Культура

Новые законы искусства и грядущий мир: выставки этого лета в Москве

Культурная афиша этого лета в Москве изобилует громкими именами и событиями, которые нельзя пропустить. Рассказываем о самых интересных и выставках.

Проект звезд современного искусства Аниша Капура и Марины Абрамович, показ коллекций Fondation Louis Vuitton и Сергея Щукина — рекомендуем внести эти и другие события в ваши планы на лето.

«VR: Новые законы искусства»

Мультимедиа Арт Музей
31 мая-16 июня

«VR: Новые законы искусства» — выставка Beat Film Festival в МАММ, объединившая VR-работы четырех художников с мировым именем: Марины Абрамович, Аниша Капура, Натали Юрберг и Луизы Клеман. «Погружение» Марины Абрамович призвано привлечь внимание к климатическим изменениям: глобальному потеплению и таянию ледников. Зритель оказывается один на один с заключенной в стеклянном кубе художницей и волен сделать выбор, который спасет ее и вместе с ней планету. Аниш Капур (работа «Внутрь себя, падайте») приглашает в путешествие по телу и сознанию человека. Художник говорит, что отправной точкой его первого VR-эксперимента стало ощущение падения, которое способна создать эта технология, и предлагает «упасть» в это не имеющее конца и начала пространство, пережив новый для себя психологический опыт. Натали Юрберг создает в соавторстве с композитором Хансом Бергом видеоинсталляции в технике покадровой анимации. Ее VR-работа «Все закончится звездами» погружает в пространство архетипических пейзажей из детских сказок, где развитие сюжета в том или ином направлении зависит от вашего поведения — достаточно одного поворота головы, чтобы действие сменило ход. В проекте «Апории» Луиза Клеман размышляет о возможностях искусственного интеллекта: три манекена без лиц общаются между собой и со зрителем, осваивают новые коммуникативные навыки, эмоциональные реакции и даже лгут.


«Им 20 лет»

Центр Вознесенского
До 30 сентября

Известный театральный художник Алексей Трегубов вместе с куратором проекта киноведом Зоей Кошелевой превратил в тотальную мультимедийную инсталляцию весь первый этаж открывшегося этой весной Центра Вознесенского. За основу взят культовый фильм Марлена Хуциева «Мне двадцать лет» 1955 года, ставший одним из символов оттепели. Мы совершаем путешествие в эпоху создания картины из разных временных точек. Вот комната современного молодого человека, где мы погружаемся в его впечатления от просмотренного фильма и размышления о времени молодости его бабушки и дедушки. Затем оказываемся в зале под названием «Политехнический», здесь настоящее и прошлое параллельны: мы наблюдаем за Андреем Вознесенским, Андреем Тарковским, Булатом Окуджавой, Евгением Евтушенко и другими героями того времени. А в зале «Родина» уже невозможно разграничить временные реальности, которые, преломляясь друг в друге, порождают бесконечное множество историй. В проекте использованы фотографии и киноматериалы Госфильмофонда России и частных архивов.


«Коллекция Fondation Louis Vuitton. Избранное»
«Щукин. Биография коллекции»

ГМИИ им. А.С. Пушкина
19 июня-29 сентября

Пушкинский музей готовит главные выставочные блокбастеры лета. Все три этажа Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков займут произведения одной из самых крупных коллекций современного искусства — собрания Fondation Louis Vuitton, принадлежащего президенту группе компаний LVMH Бернару Арно. На выставке будут представлены едва ли не все самые громкие имена XX века: от Альберто Джакометти, Ива Кляйна, Жан-Мишеля Баския, Энди Уорхола до Герхарда Рихтера, Зигмара Польке, Кристиана Болтански и Марины Абрамович. Этот проект продолжает начавшееся несколько лет назад сотрудничество ГМИИ им. А.С. Пушкина и Fondation Louis Vuitton: в 2016-2017 годах в парижском здании фонда с большим успехом прошла выставка «Шедевры новой живописи. Собрание Сергея Щукина», впервые объединившая коллекцию знаменитого московского мецената, драматически разделенную в советское время между Пушкинским музеем и Эрмитажем. Она вновь объединится этим летом в главном здании ГМИИ на выставке «Щукин. Биография коллекции». Помимо того, что проект охватит важнейшие художественные течения рубежа XIX-XX веков, он также расскажет об истории формирования коллекции, личности ее владельца и роли в развитии российского искусства.


«Грядущий мир: экология как новая политика. 2030–2100»

Музей современного искусства «Гараж»
28 июня-1 декабря

Крупные выставочные проекты «Гаража» — всегда из разряда must see, и этот не исключение. Он объединит произведения более 50 авторов, среди которых работы как современных, так и исторических художников, в которых отражаются взаимоотношения человека и природы: от голландского пейзажа XVII века и «органической культуры» в русском авангарде до возникшего в 1969 году ленд-арта. Вынесенные в заглавие выставки даты отсылают к резонансным научным и фантастическим прогнозам. Так, в 2030 году, по подсчетам известного эколога и демографа Пола Эрлиха, человечество исчерпает мировые запасы нефти. А 2100 год в книгах писателя-фантаста Артура Кларка обозначен как начало заселения людьми других планет. «Грядущий мир» — это попытка конструирования ближайшего будущего перед лицом экологической катастрофы: каким оно будет, зависит только от нас и нашего поведения. Мы можем активно двигаться к коллапсу, а можем столь же энергично делать так, чтобы его не случилось. Первым проектом выставки станет премьера шестиканальной видеоинсталляции Джона Акомфры «Пурпур» — эпического масштаба видеосаги британского художника об изменениях климата.

29 мая 2019
Инна Логунова для раздела Культура