это заложено в самом поп-арте, который в 50–60-е годы прошлого века ввел продукты потребления и массовой культуры в область искусства. Доступное по форме, творчество Роя Лихтенштейна меж тем глубоко интеллектуально, воплощая собой сложный процесс деконструкции и реконструкции образа в постоянно меняющихся обстоятельствах.


«Эдвард Мунк: Между часами и кроватью»

Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США
15 ноября 2017 года — 14 февраля 2018 года

«Эдвард Мунк: Между часами и кроватью»
Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США
15 ноября 2017 года — 14 февраля 2018 года

Хотя тревожащие, ни на что не похожие образы человеческого страха, одиночества и отчуждения принесли Эдварду Мунку известность уже в ранние годы творчества, сам он считал, что истинный художественный прорыв он совершил в 1913 году в возрасте 50 лет. На протяжении всей своей карьеры он постоянно возвращался к одним и тем же темам и мотивам, перерабатывая их, смещая акценты и привнося новые оттенки эмоций. Название выставки в нью-йоркском Метрополитен-музее отсылает к одной из самых известных работ Мунка — «Автопортрету между часами и кроватью» 1943 года, во многом ключевой для понимания его творчества последних лет жизни. На нем он изображает себя стоящим между двумя очевидными символами приближающейся смерти, часами и кроватью, спиной к ярко освещенной комнате, наполненной его собственными картинами. На выставке будет представлено более сорока работ, созданных в течение шестидесяти лет, которые позволят проследить эволюцию его художественных и мучительных экзистенциальных поисков.


Открытие Лувра Абу-Даби

Лувр Абу-Даби, ОАЭ
С 11 ноября 2017 года

Открытие Лувра Абу-Даби
Лувр Абу-Даби, ОАЭ
С 11 ноября 2017 года

Спустя одиннадцать лет после подписания Францией и Объединенными Арабскими Эмиратами договора о строительстве Лувра Абу-Даби в начале ноября музей наконец торжественно открывает свои двери публике. На первой выставке, получившей название «Человеческая история», будет представлено около 700 экспонатов, тематически организованных в двенадцать глав, охватывающих развитие искусства от зари человечества до наших дней. Через преисторические артефакты и произведения искусства со всего мира она раскроет общие темы и мотивы, которые объединяют человеческую цивилизацию во времени и пространстве. Ежегодно в сотрудничестве с крупнейшими французскими музеями Лувр Абу-Даби будет готовить четыре масштабных выставочных проекта.


«Быть современным: MoMA в Париже»

Фонд Louis Vuitton, Париж, Франция
До 5 марта 2018 года

«Быть современным: MoMA в Париже»
Фонд Louis Vuitton, Париж, Франция 
До 5 марта 2018 года

В Париже проходит одна из самых масштабных выставок года — совместный проект нью-йоркского Музея современного искусства и Фонда Louis Vuitton, где до начала марта можно увидеть легендарные произведения из коллекции МоМА, которые складываются в наглядную историю искусств XX и XXI веков. В экспозицию, организованную как историю пополнения коллекции основанного в 1929 году музея, вошли работы Поля Синьяка и Поля Сезанна, Макса Бекмана и Марселя Дюшана, Фрэнка Стеллы и Барбары Крюгер, Ивонны Райнер и Яёи Кусамы и десятков других художников. Выставка занимает четыре этажа футуристического здания фонда, построенного по проекту лауреата Притцкеровской премии Фрэнка Гери, которое само по себе является выдающимся произведением современной архитектуры.


Первая выставка Музея Ива Сен-Лорана

Музей Ива Сен-Лорана, Париж, Франция
До 9 сентября 2018 года

Первая выставка Музея Ива Сен-Лорана
Музей Ива Сен-Лорана, Париж, Франция
До 9 сентября 2018 года

В Париже в бывшем здании модного дома Ива Сен-Лорана открылся музей его имени. Здесь, на авеню Марсо, легендарный кутюрье работал почти тридцать лет, с 1974 по 2002 год. Сегодня созданные в этих стенах модели стали неотъемлемой частью истории моды и XX века в целом. Ретроспективная выставка, которая продлится без малого год, объединяет порядка пятидесяти моделей, воплотивших самый дух творчества Сен-Лорана — придумавшего среди прочего женский смокинг, стиль сафари и прозрачные блузки. Коллекции, вдохновленные искусством Китая, Марокко, Испании и России, знаменитые платья с геометрическими абстракциями Пита Мондриана, а также многочисленные эскизы, фотографии, видеозаписи — все это вы найдете в обширной экспозиции, погружающей в яркую жизнь французского революционера моды.


Рейчел Уайтред

Британская галерея Тейт, Лондон, Великобритания
До 24 января 2018 года

Рейчел Уайтред
Британская галерея Тейт, Лондон, Великобритания
До 24 января 2018 года

Скульптор Рейчел Уайтред входит в число самых значительных современных британских художников. В 1993 году она стала первой женщиной, получившей престижную Премию Тернера, в числе лауреатов которой такие звезды современного искусства, как Аниш Капур, Энтони Гормли и Дэмиен Хёрст. Постоянный мотив ее творчества — замкнутое, необитаемое пространство. И хотя здесь физически отсутствует человек, память о нем остается в созданных вещах. Скульптуры Уайтред представляют собой слепки с бытовых предметов и зданий. Воспроизведенные таким образом, они оказываются не столько подобием оригинала, сколько символами памяти: словно посмертные маски, они материализуют чувство времени и его утраты. Так, одна из самых известных ее работ — «Дом» (House), реплика викторианского интерьера приговоренного к сносу здания, — разрушает саму логику дома: слепок лишь напоминает о некогда присущей ему функции, но сам непригоден для жилья. Это самая крупная на сегодня персональная выставка Рейчел Уайтред, наиболее полно представляющая ее творчество.


Магритт, Бродхарс и современное искусство

Королевские музеи изящных искусств, Брюссель, Бельгия
До 18 февраля 2018 года

Магритт, Бродхарс и современное искусство
Королевские музеи изящных искусств, Брюссель, Бельгия 
До 18 февраля 2018 года

Видимое обманчиво, а образ вероломен: сколь угодно правдоподобное изображение предмета навсегда остается лишь изображением, а не самим предметом — считал Рене Магритт. В отличие от Сальвадора Дали, бельгийский сюрреалист не визуализирует сны, а придает форму скрытым от глаз вещам, которыми он и наполняет свои картины. Спустя полвека после его смерти искусство Магритта по-прежнему зачаровывает и интригует, а художники продолжают начатые им поиски тонких, часто противоречивых связей между объектами и их бытованием в мире вещей и идей. Наряду с работами Магритта на выставке широко представлено творчество его младшего современника, бельгийского поэта и режиссера Марселя Бродхарса, который преломляет его принципы в разных медиа. Развитие тех же идей видим и в наследии Энди Уорхола, Джаспера Джонса, Роберта Раушенберга, Джорджа Кондо и многих других.

 

 

 

31 октября 2017
Инна Логунова для раздела Культура