Культура

КиноБизнес изнутри с Ренатой Пиотровски: интервью с Анной Чуриной

Анна Чурина и Рената Пиотровски

Ведущая рубрики «КиноБизнес изнутри» Рената Пиотровски поговорила с актрисой Анной Чуриной о фильме «Непослушная» с Александром Петровым, сценарном мастерстве и любимых книгах.

Пора играть мам…

«Папы против мам», «Непослушная», «Доктор» — видимо, для меня настал момент, когда пора играть мам! (Смеется.) На самом деле мамы бывают разные, мамы бывают в любом возрасте, и роли мам меня абсолютно не смущают. Тем более что во всех этих проектах мамы такие разные. В фильме «Доктор» мама — влюбленная в себя женщина, по-своему несчастная, пытается «покупать» дочку и компенсировать свое к ней недостаточное внимание подарками, то есть это история про травмированного родителя. А в картине «Папы против мам» это женщина, любящая своего сына и идущая на хитрости ради того, чтобы он был счастлив. А хитрости связаны с тем, что отец, довольно брутальный МЧС-ник, не разрешает сыну ходить на «Танцы на льду», а сын, покрываемый мамой, притворяется, что ходит на хоккей, чтобы не расстраивать папу. Она понимает его по-женски, по-матерински, тут мама теплая и любящая.

Анна Чурина

Меняешься на клеточном уровне

Роль мамы в реальной жизни — это большое счастье и огромная ответственность. Мне кажется, мамы вообще не отдыхают никогда, они всегда на посту, 24 часа в сутки. Даже моя взрослая 16-летняя дочь может встать посреди ночи и сказать, что что-то болит или просто попросить посидеть с ней. Я смотрю на своих родителей, на родителей мужа, и понимаю, что для них мы сами — всегда дети. Мама — это навсегда. Став мамой, ты меняешься на клеточном уровне. Я очень люблю быть мамой и даже уже не помню, как жить иначе. У меня две младшие сестры, и в детстве я часто, помогая маме, выполняла функции няни: ухаживала, водила в детский сад, готовила обеды, ужины. Так что эта ответственность легла на меня довольно рано.

Главный принцип в воспитании — любовь

Когда я забеременела, я скупила половину книжного магазина: книги о раннем развитии, о воспитании подростков… Когда дочь была совсем малышкой, моей настольной книгой была работа американского педиатра Бенджамина Спока. Но все же «строго по книгам» я точно Ксюшу не воспитываю: опыт каждой семьи уникален, становясь родителями, мы берем пример со своей семьи. К счастью, у меня семья очень счастливая и у меня было очень счастливое детство — и я надеюсь, это счастье я смогла «по наследству» передать и Ксюше. Кризисы, конечно, бывают у всех. Но главный принцип в воспитании — любовь, нужно дать ребенку как можно больше любви и уверенности в себе и в своих силах. Я стараюсь не сравнивать ребенка ни с кем. Помню момент, когда мне действительно помогла лекция Петрановской. Ксюша, неожиданно для меня вступив в подростковый возраст, начала меня буквально испытывать, но прослушав эту лекцию, я поняла, что это неосознанное испытание родителя: а вот таким ты меня принимаешь, а таким ты меня терпишь, а вот таким все равно любишь?

Рената Пиотровски и Анна Чурина
Анна Чурина и Рената Пиотровски

«Непослушная»

14 февраля выходит в прокат эротическая мелодрама «Непослушная» режиссера Дмитрия Суворова (который, кстати, также снял прекрасный фильм «Одна»). Я играю маму (а, возможно, мачеху) героя Саши Петрова. Съемки шли быстро, бодро и очень искрометно:
с профессионалами всегда хорошо работать! У нас были сцены с Сашей, с Яном Цапником и с молодой артисткой Асей Резник, которая, кстати, очень ярко сыграла главную роль в «Капельнике». Мне понравилось, что Дима, режиссер, был очень открыт к нашим предложениям: уже готовые написанные сцены мы все вместе перерабатывали и делали еще сочнее.

Слишком смело

«Непослушная» — провокационный фильм. Когда я начала читать сценарий, подумала, что это, возможно, даже слишком смело для российского кинематографа! Но нет, это не просто эпатаж ради эпатажа, не эротика ради эротики, это сложный философский фильм, который заставляет думать.

Анна Чурина (в смокинге Atelier Inspired) на премьере фильма «Непослушная»
Анна Чурина (в смокинге Atelier Inspired) на премьере фильма «Непослушная»

Открыть новую страницу

Ярко эротическое кино воспринимается, когда ты молод или когда в реальности такие вещи под запретом. Я помню, как в подростковом возрасте увидела фильмы «Девять с половиной недель», «Голубая лагуна», «Дикая орхидея» — они, конечно, поражали своей чувственностью и открыли для меня какую-то новую страницу и тайны взрослой жизни. Тем более что эти картины очень красиво сняты — настоящая классика. Надеюсь, «Непослушная» тоже кому-то поможет увидеть мир шире. А еще из откровенного кино меня когда-то впечатлила трагедия «Калигула» Тинто Брасса.

Каждый день

День святого Валентина — отличный повод признаться друг другу в любви. Но я считаю, что еще прекраснее, если о любви люди говорят друг другу каждый день. И не только говорят, но и делают дела любви, то есть поддерживают друг друга, оказывают знаки внимания, делают подарки. День святого Валентина нужно праздновать каждый день — и тогда в мире будет меньше войн, меньше ссор, меньше разводов. Потому что любовь все сгладит и вылечит, я в это верю. Однажды мы с мужем отпраздновали 14 февраля на необитаемом острове на Мальдивах, питаясь фруктами и запивая шампанским. (Смеется.)

