Открытие Лувра Абу-Даби, современное наследие Магритта и Лихтенштейна и выставка нью-йоркского МоМA в Париже — об этих и других событиях в традиционном арт-обзоре Posta-Magazine.
Филиал Лувра в Абу-Даби откроется амбициозным выставочным проектом, охватывающим всю историю человечества.
«Рой Лихтенштейн: современное наследие»
Музей современного искусства (Moco Museum), Амстердам, Нидерланды |
Работы мастера поп-арта Роя Лихтенштейна — многажды увеличенные рисунки из комиксов с сатирическими подписями — узнаваемы с первого взгляда. Элементы самых известных его работ, как, например, «О, Джефф… Я тоже тебя люблю… Но…», «Тонущая девушка» или «Смотри, Микки», многократно растиражированы на предметах одежды и быта, в рекламе и кино. Современные художники, дизайнеры моды и интерьеров используют его образы уже в современном контексте, выстраивая диалог с самим Лихтенштейном и его эпохой и создавая новые смыслы. Собственно, это заложено в самом поп-арте, который в 50–60-е годы прошлого века ввел продукты потребления и массовой культуры в область искусства. Доступное по форме, творчество Роя Лихтенштейна меж тем глубоко интеллектуально, воплощая собой сложный процесс деконструкции и реконструкции образа в постоянно меняющихся обстоятельствах.
|
«Эдвард Мунк: Между часами и кроватью»
Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США |
Хотя тревожащие, ни на что не похожие образы человеческого страха, одиночества и отчуждения принесли Эдварду Мунку известность уже в ранние годы творчества, сам он считал, что истинный художественный прорыв он совершил в 1913 году в возрасте 50 лет. На протяжении всей своей карьеры он постоянно возвращался к одним и тем же темам и мотивам, перерабатывая их, смещая акценты и привнося новые оттенки эмоций. Название выставки в нью-йоркском Метрополитен-музее отсылает к одной из самых известных работ Мунка — «Автопортрету между часами и кроватью» 1943 года, во многом ключевой для понимания его творчества последних лет жизни. На нем он изображает себя стоящим между двумя очевидными символами приближающейся смерти, часами и кроватью, спиной к ярко освещенной комнате, наполненной его собственными картинами. На выставке будет представлено более сорока работ, созданных в течение шестидесяти лет, которые позволят проследить эволюцию его художественных и мучительных экзистенциальных поисков.
|
Открытие Лувра Абу-Даби
Лувр Абу-Даби, ОАЭ |
Спустя одиннадцать лет после подписания Францией и Объединенными Арабскими Эмиратами договора о строительстве Лувра Абу-Даби в начале ноября музей наконец торжественно открывает свои двери публике. На первой выставке, получившей название «Человеческая история», будет представлено около 700 экспонатов, тематически организованных в двенадцать глав, охватывающих развитие искусства от зари человечества до наших дней. Через преисторические артефакты и произведения искусства со всего мира она раскроет общие темы и мотивы, которые объединяют человеческую цивилизацию во времени и пространстве. Ежегодно в сотрудничестве с крупнейшими французскими музеями Лувр Абу-Даби будет готовить четыре масштабных выставочных проекта.
|
«Быть современным: MoMA в Париже»
Фонд Louis Vuitton, Париж, Франция |
В Париже проходит одна из самых масштабных выставок года — совместный проект нью-йоркского Музея современного искусства и Фонда Louis Vuitton, где до начала марта можно увидеть легендарные произведения из коллекции МоМА, которые складываются в наглядную историю искусств XX и XXI веков. В экспозицию, организованную как историю пополнения коллекции основанного в 1929 году музея, вошли работы Поля Синьяка и Поля Сезанна, Макса Бекмана и Марселя Дюшана, Фрэнка Стеллы и Барбары Крюгер, Ивонны Райнер и Яёи Кусамы и десятков других художников. Выставка занимает четыре этажа футуристического здания фонда, построенного по проекту лауреата Притцкеровской премии Фрэнка Гери, которое само по себе является выдающимся произведением современной архитектуры.
|
Первая выставка Музея Ива Сен-Лорана
Музей Ива Сен-Лорана, Париж, Франция |
В Париже в бывшем здании модного дома Ива Сен-Лорана открылся музей его имени. Здесь, на авеню Марсо, легендарный кутюрье работал почти тридцать лет, с 1974 по 2002 год. Сегодня созданные в этих стенах модели стали неотъемлемой частью истории моды и XX века в целом. Ретроспективная выставка, которая продлится без малого год, объединяет порядка пятидесяти моделей, воплотивших самый дух творчества Сен-Лорана — придумавшего среди прочего женский смокинг, стиль сафари и прозрачные блузки. Коллекции, вдохновленные искусством Китая, Марокко, Испании и России, знаменитые платья с геометрическими абстракциями Пита Мондриана, а также многочисленные эскизы, фотографии, видеозаписи — все это вы найдете в обширной экспозиции, погружающей в яркую жизнь французского революционера моды.
|
Рейчел Уайтред
Британская галерея Тейт, Лондон, Великобритания |
Скульптор Рейчел Уайтред входит в число самых значительных современных британских художников. В 1993 году она стала первой женщиной, получившей престижную Премию Тернера, в числе лауреатов которой такие звезды современного искусства, как Аниш Капур, Энтони Гормли и Дэмиен Хёрст. Постоянный мотив ее творчества — замкнутое, необитаемое пространство. И хотя здесь физически отсутствует человек, память о нем остается в созданных вещах. Скульптуры Уайтред представляют собой слепки с бытовых предметов и зданий. Воспроизведенные таким образом, они оказываются не столько подобием оригинала, сколько символами памяти: словно посмертные маски, они материализуют чувство времени и его утраты. Так, одна из самых известных ее работ — «Дом» (House), реплика викторианского интерьера приговоренного к сносу здания, — разрушает саму логику дома: слепок лишь напоминает о некогда присущей ему функции, но сам непригоден для жилья. Это самая крупная на сегодня персональная выставка Рейчел Уайтред, наиболее полно представляющая ее творчество.
|
Магритт, Бродхарс и современное искусство
Королевские музеи изящных искусств, Брюссель, Бельгия |
Видимое обманчиво, а образ вероломен: сколь угодно правдоподобное изображение предмета навсегда остается лишь изображением, а не самим предметом — считал Рене Магритт. В отличие от Сальвадора Дали, бельгийский сюрреалист не визуализирует сны, а придает форму скрытым от глаз вещам, которыми он и наполняет свои картины. Спустя полвека после его смерти искусство Магритта по-прежнему зачаровывает и интригует, а художники продолжают начатые им поиски тонких, часто противоречивых связей между объектами и их бытованием в мире вещей и идей. Наряду с работами Магритта на выставке широко представлено творчество его младшего современника, бельгийского поэта и режиссера Марселя Бродхарса, который преломляет его принципы в разных медиа. Развитие тех же идей видим и в наследии Энди Уорхола, Джаспера Джонса, Роберта Раушенберга, Джорджа Кондо и многих других.