Стиль жизни

Психология успеха: невозможно сделать карьеру, не умея говорить о своих амбициях

Биргит Неу, сопредседатель группы «гендерных» специалистов The Network of Networks for Gender, в качестве главного «карьерного двигателя» называет умение вербализировать свои амбиции.

Психолог Аннета Орлова анализирует

«постулаты» Биргит и рекомендует
подавать свои стремления «под мягким соусом».

Авторитетный британский психолог и глава консалтингового агентства Neuchange Биргит Неу убеждена, что ваш карьерный рост напрямую зависит от хорошо сформулированных «запросов». Определитесь сами, чего хотите и к какой должности стремитесь, поставьте в известность начальника и обязательно расскажите о своих мечтах и планах всем, кто влияет на его мнение, и будьте готовы хвататься за представившуюся возможность в любой момент: если вы запланировали отпуск, а должность вашей мечты неожиданно освободилась, пожертвовать придется либо отпуском, либо должностью!

Однако мне кажется, карьерный рост — это «коллективный вид спорта», где ваш личный успех напрямую зависит от самореализации ваших коллег, а потому добиваться повышения нужно неагрессивно и «без жертв».

Очень часто человек с хорошим образованием, опытом и бэкграундом так неосторожно на собеседовании высказывается о своих амбициозных планах, что остается без работы. Согласитесь, неразумно заявлять начальнику HR-отдела, что через три года вы планируете занять должность директора по персоналу! Готов ли он пожертвовать ради вас своим местом и так же ли он амбициозен сам? Момент тонкий. Есть гораздо более безопасный способ продемонстрировать ваши планы: вас мотивирует стабильность, хороший коллектив, материальная составляющая, и вам непременно хотелось бы профессионально расти. «Расти куда?» — настаивает на конкретике интервьюер. — «Расти вместе с командой», — ваш ответ! Это будет означать, что вы нацелены на успех, но ради него не пойдете по головам.

Сегодня важно помнить: основа успеха — это умение ставить цели, существующие в синтезе с целями коллег. Бывают суперлидеры, своей волей, харизмой или уникальным образованием способные переломить мнение всего коллектива, но таких людей — единицы. И гораздо более «удобный» способ расти — это развивать, помимо профессиональной компетенции, компетенцию коммуникативную, развивать в себе умение сотрудничать.

Эгоцентрированные личности сфокусированы на личном успехе, альтероцентрированные — на жертвенной помощи другим и из них получаются прекрасные помощники, а вот социоцентрированный тип личности идеален для продвижения. Он учитывает и свои цели, и цели коллег, отлично работает в команде. Как футбольной команде ничего не удастся добиться, если каждый игрок — единоличник, так и в бизнесе — «коллективной игре в деньги» — важна слаженная работа команды. В новом коллективе не стоит сразу декларировать свое профессиональное превосходство, иначе коллеги увидят в вас угрозу и буквально выдавят из коллектива. Сначала освойтесь, мимикрируйте.

Еще один совет Биргит Неу — «Необходимость постоянно повышать свою профессиональную компетенцию и выходить за рамки своих прямых должностных обязанностей», я тоже не рекомендую ограничивать «сухой работой».

Успеха можно добиться только в той работе, которую любишь. Уинстон Черчилль говорил: «Самая лучшая хитрость — это честность». И если вам нравится работа, обманывать никого не придется, ваша внутренняя мотивация делает вас естественно вовлеченным в процесс. Если же работу вы не любите, то двигать вперед вас будет не внутренняя мотивация, а внешняя, инструментарная — грубо говоря, зарплата — и вероятность серьезного роста здесь равна нулю. И я рекомендую не воспринимать «продвижение» исключительно как механическое освоение новых «функций». Важно расти психологически — поставить себе цель каждую неделю знакомиться хотя бы с одним интересным и близким вам по духу человеком, читать книги успешных людей и бороться с собственными страхами: страхом выделиться, страхом ответственности или страхом проиграть в личной жизни на фоне успехов в работе, как героиня Энн Хэтэуэй в «Дьявол носит Prada».

Впрочем, прежде чем бросаться в бой, хорошенько подумайте, готовы ли вы инвестировать свое время в эту карьерную гонку.

Сегодня общество прикладывает невероятные усилия, чтобы сформировать у вас чрезмерно высокие требования к себе. И эти привитые с детства патологические сверхзадачи, этот груз «необходимости успешности» давит и мешает принимать правильные решения, достичь гармонии с собой. Разберитесь, куда вы идете и не являются ли ваши амбиции результатом навязанных обществом стереотипов, и примите взвешенное решение. Порой волонтеры — счастливее бизнесменов на дорогой машине.

 

 

 

24 сентября 2015
Анетта Орлова для раздела Стиль жизни