ИИ-дайджест

Куратор цифрового искусства Алиса Лисовская о настоящем и будущем диджитал-арта

Выставка «Гибридные хроники»

На днях в центре цифрового искусства «Внутри» открылась выставка «Гибридные хроники» — масштабное исследование сценариев гибридного будущего и постчеловеческой идентичности. За сложными формулировками скрывается попытка 15 художников из России, Китая, Турции и других стран ответить на вопросы, которые волнуют большинство современных людей.


Какое будущее нас ждет? Сможет ли искусственный интеллект заменить человека? Как трансформируется творческий процесс с появлением новых высокотехнологичных инструментов? На каком языке, в том числе визуальном, будет говорить «постчеловек»?


Технологии меняют привычный мир у нас на глазах — прогнозы сериала «Черное зеркало» сбываются в прямом эфире. Вряд ли сейчас кто-то может уверенно прогнозировать, во благо это или во вред. Именно эту уязвимость человека пытаются осмыслить участники «Хроник», взяв за отправную точку текущий момент — период системной турбулентности и трансформации общественных и технологических структур.


Выставка «Гибридные хроники» становится пространством для художественного осмысления главного вопроса современности: что значит быть человеком в мире, где технологии меняют саму природу идентичности и творчества.


Экспозиция организована по принципу киносеанса — зритель приобретает билет на определенное время и на час погружается в новые метавселенные. В рамках выставки представлено свыше 20 проектов, каждый из которых предлагает собственный сценарий возможного будущего, исследуя его через различные призмы: деконструкции нормы, гибридных форм жизни, техно-ритуалов.

Как подчеркивает арт-продюсер проекта, искусствовед и куратор в области цифрового искусства Алиса Лисовская, выставка представляет собой «медиальное поле эксперимента, где художники не строят утопии, а работают с тем, что стало нашей реальностью и превращается в новую норму».

Мы обратились к Алисе с просьбой помочь нашим читателям глубже понять специфику цифрового искусства. Вместе с ней мы разберемся, где проходит грань между искусством и технологией, как отличить цифровой артефакт от сиюминутного тренда, как хранить и экспонировать диджитал-арт в эпоху, когда любое произведение можно скопировать в один клик.

Алиса Лисовская
Алиса Лисовская

С распространением искусственного интеллекта и доступности цифровых инструментов классические критерии оценки искусства (например, мастерство исполнения, техника) размываются. Какими новыми критериями вы руководствуетесь, отбирая работы на выставку? Что для вас сегодня означает «качественное» или «сильное» цифровое искусство?

Алиса Лисовская: При выборе работ для выставочного проекта я учитываю множество факторов, среди которых можно выделить авторский стиль, концепцию, техническое совершенство, стейтмент художника о своей практике.

Я довольно долго слежу за многими цифровыми художниками, постоянно знакомлюсь с новыми, и поэтому мастерство и качество работы чувствую уже интуитивно. Если я собираю групповую выставку как куратор, то архиважным становится то, как работы взаимодействуют друг с другом и какой эмоциональный посыл передают посетителю.

Выставка «Гибридные хроники»

Цифровое искусство часто обвиняют в сложности для восприятия неподготовленным зрителем. Какую главную мысль или чувство вы хотите донести до вашего зрителя с помощью «Гибридных хроник»? Что, на ваш взгляд, может стать для человека «ключом» к пониманию такого искусства, если он сталкивается с ним впервые?

Действительно, цифровое искусство сложно воспринимать в отрыве от конкретного проекта, без правильных носителей — какие-то работы смотрятся и ощущаются только в дижитал-пространствах. Например, «Гибридные хроники» представляют собой своего рода срез цифрового искусства сегодня и включают работы художников из разных стран. Мне было важно пригласить настоящих визионеров и кураторов из Китая, ОАЭ, Великобритании, Турции, России, которые бы представили максимально широко художников с разными социо-культурными бэкграундами, практикой и применением различных технологий.

В центре цифрового искусства «Внутри» мы впервые собрали такую масштабную выставку с участием 17 художников. Они показывают самые эффектные дижитал-работы с целью погрузить зрителя в новый мир цифрового искусства, в особую Вселенную, и рассказать о своих сценариях будущего.


Ключом к первому пониманию такого искусства, на мой взгляд, становится мягкое сопровождение, которое помогает зрителю войти в непривычный язык цифровых работ.


На выставке для этого есть сопроводительные тексты и экспликации — они настраивают на восприятие каждой видео-работы, подсказывают контекст и отмечают важные элементы, на которые стоит обратить внимание.

Не менее значимы и медиации, экскурсии и живые объяснения. Для человека, который видит цифровое искусство впервые, такие формы посредничества особенно важны: они помогают преодолеть первоначальную дистанцию, снять ощущение «непонимания» и увидеть внутреннюю логику и поэтику цифровых работ.

