PostaБизнес

Women in Power: директор Музея Москвы Алина Сапрыкина — о раритетах коллекции и хрониках современности

Алина Сапрыкина — один из самых успешных российских арт-менеджеров. В ее портфолио — участие в создании Artplay и открытии «Гаража», организация более сотни выставок и ряд авторитетных премий. Последние пять лет она возглавляет Музей Москвы, который за это время стал одной из самых модных площадок на культурной карте города.

Фото: Ян Кооманс и пресс-служба Музея Москвы
MUAH: Людмила Аншакова (Farouk Systems Russia)

Редакция благодарит бренды Akhmadullina Dreams и «Эконика»
за одежду и обувь, предоставленные на съемку.

О городском музее сегодня, толерантности, современном искусстве, а также айфонах, чайниках и велосипедах — Алина Сапрыкина в интервью Posta-Magazine.

Инна Логунова: Что такое городской музей сегодня, каким он должен быть?

Алина Сапрыкина: Это музей, посвященный городу и его жителям. Место, которое соединяет историю с современностью, а людей — друг с другом. Оно должно быть динамичным, открытым и актуальным. В наш музей приходят очень разные люди, и мы стараемся быть интересными для всех. Особенностью нашего музея является коллекция. Она собрана во многом за счет даров москвичей. Музею Москвы, на самом деле, уже 121 год. Все эти годы коллекция пополняется вещами, связанными как с великими событиями и громкими именами столицы, так и с жизнью обычных людей. В коллекции хранятся раритеты, касающиеся главных исторических дат. И здесь же — собрание типичных вещей всех эпох, повседневные артефакты, понятные и близкие каждому.

— Но о музее стало слышно только в последнее время. Ранее он не был так популярен. Как был основан ваш музей?

— Музей Москвы — уникален. Он был создан по инициативе городской Думы в конце XIX века. На протяжении своей истории он не раз менял название и месторасположение — назывался Музеем городского хозяйства, Коммунальным музеем, Музеем реконструкции и развития, Музеем истории Москвы. Он всегда был зеркалом городской жизни и глобальных изменений в столице, а значит, и в стране. Все это отразилось в коллекции. Сегодня у нас 1 миллион единиц хранения — это одно из крупнейших музейных собраний в России, которое включает в себя все, из чего, как пазл, складывается город: археологические находки, живопись, графику, скульптуру, кино, фото, книги, предметы быта, архитектуру, моду, рекламу и многое другое. То есть мы, буквально, «Музей всего» Москвы.

Women in Power: директор Музея Москвы Алина Сапрыкина — о раритетах коллекции и хрониках современности

Women in Power: директор Музея Москвы Алина Сапрыкина — о раритетах коллекции и хрониках современности

— А сейчас продолжают приносить вещи? Как вы их отбираете?

— Да, приносят. В каждом музее, и мы здесь не исключение, работает фондово-закупочная комиссия, состоящая из экспертов музея и приглашенных специалистов. Через нее проходят все дары. У нас есть программа комплектования — невозможно собрать все, да и нет такой цели. Наша задача — пополнять коллекцию характерными предметами, без которых невозможно представить историю, социальную жизнь и культурные явления Москвы. Как если бы нам нужно было послать в космос капсулу времени (помните, пионеры раньше закладывали послания детям будущего), информацию о нас: всю историю, шифр идентичности, культурный код. Мы пытаемся представить, без чего Москва не была бы Москвой. Конечно же — без тех людей, которые здесь жили и живут сейчас, без преемственности поколений, без вертикальных и горизонтальных связей города. О таких людях рассказывают наши отдельные проекты. Например, 19 июля стартует второй сезон проекта «Уличный лекторий»: каждую неделю в одном из 10 районов столицы известные московские историки и краеведы будут рассказывать об истории района, о его памятниках и легендах. К участию приглашаются и все жители, которые готовы делиться историями своего района, улицы или дома, творить живую историю города, свидетелями которой стали они сами. Или вот грандиозная выставка «Любимов и время», о Юрии Любимове и его Театре на Таганке, с иммерсивным спектаклем-посвящением Максима Диденко в декорациях, которая прошла в музее в прошлом году. Совсем недавно состоялась юбилейная выставка Людмилы Петрушевской: после закрытия она передала музею в коллекцию несколько своих художественных работ.

— Какими артефактами пополнилась коллекция музея в последние годы?