Анна Чурина

«Папы против мам»

23 февраля выходит в прокат настоящая семейная комедия «Папы против мам». Это легкий философский фильм о вечном — о любви, о семье, о том, что люди должны слушать и слышать друг друга, уметь идти на компромисс. По сюжету две семьи живут на одной лестничной клетке, и две мамы-сестры, поссорившись со своими мужьями, съезжаются, приглашая зрителя понаблюдать за комедией положений. Дети — между двух огней, в таких историях они всегда самое уязвимое звено. Комедия — самый сложный жанр, мы старались соблюдать баланс смешного и грустного и задавать правильные вопросы. Кто главнее — папа или мама? Я думаю, многие семьи узнают себя в ситуациях, в которые попадают герои фильма. Ну а мы надеемся, что этой картиной сможем… снизить процент разводов в стране!

Анна Чурина и Рената Пиотровски

«Машина»

Я с детства пишу стихи и рассказы, по первому образованию я учитель английского и французского и филолог. А теперь пишу сценарии. Самый первый (для короткометражки) я писала вместе с моей однокурсницей Олей Зайцевой. Потом был сценарий короткого метра «Машина»: он получил огромное количество призов на международных фестивалях, и меня с моим соавтором, подругой и однокурсницей Натальей Мишкиной, даже номинировали как лучших сценаристов в Торонто на фестивале короткого метра. И сейчас мы вместе с Наташей продолжаем писать: надеюсь, скоро будет о чем рассказать. Прямо сейчас мы готовим сценарий под одну заявку, и приходится работать по пять-шесть часов в день.

В сценариях меня всегда клонит в эксцентрическую комедию или даже в фарс. (Смеется.) Но до драмы тоже обязательно доберусь! Но сейчас моя основная профессия — играть, поэтому сценариями занимаюсь только в свободное от съемок время.


Сценарий для «Машины» мы писали вместе, режиссером была Наташа, а продюсером — я. И мы же сыграли в фильме главные роли. Снимали своими силами — так что получилось творчество в чистом виде.


Анна Чурина и Рената Пиотровски

Чем больше смотришь

Чтобы писать, нужно, во-первых, иметь к этому талант, а во-вторых, разбираться в структуре таких текстов. Я прочитала огромное количество книг по сценарному мастерству, прослушала массу лекций, дома у меня целая библиотека по драматургии — в этом вопросе никогда нельзя переставать учиться. Плюс важно смотреть
как можно больше фильмов и анализировать их с точки зрения сценария: мы с Наташей часто обсуждаем новые проекты и то, как сценаристы подсаживают зрителя на крючок или, наоборот, теряют внимание из-за нелепой ошибки. Чем больше смотришь кино, тем больше понимаешь, как это устроено.

Кино:
идеальные сценарии

  • «Аватар»
  • «Таксист»
  • «12 разгневанных мужчин»
  • «Некоторые любят погорячее»
  • «Бриллиантовая рука»
  • «Черная кошка, белый кот»
  • «Большой куш»
  • «Карты, деньги, два ствола»
  • «Интерстеллар»
  • «Лабиринт Фавна»
  • «Бегущий по лезвию»
  • «Страна глухих»

Сериалы:
идеальные сценарии

  • «Вторжение»
  • «Топи»
  • «1703»
  • «Инсомния»
  • «Домашний арест»
  • «Обычная женщина»
  • «Капельник»
  • «Нарко: Мексика»
  • Happy End
  • «Звоните ДиКаприо!»
  • «Мертвое озеро»
  • «Эпидемия»
Анна Чурина
Анна Чурина

«Чебурашка»

У «Чебурашки» Дмитрия Дьяченко, который сейчас бьет все рекорды по кассовым сборам, — отличный сценарий: выверенный, жанровый. Именно в нем — секрет успеха. Точно так же, как успех «Аватара» обусловлен именно его сценарием.

В курсе всего

Сценарист — это априори человек, который постоянно читает, это человек, который в курсе всего. Потому что сюжетов не так уж много, а вот вариаций этих сюжетов — сколько угодно. И важно быть в курсе, какие «вариации» сейчас в тренде. Ведь сценарист не придумывает нового, он складывает новый пазл из одних и тех же кирпичиков, увлекая зрителя в свою паутину.

Анна Чурина

Удивила и согрела

Из последнего прочитанного меня особенно поразила потрясающая книга «Женщины Лазаря» Марины Степновой: она и удивила, и согрела, и дала ощущение и хрупкости бытия, и при этом какой-то силы, которая у нас у всех есть. Много сил и мыслей мне дала эзотерическая книга «Бегущая с волками: Женский архетип в мифах и сказаниях». А еще недавно я полюбила славянские мифы. И, конечно, регулярно перечитываю классику: наконец во взрослом возрасте вернулась к книге «Женщина французского лейтенанта» Фаулза — и голосую за второй финал. (Смеется.)

Мои любимые книги

  • «Женщины Лазаря», Марина Степнова
  • «Имя розы», Умберто Эко
  • «Женщина французского лейтенанта», Джон Фаулз
  • «Земля», Михаил Елизаров
  • «Щегол», Донна Тартт
  • «Русская мифология: мир образов фольклора», Н. Криничная
  • «Миф и жизнь в кино: Смыслы и инструменты драматургического языка», А. Талал
  • «100 лет одиночества», Габриэль Гарсия Маркес
  • «Кино между адом и раем», А. Митта
  • «Спасите котика! И другие секреты сценарного мастерства», Блейк Снайдер

Генеральный продюсер проекта: Аниса Ашику
Фото: Ян Кооманс