В Музеях Московского Кремля — в Одностолпной палате Патриаршего дворца и выставочном зале Успенской звонницы — открыта интереснейшая выставка «Элегантность и роскошь ар-деко. Институт костюма Киото, ювелирные дома Cartier и Van Cleef & Arpels».
Вечерние и повседневные наряды
от Коко Шанель или Поля Пуаре, утонченные шляпки от модных в начале прошлого века итальянских домов, изысканные ювелирные украшения и аксессуары — выставка понравится и просто любителям той эпохи, и модным экспертам.
Одежда — одно из важнейших проявлений нашего бытия, полагают — и вполне справедливо — в Институте костюма Киото. Специалисты института знают, о чем говорят: на протяжении многих лет они могли изучать предметы своей коллекции одежды, считающейся одной из крупнейших в мире. В институте собрана действительно широчайшая подборка исторических костюмов, обуви и модных аксессуаров с XVIII века до наших дней.
Так что когда стало известно о том, что в Москве открывается выставка, на которой — впервые в России! — будет показана коллекция женской одежды европейских домов высокой моды эпохи ар-деко из собрания киотского института, многие столичные модники, дизайнеры и модные эксперты отправились в Музеи Московского Кремля для детального осмотра.
В центре — вечернее платье (шелковый газ, золотая нить, вышивка, плетение) от Мадлен Вионне (1927 г.)
Слева: вечернее платье из шелкового атласа с золотым кружевом от Жана-Филиппа Ворта (около 1910 г.), справа: шелковое платье с вышивкой от британского бренда Liberty & Co (1909 г.)
Почему для экспозиции была выбрана тема ар-деко? Как рассказали нам на открытии выставки ее кураторы, Музеи Московского Кремля решили обратиться к ар-деко как удивительному художественному и социокультурному явлению XX столетия: этот стиль яркой творческой фантазии, вдохновленный европейской классикой и модернизмом, культурой древних цивилизаций, народными традициями и бурным развитием технологического прогресса, отразился на всех видах искусства в 1920–1930-е гг. и не утратил своей актуальности до сих пор.
Обращение именно к женской одежде тоже вполне объяснимо. В эпоху ар-деко социокультурная роль женщины стала более значимой, яркой и динамичной. Силуэты женских туалетов менялись, стремясь к свободным формам, дамы коротко стригли волосы, пользовались косметикой, что неминуемо отразилось на эстетике ювелирных украшений и появлении новых типов драгоценных аксессуаров. Интересно, что большая часть представленных на выставке образцов была специально отреставрирована для этого проекта и впервые покинула Японию и пределы института. Среди экспонатов — вечерние платья и манто, танцевальные и коктейльные ансамбли, а также особая разновидность нарядных платьев, которые появляются в женском гардеробе в эпоху ар-деко под названием robe de style (стильные платья).
Вечерние платья из шелкового шармеза и тюля от Chanel (около 1929 и 1922 гг.)
Платье из узорной парчи с вышивкой бисером от модного дома Callot Sceurs (1922 г.)
Завораживают и потрясающие украшения 1910-1930-х гг. ХХ века, предоставленные партнерами выставки, ювелирными домами Cartier и Van Cleef & Arpels, вместе с оригинальными эскизами и фотографиями из их архивов. Впервые одежда и украшения как единый ансамбль были представлены по инициативе Луи Картье и Жанны Ланвен в павильоне «Элегантность» на выставке Exposition internationale des arts décoratifs et industriels modernes (1925 г.) в Париже — собственно, она и дала впоследствии название стилю ар-деко.
Несессер «Китайская ваза» от Cartier (1927 г.). Колье-воротник от Van Cleef & Arpels (1929 г.)
Пудреница «Синий поезд» от Van Cleef & Arpels (1931 г.)
Бандо от Cartier (1924 г.)
Платье из шелкового шармеза с аппликацией от Мадлен Вионне (около 1922 г.) и аксессуары
Детали от Posta-Magazine
Выставка работает до 11 января 2017 г.
http://www.kreml.ru/