Авто

Художник Анатолий Akue — о постпандемийном искусстве, немецком культурном коде и новом Opel Crossland

Художник Анатолий Akue — о постпандемийном искусстве, немецком культурном коде и новом Opel Crossland

Фото: Ян Кооманс

Вместе с брендом Opel и художником Анатолием Akue мы построили «немецкий» гид по Москве и поговорили о том, как пандемия развернула наши интересы в сторону человека и как уличное искусство помогает раскрыть потенциал каждого из нас, а также о том, почему даже в таком эмоциональном искусстве, как стрит-арт, важны немецкая собранность и основательность.

Красота не ради красоты, а ради того, чтобы сделать будничную жизнь каждого из нас ярче и комфортнее — этот подход близок и художнику, и бренду Opel, который стал для нас идеальным олицетворением немецкого функционального, но в то же время эмоционального подхода. Немцы умеют превратить бывший монастырь в концептуальное офисное здание, в котором мечтает работать любой, знают, как построить отель с нулевым углеродным следом, но не потерять в стиле, и при этом немецкий дизайн — это всегда еще и про молодежь, про движение вперед — именно немецкие граффити-художники чувствуют себя свободно. Германия поддерживает концепцию High Tech Strategy 2025 и планирует быть лидером новой технологической революции — но все знают, что любая технология, любой условный робот будут служить на благо человека. Как и уличное искусство.

PostaMagazine: Анатолий, один из самых свежих ваших проектов — граффити для галереи стрит-арта «Графит», которая проводит День уличной культуры и урбанистики. Почему вам было это интересно и в каком вообще состоянии, настроении находится уличная культура в России?

Анатолий Akue: Я всегда стараюсь просто поддерживать проекты, которые дают художнику пространство, доверяют ему и не диктуют свои условия. «Графит» — одна из довольно редких для Москвы историй, когда художник вкладывается в какую-то идею, в какую-то задачу, но на своих правилах — и получается по-настоящему яркий результат. Много свободы, возможность внести вклад в популяризацию уличного искусства со стороны художников — и желание развивать свой кластер, превращая его в культурную точку, со стороны заказчика.

Художник Анатолий Akue — о постпандемийном искусстве, немецком культурном коде и новом Opel Crossland

— А почему уличное искусство вообще становится сейчас таким популярным?

— Граффити-движение, из которого родился в том числе паблик-арт, волновыми законами существует в России уже на протяжении 25 лет и по-прежнему является очень важным фактором в развитии арт-движения. Большинство уличных художников начинали с граффити, с написания имени, и многие из них продолжают черпать в нем вдохновение и заниматься уличными практиками. В то же время в России, в отличие от США и Европы, человек, рисующий на улице, не всегда будет понят и принят обществом. К счастью, этот диалог с людьми помогают выстроить бренды, привлекающие художников к коммуникации в рекламных проектах. Но суть в том, что уличное искусство позволяет поднять уровень доверия к потенциалу человека — любого, не только художника…

— Что вы имеете в виду? Искусство выходит на улицы, перестает быть чем-то элитарным и становится украшением будничной жизни горожан?

— Мы привыкли к музеям — и то, что рисуют на улице, все еще нередко воспринимается людьми как какое-то баловство. Художник идет на улицу с одним посылом, реализуя какой-то свой потенциал и замысел, а зритель, не вовлеченный в этот процесс и работающий в другой сфере, не всегда этот замысел считывает. Но чем чаще мы сталкиваемся с уличным искусством, тем больше доверяем художнику и можем вдохновиться его видением, тем чаще за этим «баловством» видим какое-то состояние, эмоции, можем начать рефлексировать и о своих желаниях, мечтах и задумках. А ведь доверие к себе и умение не обесценивать ни других, ни себя — важнейшее качество для счастливой жизни. Хотелось бы, чтобы в России было больше этого доверия потенциалу человека, веры в то, что человек должен не просто каждый день ходить на работу и выполнять какие-то рутинные дела, а определенным образом строить свою жизнь и искать в любой деятельности пространство для творчества.


Одна из задач художника — просто показать прохожему, что можно жить и зарабатывать, занимаясь любимым делом.


— А как вы лично пришли в живопись и в частности к стрит-арту?