Выставка «Гибридные хроники»
Выставка «Гибридные хроники»

Вы говорите о выставке как о реакции на «кризис нормальности». Как именно куратор сегодня становится не просто собирателем работ, а интерпретатором современности? Можете ли вы привести пример, как конкретный проект в экспозиции комментирует и трансформирует наши привычные представления о теле, идентичности или социальных нормах?

Сегодня мы пересматриваем многие «нормы». Проект исследует стратегию трансформации как способ выживания в современном мире, а также варианты гибридного будущего и постчеловеческую идентичность. Искусство все больше работает на территории экспериментальных пространств, применяет интеграцию технологий, искусственного интеллекта и перерабатывает креативное мышление человека.


Как куратор и продюсер, я становлюсь детектором и интерпретатором новых состояний в обществе в целом и мире искусства в частности.


Показывая работы, в которых цифровые художники предлагают свои сценарии будущего, где тела и субъекты гибридны, подвижны и постоянно меняются, они тем самым легитимизируют ее.

Например, английский художник BKYLE создает целый нарратив, в котором рассказывает об истории любви, но языком аватаров. Перед зрителем за три условные минуты проходит целый цикл взаимоотношений в паре, и посетитель четко видит, что аватар перенимает полностью аналогичные переживания человека, ярко и чувственно проживая момент дистанцирования и разлуки — это поразительно живо передано в работе!

Другая художница Аннан Шао воспроизводит сценку под названием Sushi Highway, где показывает занимательных существ, готовящих и поглощающих суши.Конечно, таким образом она обращается к аналогии, подразумевая под суши циркуляцию информации в постцивилизационном мире: еда как визуальный символ, отражающий тенденцию постчеловеческой эры к тесному информационному взаимодействию и ассимиляции идей.

BKYLE
BKYLE
Аннан Шао
Аннан Шао

Цифровое искусство, особенно связанное с конкретными технологиями и платформами, может быстро устаревать. Существует ли проблема «цифрового выцветания»? Как сохранить его для будущего?

Любая технология очень быстро устаревает. Только посмотрите, как ускорился наш мир: 70 лет назад впервые произнесли «искусственный интеллект», чуть больше 55 лет назад появился интернет, 35 лет назад — блокчейн, меньше 20 лет назад — первый айфон, почти ровно 3 года назад — первая версия chatgpt. Это неслыханные скорости!

Конечно, спустя несколько лет многие текущие работы художников будут смотреться несовременно, но это не значит что они потеряют актуальность. Достаточно привести в пример нескучный видео-арт Нам Джун Пайка, Билла Виолы или видеозаписи перформансов Марины Абрамович — разные жанры, но схожий медиа-формат, который до сих пор является центром популярных выставок и собирает толпы посетителей.

Здесь дело именно в актуальности при неминуемом процессе устаревания технологий. О сохранении можно говорить только если мы будем по-прежнему интересоваться темой технологичного искусства. Посетители будут ходить на выставки, музеи — закупать и выставлять дижитал-арт, фонды и коллекционеры забирать его в свои коллекции. Тогда будут появляться новые выставочные пространства, а старые — модернизироваться.

Выставка «Гибридные хроники»

Как коллекционер или просто покупатель может хранить и экспонировать цифровое искусство, ведь его — условно — не повесишь на стену в гостиной или в офисе?

Это вопрос носителя. Он должен по качеству соответствовать высоким требованиям художника к показу его работы.

Например, Muse Frame разрабатывают многофункциональные дисплеи, которые позволяют демонстрировать NFT и цифровое искусство с указанием автора. Коллеги видят, что многие участники арт-ярмарок берут в аренду их дисплеи, которые точно передают цвет работы, легко интегрируются в интерьер, соответствуют работе, а не ухудшают ее восприятие на экране.

В некоторых регионах вроде Саудовской Аравии, США, ОАЭ принято использовать рекламные дисплеи или большие экраны в общественных пространствах, в отелях или жилых кварталах под цифровое искусство.

Выставка «Гибридные хроники»

Каким вы видите развитие цифрового искусства? Ждать ли появления новых форм искусства в ближайшее время? Какие форматы или темы вы видите на горизонте, которые станут главными в ближайшие 3-5 лет?

Обязательно нужно ждать новых форм цифрового искусства, новых имен и пространств, где можно будет посмотреть и испытать этот удивительный медиаопыт. Одним из таких продвинутых пространств можно назвать Teamlab Borderless в Токио, где цифровое искусство сочетают с разными природными стихиями — ветром, водой, даже воссоздают некоторые природные явления вроде тумана или дождя. Предполагаю, что одним из возможных направлений цифрового искусства станет появление подобных пространств в мире и развитие экспериментов со зрительским опытом.