Обладательница VIP-карточки Armory show Елена Пантелеева рассказывает о законах, расписании, маршрутах и главных героях только что закончившейся ярмарки.
Знатоки призывают думать сердцем
при выборе шедевров в частную коллекцию,
хотя законы арт-рынка никто не отменял.
У ярмарки современного искусства Armory show хорошая репутация. Впрочем, туда стоит съездить уже только потому, что она проходит в Нью-Йорке. А этот город, как известно, является столицей мира.
К обладателям VIP-карточек здесь отношение особое. Примерно за месяц до официального открытия персональная информационная рассылка подробно извещает о том, что эта ярмарка — 14-я по счету, что в этом году главными гостями являются галереи из северных стран (Дании, Норвегии, Швеции, Исландии и Финляндии) и что это, конечно же, «best show ever». А начиналось все в 1994-м году в отеле Gramercy, где четыре американских арт-дилера сделали Gramercy International Art Fair. Поскольку продажи росли, количество участников увеличивалось, потребовалось больше места, и ярмарка переехала поближе к реке Гудзон на причалы 92 и 94 в огромное пространство бывшего пассажирского судового терминала. Очень удобно, кстати: в трех шагах находится знаменитый район Chelsea Gallery, где количество галерей на квадратный метр сравнимо по плотности с бутиковым великолепием на Мэдисон авеню.
Ярмарки работают по своим законам: самым престижным временем для визита является утро первого дня — и Armory show не исключение. Правило «кто раньше встает — тому бог подает» действует безотказно. Настоящие коллекционеры понимают, что в 9 AM по местному времени речь идет не столько о стоимости, сколько о самой возможности купить понравившуюся работу.
Трудна и увлекательна не только участь коллекционера — быть VIP-персоной на этом празднике арт-жизни тоже требует отличной физической подготовки. С 9 до 10 утра закрытое посещение музея Гуггенхайма и выставки скульптора Джона Чемберлена. Затем музей американского искусства и Whitney biennale. Позже обсуждение творчества новых израильских авторов (оно ценится как очень эмоциональное и весьма перспективное) среди маститых кураторов и критиков в Sothebys. Затем визит на персональную выставку Синди Шерман в МОМА, где Ева Респини, куратор отдела фотографии, проводит персональную экскурсию. И еще — осмотр стендов галерей, которые участвуют в ярмарках-сателлитах (Volta, Independent, Dependent, Scope, несть им числа)…
Являясь центральным событием, Armory show, словно магнит, притягивает к себе различные параллельные мероприятия. А ведь в промежутках нужно найти силы и время переодеться и перекусить. Но кто об этом думает, если в руках пригласительный и есть шанс завершить день на вернисаже французского художника Николаса Пола Rooms At The NeverLodge, который устраивает Владимир Рестуан Ройтфельд, сын знаменитого бывшего главного редактора французского Vogue Карин Ройтфельд?! «Разве я здесь, чтобы спать?» — главная мысль, когда заказываешь wake up call на 8 утра следующего дня.
Посещение частных коллекций — вот то, ради чего многие приезжают в Нью-Йорк. Например Artisanal house в Сохо Съюзан и Марвина Нумерофф.
«Мои предки были русскими», — гордо заявляет 81-летний хозяин и проводит экскурсию по выставке рисунков в стиле фильмов нуар голландца Марселя ван Ээдена.
«А на третьем этаже что?» — «Там мы живем, и это уже приватная территория». Барбара и Говард Морс, которые являются обладателями квартиры в престижном Вест сайде оказались более открытыми во всех смыслах. В распоряжении любопытных посетителей — каждый квадратный метр от спальни до кухни. При входе каждому раздается спецификация-опись всех произведений искусства, населяющих это пространство. Матиас Фальдбаккен, Вирджиния Овертон, Келли Уокер. «Почему вам это нравится?» — «Эта работа серебряного цвета. And I LOVE silver!» Ответ достойный настоящего коллекционера. Нравится / не нравится — вот главный принцип создания коллекции. Думайте сердцем — совет всех профессионалов от искусства. Конечно, бизнес никто не отменял. Но Говард Морс смотрит на эти странные арт-объекты так же нежно, как на свою жену, с которой они вместе уже 20 лет. А что вы думали? Искусство — это серьезно.
Слева направо, по часовой стрелке:
VIP-карточка Armory show, работа Вирджинии Овертон в гостиной четы Морс, работа Кариссы Родригес в спальне коллекционеров Морс, работа Ричарда Гамильтона в Alan Cristea Gallery Armory show
Volta Art Fair
Слева направо, по часовой стрелке:
Работа Евгения Антуфьева на стенде российской галереи «Риджина» на Armory show, работа финского художника Вейко Хирвимаки на Armory show, работа Николаса Пола на его выставке Rooms At The NeverLodge