— Я рисую с детства. В 1997 году я первый раз увидел рисунок на улице — и меня это настолько тронуло, произвело на меня такой вау-эффект, что я понял: это очень мощно, и это мне интересно! Изображение на серой стене буквально влюбило меня в себя, даже не само изображение, а производимый им эффект. Сам этот принцип был для меня новым — ведь тогда не было интернета. И с того времени я начал рисовать, знакомиться с уличными художниками… У меня есть образование рекламщика, но по специальности я никогда не работал — я всегда рисовал. В 2007 году я переехал в Омск и там еще серьезнее погрузился в рисование, этот период стал временем осмысления жизни, я начал медитировать, начал практиковать буддистские методы и как-то углубляться в себя. Затем я пять лет путешествовал по России и миру — был в Австралии, в Японии, в Индии, на Камчатке…

Художник Анатолий Akue — о постпандемийном искусстве, немецком культурном коде и новом Opel Crossland

— И все это время продолжали рисовать?

— Да, все это время я продолжал работать. И в какой-то момент понял, что недостаточно серьезно относился к творчеству — и что все, что я делал примерно до 2016 года, все то, что казалось другим большим успехом и обеспечило меня каким-то статусом в России, это несерьезно. То есть в 1997 году я начал, в 2016-м более-менее «заземлился», а с 2017 года я начал заниматься рисованием более серьезно, в том числе стал заниматься живописью, работать на холстах, с абстракцией. Начался качественный внутренний рост — и скачок на внешнем уровне. А в 2018 году состоялась моя первая персональная выставка в московской галерее «Триумф» — туда многие мечтают попасть годами. И так я мигрировал из уличного искусства в современное — и дальше была Венецианская биеннале.

Художник Анатолий Akue — о постпандемийном искусстве, немецком культурном коде и новом Opel Crossland

— Плюс вы известны своей лекционной деятельностью…

— Да, с лекциями я путешествую с 2010 года: это обучение на пересечении моих практик и занятий, это обучение психосоматике, психологии. Из большого опыта искусства у меня сложилась какая-то методология, которая позволяет людям, которые занимаются творчеством, делать это с меньшим напряжением и с большим удовольствием, быстрее развивать свой потенциал.

Художник Анатолий Akue — о постпандемийном искусстве, немецком культурном коде и новом Opel Crossland

— Вы участвовали в междисциплинарном проекте «Ткань будущего». А каким вы видите будущее искусства?

— Таким, каким его сделают люди. То, каким будет искусство в будущем, определяется тем, какие вопросы мы сейчас поднимаем, насколько мы знакомы с собой, насколько мы честны, насколько честно и интересно мы отвечаем на свои вопросы. И это касается не только художников, но и человечества в целом. Это и об искусстве, и о дизайне, и о производстве каких-то бытовых вещей. Люди должны думать о людях.

Художник Анатолий Akue — о постпандемийном искусстве, немецком культурном коде и новом Opel Crossland

— Кажется, именно пандемия привела к тому, что сейчас многие сферы нашей деятельности все больше поворачиваются лицом к человеку. Модные дизайнеры, например, перестают делать что-то оторванное от жизни и предлагают более комфортную одежду. А как художник может помочь обществу пережить трудные времена?

— Художники могут пробудить интерес людей к познанию себя. Вы заметили, что во время карантина многие начали учиться чему-то новому? Для меня лично вся пандемия — это суперконструктивное, классное время, в котором у меня была возможность научиться адаптироваться к ситуации: не работает вот так — попробуем по-другому. И такая адаптивность переводит внимание с проблемы на возможности. Но такая рефлексия возможна, только когда вы не торопитесь. Мне кажется, на карантине мы все попробовали быть немцами — с их умением не торопиться, делать все основательно и со смыслом.

— А насколько вам близко немецкое искусство и вообще «немецкий» подход к жизни?

— У меня много друзей-художников в Германии. Например, я обожаю наблюдать за тем, как развивается в творчестве мой друг SatOne — мы не рисовали с ним вместе, но знакомы очень давно и много пересекались на фестивалях в разных странах. Мне интересно наблюдать, как его человеческие качества — осознанность, внимательность и трудолюбие — отражаются и на его работе, и радостно видеть, как он заготавливает эскизы и краски, как все у него по-немецки организованно — и насколько нескончаем его внутренний поиск, который, как мне кажется, у русских людей тоже есть, у нас это такое стремление к литературной образности. Классно видеть, как работает его немецкая собранность с какой-то глубиной, как люди вплетают смыслы в практичные вещи.

Как у нас люди рисуют на стенке? Все хотят за один день успеть и потусить, и порисовать, а немцы заранее приедут загрунтуют, а рисовать начнут с раннего утра — и с комфортными перерывами. У них художник не будет забывать о своем комфорте в творческом процессе, не будет доводить себя до безумия, чтобы все успеть, они будут расслабленно выполнять пошагово все алгоритмы рисования — и в этом процессе не терять для себя удовольствие и радость от процесса. И вот этому российские художники (и вообще русские) могут поучиться у немцев. У нас все проекты приходят уже в горящем виде — и из этого состояния не всегда получается творить и приходится работать по уже каким-то наработанным схемам и, возможно, повторяться. В Германии люди дают себе пространство для маневра — и на выходе получают высокое качество без потери комфорта.

