Стиль жизни

Андре Юнебель, мастер-стеклодел и создатель Фантомаса

Андре Юнебель, мастер-стеклодел и создатель Фантомаса

Анастасия Магницкая, коллекционер и галерист, продолжает рассказывать нам о гениальных мастерах прошлого, изделия которых попали в ее коллекцию.


В какое интересное время мы живем: мир меняется на наших глазах. Еще зимой мы планировали долгожданные летние каникулы на море и мечтали о них, а сегодня сидим по домам с запасом стерилизующих жидкостей… Зато у каждого появилась возможность оценить все важное и второстепенное в жизни, освоить что-то новое, прочесть то, на что раньше не было времени. Я очень люблю читать биографии известных людей и анализировать истории успеха.

Пару недель назад, прочитав историю Пегги Гуггенхайм, я провела параллель со своей собственной жизнью.


Ее невероятная коллекция собралась из того, что было доступно «здесь и сейчас».


Она всей душой любила художников Возрождения, но в финансовом плане могла себе позволить лишь современное искусство. В моей жизни происходит то же самое: мне очень нравится стекло René Lalique довоенного периода, но это десятки тысяч долларов за предмет, и пока это лишь в моем вишлисте. Зато работы менее известных современников Рене Лалика на сегодняшний день недооценены, а ведь они порой не уступают ему по технологиям и дизайну, но вместе с тем вполне доступны по цене, несмотря на свою редкость.

Коллекция французского стекла 1930-х годов
@irakliz

Несколько лет назад я начала собирать свою коллекцию французского стекла 1930-х годов, почти ничего не зная об авторах, мануфактурах, руководствуясь лишь собственными стилевыми пристрастиями.

При покупке очередного предмета без клейма или гравировки меня привлекала его сугубо утилитарная функция: ваза — для цветов, тарелка — для фруктов, но через какое-то время я узнавала, что это не просто ваза или тарелка, а «историческое наследие Франции», при этом автор известен и гениален.

Коллекция французского стекла 1930-х годов

Очень часто мануфактуры пользовались бумажными этикетками, которые со временем отваливались, и идентифицировать предмет помогали лишь каталоги фабрик, которые не всегда издавались.

Так было и с Андре Юнебелем (André Hunebelle), чьи предметы оказались в моей коллекции задолго до того, как я узнала об авторе. Одно время он делал не клеймо, а лишь наклейку, в другое время — выполнял тиснение своего имени лишь на экспортные варианты, в какой-то период сотрудничества со скульптором Роже Коньвиллем он использовал обе фамилии, свою и его, для маркировки изделий.


Его стиль всегда узнаваем: это четкие геометрические линии, вписанные в невероятно элегантные формы ар-деко.


Андре Юнебель

Математик по образованию (Парижская политехническая высшая школа), эстет, щеголь и модник, Андре Юнебель был талантлив во всем, за что бы ни брался. До Второй мировой войны он весьма успешно производил стекло по собственному дизайну и имел шикарный магазин в Париже на Елисейских полях. Его покупателями были представители парижской богемы и аристократии, его изделия создавались на лучшей хрустальной мануфактуре того времени Choisy le Roi, а пресс-формы по его эскизам изготавливал тот же мастер, что и для марки René Lalique. Пресс-формы делались из дерева, и говорят, что каждая из них выдерживала не более 50 оттисков. Отсюда ограниченные тиражи. Гораздо позднее стали использовать чугун, но он не давал таких четких линий.


Люкс всегда связан с ручным трудом и вниманием к мельчайшим деталям.


Коллекция французского стекла 1930-х годов

Сам Андре однажды написал, что хотел быть «адептом абстрактного искусства, где сочетаются геометрическая точность, поэзия линий и прозрачность».

К сожалению, война внесла свои коррективы, и магазин Юнебеля прекратил свою работу в 1938 году.

Довольно скоро, в 1941 году, Андре Юнебель кардинально меняет свою жизнь, став режиссером и кинопродюсером. Мир кино увлекает его на долгие годы, в его фильмографии более 30 известных кинокартин, а свой последний фильм он снял в 82 года.

Люди моего возраста и старше прекрасно помнят комедийную фантастическую трилогию «Фантомас» с Луи Де Фюнесом и Жаном Маре в главной роли. Даже в эпоху железного занавеса этот фильм стал лидером советского проката, его посмотрели 45,5 миллионов человек.


Воистину, талантливый человек талантлив во всем.


Однако французское кино «Новой волны» заставило Юнебеля практически оставить режиссуру — пришла новая эстетика, новая публика, которой уже было мало просто развлечения. Впрочем, в 1974 году он сумел вернуть любовь зрителей, сняв в роли четырех мушкетеров участников музыкальной и комик-группы «Шарло». С ними в итоге вышло два фильма «Четыре мушкетера Шарло» и «Четверо против кардинала». В 1985 году Андре Юнебеля, мастера-стеклодела, режиссера и продюсера, не стало. Он ушел в возрасте 89 лет.

Коллекция французского стекла 1930-х годов

Сегодня Юнебеля знают именно как одного из крупнейших и успешных режиссеров 1950-1960-х годов, на которые пришелся пик его кинокарьеры. Он — одна из ключевых фигур жанра «плаща и шпаги» и формата коммерческого кино. Тем удивительнее находить сегодня его изделия из стекла, настоящие шедевры дизайна, оригинальные творения мастера с тонким восприятием линий и форм, которые даже на современный взгляд выглядят актуальными и даже авангардными. И тем драгоценнее для меня каждый из предметов его авторства, попавший в мою коллекцию.

Коллекция французского стекла 1930-х годов
04 июня 2020
Анастасия Магницкая для раздела Стиль жизни