— Самые большие пополнения были связаны, конечно, с археологическими находками, обнаруженными в Москве в ходе программы благоустройства «Моя улица» и строительства парка «Зарядье». За два года было найдено более 10 тысяч предметов разного масштаба, в числе которых, например, колодец первого Мытищинского водопровода или чудом сохранившаяся деревянная изба ремесленника XV века. Впервые в Москве были найдены берестяные грамоты (они в нашей почве очень плохо сохраняются) и предметы быта, которые значительно расширяют наши знания об истории города. Так, принято считать, что Москва XII века ограничена Кремлем — но обнаружение в районе Биржевой площади браслетов из цветного стекла, датированных домонгольским периодом, меняют сложившиеся представления. Самые интересные находки городские власти передали в нашу коллекцию, и это, конечно, ни с чем не сопоставимое пополнение. 23 августа у нас открывается выставка «Находки моей улицы», на которой можно будет увидеть все своими глазами.

Также наше собрание активно пополняется и произведениями современного искусства, посвященными Москве. Это идет в тесной связи с новыми выставками музея. В последние годы в коллекцию вошли работы Александра Виноградова и Владимира Дубосарского, Семена Файбисовича, Андрея Гросицкого, Константина Батынкова, Ольги Солдатовой, Аристарха Чернышева, и этот процесс продолжается постоянно.

Если говорить о типичных предметах быта, которыми мы пользуемся, — это тоже попадает в коллекцию. Вот сейчас практически у всех есть айфон — поэтому он обязательно должен оказаться в музее. Как и велосипед городского велопроката. А некоторое время назад у всех был пейджер, или какой-нибудь красный чайник в белый горох стоял на плите едва ли не в каждой московской квартире. Сейчас в коллекцию собираются также видео, произведения паблик-арта, инсталляции — то, что является уже частью XXI века.

Women in Power: директор Музея Москвы Алина Сапрыкина — о раритетах коллекции и хрониках современности

— Как возникают идеи выставочных проектов? Кто их предлагает, как вы решаете, что одна идея достойна воплощения, а другая нет?

— У нас открытая система. Музей Москвы — это общее дело, и здесь должны быть представлены идеи не только авторов нашего коллектива. Музейный совет отбирает выставки на конкурсной основе, принимает и рассматривает идеи, представляемые кураторами. Чтобы попасть к нам на конкурс, у выставочного проекта должен быть куратор, как режиссер у фильма. Он прорабатывает все детали вплоть до выбора художника, определения бюджета, смыслового позиционирования, смежных экскурсионных, детских или лекционных программ. Мы всегда оставляем за куратором право на собственную оптику, свой взгляд на тот или иной процесс или явление: в авторском взгляде важна позиция. Попав на совет, куратор лично представляет свой проект. Это немного похоже на защиту диплома: комиссия задает вопросы, потом обсуждает и голосует. Такие конкурсы проходят и наши коллеги, и внешние кураторы. Поскольку одна из задач музея — рассказ интересных историй о Москве, мы, прежде всего, обращаем внимание на актуальность и новизну идеи, ее научную основу и подход к материалу. Очень важен выбор артефактов из нашей коллекции, на основе которых будет выстроен рассказ. Этапы конкурса проходят на протяжении лета, и в конце сентября мы утверждаем план выставок следующего года.

Women in Power: директор Музея Москвы Алина Сапрыкина — о раритетах коллекции и хрониках современности

— А вы выступаете куратором проектов в Музее Москвы?

— Да. Раньше больше, конечно. Сейчас, как правило, придумываю общее концептуальное решение, которое потом воплощается рабочей группой проекта. На днях в Музее Москвы открылась выставка художника Петлюры — я предложила реализовать ее в диалоге с древними археологическими находками Москвы, прямо внутри исторической экспозиции. До этого там экспериментировали паблик-арт-художники — те, кто известен городскими граффити: Костя Zmogk, Миша Most, Анатолий Akue, Андрей Бергер, Nootk и другие.

В прошлом году, когда мы готовили выставку «Мода и революция», к 100-летию революции, моей идеей было показать не сам исторический процесс, а то, как сильно менялась жизнь людей. Так мы пришли к моде и быту, фоном которых стали исторические материалы: фотографии, хроника, документы, флаги, лозунги. В центре оказалась коллекция историка моды Александра Васильева, который был приглашен не только для того, чтобы представить 200 своих лучших платьев того времени, но и выступить сокуратором и звездным экскурсоводом. На текущей выставке старых карт и городских путеводителей «Москва. Эволюция путеводителя» у нас выставлены раритеты выдающегося книжного коллекционера Алексея Венгерова — мне кажется важным рассказывать о том, что есть такие люди и такие коллекции у нас в Москве.

Сейчас у нас также проходит выставка «Молодежные униформы Москвы» — в основе лежит наша идея соединить исторические фотографии, фиксирующие молодежные субкультуры конца XX века, с высказываниями современных молодых художников на эту тему. Директор, отвечая за общий успех музея, если хочет вести его к новым достижениям, должен быть креативным. (Смеется.)