Художник Анатолий Akue — о постпандемийном искусстве, немецком культурном коде и новом Opel Crossland

— Немецкий подход — это еще и осознанность и экологичность. В искусстве это тоже актуально?

— Безусловно. Рисуешь баллонами — как минимум убери за собой. Кроме того, сейчас художники переходят с баллонов на акрил: это дольше, но они видят в этом ценность. В России пока мало кто сменил спреи на более экологичный акрил, а Германия в этом плане подает пример. Задача граффити-художника — сделать так, чтобы место после художника стало лучше, а не хуже, и не только в плане искусства, но и в вопросе чистоты и экологии.

— Сегодня мы с вами изучаем город на автомобиле Opel Crossland. Сможете ли вы сформулировать, почему вам близок этот немецкий бренд?

— Автомобиль — это тоже история не только про то, что важно оказаться вовремя в нужном месте, это история про комфорт, про состояние. Параллель с краской: с краской одного бренда, чтобы достичь нужного результата, нужно прокрасить пять слоев, а с другим брендом достаточно одного. И когда ты узнаешь, что существует вот этот бренд — не дешевый, но превращающий рисование из пятислойной рутины в кайфовый процесс, ты уже не вернешься к старой краске. И Opel Crossland — именно такая машина: сел — и выбор сделан. Сразу подкупают лаконичный дизайн, современные системы безопасности — и внимание к мелочам: наличие обогрева руля, перчаточный ящик с подсветкой или отделение для хранения смартфона с беспроводным зарядным устройством на ходовые качества автомобиля не влияют, но на комфорт от вождения — еще как.

Художник Анатолий Akue — о постпандемийном искусстве, немецком культурном коде и новом Opel Crossland

В Opel Crossland никого не оставят равнодушными анатомические сиденья: регулировка сидений по 14 направлениям, усиленная боковая поддержка, регулируемый поясничный упор, регулируемая по длине подушка сиденья — и все это подтверждено независимой ассоциацией Aktion Gesunder Rücken, проводящей исследования в области предотвращения травм позвоночника и подтвердившей соответствие сидений Opel Crossland наивысшим стандартам ассоциации. А система интеллектуального привода Intelli Grip в сочетании с низкой снаряженной массой автомобиля, высоким клиренсом и высоким крутящим моментом двигателя позволяет значительно повысить проходимость на дорогах со сложным покрытием.

— А что означает для вас понятие «качество жизни»?

— Для меня качество жизни — это уровень радости от своего выбора. То есть чем больше я принимаю ответственности за свой выбор — тем больше я наслаждаюсь и радуюсь от этого. То, где я нахожусь, те вещи, которые я ношу, та машина, на которой я езжу, тот дом, где я живу — если я понимаю, что я сам это выбрал — это кайф. Понимание, что ты сам делаешь осознанный выбор во всем — это мощное состояние, очень взрослое состояние, зрелое, это зрелый контакт с жизнью и с миром.

Художник Анатолий Akue — о постпандемийном искусстве, немецком культурном коде и новом Opel Crossland

Гид по «немецкой» Москве с Opel Crossland


На сцене культурного центра «Дом» вновь проходит фестиваль Гёте-Института «Джаз осенью»

На сцене культурного центра «Дом» вновь проходит фестиваль Гёте-Института «Джаз осенью», представляющий самые интересные проекты, связанные с любыми формами экспериментальной музыки Германии. Планируйте визит на 1 декабря — вас ждет выступление квартета Die Enttäuschung. На джаз 1950-х в формате свободной импровизации будут нанизывать отсутствие фиксированного ритма и неожиданную смену гармонии.

В музее «Гараж» до 30 января 2022 года открыта выставка «Зеркало без памяти» немецкого художника Томаса Деманда — особенно впечатляют подвесные конструкции-кинотеатры, где показываются фильмы немецкого режиссера, писателя, продюсера, автора телевизионных передач, общественного деятеля и идеолога нового немецкого кино Александра Клуге.

В музее «Гараж» до 30 января 2022 года открыта выставка «Зеркало без памяти» немецкого художника Томаса Деманда
В Москве открылся новый флагманский ресторан современной немецкой кухни Spaten Haus Grand

В Москве открылся новый флагманский ресторан современной немецкой кухни Spaten Haus Grand: бренд-шеф с мишленовской звездой Дэвид Кикиллус при создании меню вдохновлялся своими детскими воспоминаниями, семейными рецептами и многолетним опытом путешествий.

27 октября 2021
Posta-Magazine для раздела Авто