В прокат вышел многострадальный опус восьмидесятилетнего британского мэтра.
Подобный шекспировской трагедии фильм Ридли Скотта основан на реальной истории о том, как миллиардер Жан Пол Гетти отказался платить выкуп за своего похищенного внука.
История американца Жана Пола Гетти, родившегося в 1892 году, — это не история американской мечты. В том смысле, что отец мальчика был нефтяным магнатом, поэтому ему не пришлось подниматься к успеху с самых низов. Но богатством, тем не менее, Гетти был обязан в первую очередь своему уму, интуиции, предприимчивости и терпеливости. После окончания Оксфордского и Калифорнийского университетов Жан Пол стал торговать нефтью и вскоре заработал свой первый миллион долларов. Но по-настоящему большие деньги он обрел, когда занялся добычей нефти в Саудовской Аравии. В 1957 году Гетти был признан самым богатым человеком на Земле и оставался таковым вплоть до своей смерти в 1976 году.
Все, кто хоть немного интересуется кино, слышали, что, после того как Кевина Спейси обвинили в харассменте, мэтр Ридли Скотт решил полностью вырезать актера из своего фильма «Все деньги мира». Как режиссер говорит в интервью, ему, во-первых, были неприятны поступки Спейси, а во-вторых, он опасался, что пресса не оставит камня на камне от «Всех денег мира». Собственно, не очень понятно, зачем Скотту вообще понадобилось снимать Спейси в роли Жана Пола Гетти: в трейлере изначальной версии картины видно, что актер был до неузнаваемости загримирован под старика и, откровенно говоря, изуродован. В любом случае, вероятно, мы никогда не узнаем, сыграл ли Спейси выдающуюся роль. На замену Кевину пришел восьмидесятивосьмилетний классик Кристофер Пламмер, памятный многим аж по «Звукам музыки». Разумеется, пришел и выдал мощнейшую работу, за которую теперь может получить второй в карьере «Оскар». Кстати, это единственная номинация для «Всех денег мира».
Но Жан Пол Гетти — лишь один из персонажей картины. Сюжет крутится вокруг похищения одного из внуков миллиардера. Жана Пола Гетти III играет Чарли Пламмер, который не имеет, к слову, родственных связей со старшим коллегой Кристофером. Этого юношу стоит запомнить: видные режиссеры взяли его в оборот. Восемнадцатилетний парень уже успел выиграть приз лучшему молодому актеру на Венецианском фестивале 2017 года — за главную роль в фильме Эндрю Хея о приключениях мальчика и коня «Положитесь на Пита».
Так вот, Гетти-младший в 1973 году вел веселую разгульную жизнь в Риме, где его и схватила итальянская мафия. Преступники потребовали выкуп в 17 миллионов долларов. Разумеется, таких денег не было у его матери Гейл (Мишель Уильямс) — скромной женщины, никогда не претендовавшей на богатство свекра, теперь уже бывшего. Ее экс-муж вообще давно окончательно подсел на наркотики и алкоголь. Единственная надежда была на богача Гетти-старшего. Но тот — эта новость прогремела на весь свет — наотрез отказался заплатить даже цент за освобождение внука, хотя для него 17 миллионов были смешной суммой. Мотивировал это тем, что у него четырнадцать внуков и, если он заплатит за одного (пусть якобы и самого любимого), то тут же схватят и всех остальных. Правда, попросил бывшего агента ЦРУ и главу своей службы безопасности Флетчера Чейза (Марк Уолберг) найти похитителей. Но не так-то просто это сделать, тем более что в какой-то момент мальчик стал переходить от одних бандитов к другим. Кстати, в роли проникшегося симпатией к Жану Полу III преступника выступил знаменитый француз Ромен Дюрис. Конечно, безутешная, но одновременно собранная и решительная Гейл сделает все, чтобы спасти сына. В частности, ей придется вести долгие споры с родственником-миллиардером.
«Все деньги мира» — не лучшая картина Ридли Скотта. Она грешит излишними длиннотами и повторами, и порой ей не хватает саспенса. Но, разумеется, в любом случае это высочайший класс режиссуры: например, внезапно в фильме может возникнуть кровавая вау-сцена, от которой становится плохо даже достаточно закаленным зрителям. Да и визуальная часть, разумеется, не вызывает никаких вопросов.
Но все-таки проблема этой работы еще и в том, что рядом с фигурой шекспировского масштаба Жана Пола Гетти другие персонажи выглядят более блеклыми. Основная идея фильма тоже связана непосредственно с магнатом. Большие деньги порабощают людей, постепенно высасывая из них всю человечность, превращая в алчных чудовищ. Причем чем больше этих денег, тем более скупым и бессердечным становится человек. Идея эта вроде бы нехитрая, но почему-то именно после картины Ридли Скотта вдруг отчетливо осознаешь истоки многих антигуманных инициатив, исходящих от людей, которые наделены огромными средствами и властью.
Конечно, при всем при том создатели картины придают объем личности жадного богача, наделяя его амбивалентностью. Например, Скотт считает, что в каком-то смысле тот опередил свое время. Сейчас правительство не ведет переговоров с террористами, а наш герой принципиально отказался делать это еще в 1970-е, и в этом была своя правда. В связи с этим, кстати, вспоминается новый фильм Джо Райта «Темные времена», в котором Уинстон Черчилль (Гэри Олдман) исключает возможность мирного договора с Германией. «Нельзя договориться с тигром, когда твоя голова в его пасти!» — восклицает он.
А еще Гетти по-настоящему одинок и, вообще говоря, несчастен. Все близкие его предают или разочаровывают. Гетти считал свой род особенным, хотел создать великую династию, но любимый внук и сын разбили его надежды. Именно поэтому он находит утешение в искусстве, всю жизнь скупая дорогущие шедевры мировой культуры (впоследствии они стали экспонатами созданного им музея в Калифорнии, которому он завещал и свое состояние). Только в них он видит красоту и чистоту, недоступные живым существам. Увы, но все-таки этих качеств нет в фильме и у самого Жана Пола Гетти. Зато в реальной жизни вход в Музей Гетти в Лос-Анджелесе — бесплатный!