Women in Power: директор Музея Москвы Алина Сапрыкина — о раритетах коллекции и хрониках современности

Women in Power: директор Музея Москвы Алина Сапрыкина — о раритетах коллекции и хрониках современности

— Менялось ли ваше видение того, как должен развиваться музей, на протяжении того времени, что вы его возглавляете?

— Понимание того, что это должно быть больше, чем просто музей, у меня возникло сразу. Поэтому Музей Москвы пять лет назад и сейчас — это два разных состояния. Много сил ушло на то, чтобы, перестроив управление и пересобрав команду, сделать институцию открытой и демократичной, популярной и интересной для разной аудитории. Был создан детский центр — кстати, летом у нас проходит дневной лагерь, куда записываются за несколько месяцев, чтобы попасть. Открыт лекторий, где проходят конференции, круглые столы, обсуждаются разные московские темы, презентуются связанные с городом стартапы. Мы занимаемся социально значимыми проектами (работаем с детскими домами, больницами, фондами) и поддерживаем благотворительность. В музее есть кинотеатр «Центр документального кино», реализующий свою программу. Экскурсионное бюро при музее проводит экскурсии не только по музею и его филиалам (Музей археологии, Старый Английский двор, Музей истории Лефортово, Центр Гиляровского), но и по всему городу, в том числе по самым необычным его местам. Наше бюро — эксклюзивный партнер метрополитена, мы проводим ночные экскурсии в депо. На городские праздники организовываем бесплатные программы для горожан — у нас в активе более 200 маршрутов. Билеты на экскурсии, как и билеты в музей вообще, еще пять лет назад мы стали продавать через сайт. Инклюзивные программы и обслуживание на английском — это даже не обсуждается: кто не работает в этих форматах, сегодня выглядит странно. В музее открыт сувенирный магазин, ассортимент регулярно дополняется. На территории работают два кафе. Наше большое преимущество — собственный двор, где сейчас организованы трансляции матчей ЧМ-2018, а также развернуто футбольное поле: утром дети нашего лагеря, а днем подростки и взрослые играют в футбол. Здесь же проходят концерты, фестивали, маркеты еды, летние блошиные рынки. А раньше была просто парковка для сотрудников…

Women in Power: директор Музея Москвы Алина Сапрыкина — о раритетах коллекции и хрониках современности

— Ваш блошиный рынок стал уже настоящим брендом. В чем секрет?

— В том, что это проходит именно в Музее Москвы. Это не только ярмарка, но и мультипроект, сильно связанный с текущими выставками. Так, во время выставки «Московская оттепель» у нас звучала музыка, демонстрировались фильмы того времени. Кроме того, мы устраиваем конкурсы ретропричесок и ретрофотографий, проводим детские мастер-классы. На нашей «блошке» работают профессиональные реставраторы, которым можно принести антикварный предмет. Я вообще сторонник сложносочиненных проектов, когда все работает в комплексе. Наряду с историей мы стремимся показывать совсем новые явления, которые только появляются в городе: мода, дизайн, еда, кино. Мы активно взаимодействуем с молодыми художниками, дизайнерами, не боимся экспериментов. Мне всегда сложно отвечать на вопрос: на какую аудиторию вы рассчитаны? Потому что Музей Москвы действительно для всех. Именно поэтому одна и та же выставка должна содержать несколько уровней погружения для разных аудиторий: самых маленьких и очень взрослых, москвичей и туристов. Для этого существуют определенные технологии, которые помогают выстраивать несколько путей навигации.

Women in Power: директор Музея Москвы Алина Сапрыкина — о раритетах коллекции и хрониках современности

Women in Power: директор Музея Москвы Алина Сапрыкина — о раритетах коллекции и хрониках современности

— При всем при этом в Музее Москвы нет постоянной экспозиции. Когда она появится?

— Комплекс Музея Москвы еще глобально не реставрирован. До музея в Провиантских складах находилась советская автомобильная база Министерства обороны. В бытность базы облик территории был сильно изменен, в корпусах были встроены пандусы, промежуточные этажи и перегородки. У нас есть проект реставрации, предполагающий восстановление исторического вида памятника архитектуры и бережное приспособление под нужды современного музея. Нам повезло, что у нас три отдельно стоящих здания, это позволит проводить реставрационные работы постепенно, корпус за корпусом, музей при этом продолжит работать. Прежде всего должен быть отремонтирован центральный корпус, выходящий широким фасадом на Зубовский бульвар. В нем, по нашей идее, после реставрации и должна появиться постоянная экспозиция, посвященная Москве, с древнейших времен и до наших дней. Она включит в себя все самые раритетные артефакты из нашей коллекции. Частично мы показываем их в рамках временных выставок, но постоянная экспозиция необходима — это сердце любого большого музея. Мы разрабатываем проект, который, надо сказать, менялся уже три раза. Это связано с тем, что в музейном мире за последние годы многое изменилось. Музеи — и это общая заслуга многих и многих людей, связанных с этой деятельностью, — попали в тренд, стали модными и популярными, в них стоят очереди. Кроме того, меняются технологии — не в смысле использования каких-то гаджетов, а подхода к работе, понимания потребностей человека, который приходит на экспозицию.

Women in Power: директор Музея Москвы Алина Сапрыкина — о раритетах коллекции и хрониках современности

— Кто сегодняшний посетитель музеев?

— Сегодня это не просто потребитель, который будет слушать рассказ экскурсовода и рассматривать картины на стенах или предметы в витринах — любую информацию и изображения можно найти в интернете. В музей приходят за дополнительным опытом и ощущениями. То есть, с одной стороны, когда мы видим что-то уникальное из артефактов, это работает как шоу, но с другой — важен контекст. В нашем случае речь идет не только о раскрытии определенной темы — Москвы средневековой, советской или нашего, XXI века: крайне важны общая установка на самопознание человека, возможность через музей, через наши выставки понять что-то большее о городе и своем месте в нем. Город всегда объединял очень разных людей, с разными взглядами, разным опытом — и это нормально, именно в богатстве и многообразии и есть отличие и главное преимущество Москвы. Ощущение целостности, сопричастности — вот что важно для современного человека, когда весь мир фрагментирован. Что может и должен давать городской музей в постоянной экспозиции — дополнительное измерение глубины и широты, ощущение человеком своей уникальности в таком разнообразном, прекрасном, противоречивом и древнем городе, как Москва.

— Если говорить о мировых музейных практиках, какие вопросы сейчас обсуждают в таких музеях, как ваш?

— В каждом крупном городе мира есть такой музей — Музей Лондона, Музей Парижа, Музей Шанхая, Музей Токио, Музей Нью-Йорка, Музей Берлина… Каждый из них по-своему отражает жизнь своего города — мы на мировой карте городских музеев презентуем изменения Москвы. Европейские наши коллеги, например, в последнее время более всего озабочены проблемой миграции, и это можно понять, так как это — одна из самых насущных тем для европейских городов (в нашем музее тоже, кстати, ведутся занятия для детей мигрантов). Городские музеи пытаются встраиваться в решение этих вопросов, найти какие-то ключи с помощью культурных практик: через адаптивные программы, специальные мигрантские курсы, лектории, кино, экскурсии, тематические выставки.

Women in Power: директор Музея Москвы Алина Сапрыкина — о раритетах коллекции и хрониках современности

— Когда вы планируете завершение реставрации и открытие постоянной экспозиции, какие временные рамки вы для себя определили?

— Сейчас у нас готов и защищен проект реставрации, который предполагает восстановление нашего уникального комплекса, шедевра архитектуры 1835 года, а также эскизный проект приспособления. Все движется не быстро, поскольку связано с большим бюджетом на ремонт и множеством согласований — это памятник архитектуры федерального значения, — а также с тем, что для Музея Москвы еще продолжается время перезагрузки. Новый образ музея города, когда он является «родным домом» для жителей, когда именно они его, по большому счету, и создают, — это важно сейчас. Другими словами, нет задачи быстро сделать проект, есть задача — сделать прогрессивный городской музей. Москва и москвичи его заслуживают. Мы чувствуем моральную ответственность за самоощущение людей в городе, за качество отношений между ними, и вот эта работа с атмосферой — гораздо более тонкая, чем с пространством. Она почти не видна, происходит медленно, но имеет колоссальное значение. Однажды меня спросили: вы создаете музей толерантности москвичей? В принципе, да. Не просто музей с древними находками или городскими футуристическими проектами, историческими артефактами и шедеврами живописи, древними картами и лучшими фото Москвы, типичными предметами бытования разного времени, собранными в одном месте. Мы создаем социальный музей, настоящий Музей Москвы.

— Что нужно, чтобы делать такое количество событий и за такой срок столь изменить музей?

— Надо быть идеалистом, оптимистом, энтузиастом, трудоголиком и хорошим менеджером; верить в то, что делаешь, и делать это, иногда вопреки сложным обстоятельствам. И, конечно, важна поддержка города, мы на нее очень надеемся.

Women in Power: директор Музея Москвы Алина Сапрыкина — о раритетах коллекции и хрониках современности

13 июля 2018
Инна Логунова для раздела PostaБизнес