Культура

Шоубиз с Липой Тетерич: интервью с режиссером-постановщиком Алексеем Сеченовым

Липа Тетерич и Алексей Сеченов

Мы прекрасно знаем, как в светской тусовке принято относиться к российскому шоубизу. Со снобизмом — мягко сказано, ведь у нас любят говорить: «Я слушаю музыку, но только не русскую!». Именно поэтому мы с телеведущей Олимпиадой Тетерич решили сделать рубрику, которая докажет: шоубиз в нашей стране может быть разным, как и его герои. Сегодня с Липой беседует Алексей Сеченов — оператор, снявший около 80 музыкальных клипов для артистов российского шоу-бизнеса, и режиссер-постановщик, поставивший церемонии открытия и закрытия Универсиады-2013, церемонии открытия и закрытия мирового чемпионата Worldskills-2019, концертные программы Дмитрия Хворостовского и Игоря Крутого, голографический мюзикл «Саша | Alex», ледовые шоу Татьяны Навки и другие проекты такого масштаба.

Алексей Сеченов

Искусство придет к вам в дом

Мне кажется, сейчас две трети человечества стараются просто забыть о пандемии. Сужу по своим проектам, которые я начал развивать в 2020-м, например, создав онлайн-театр на базе нашей школы, на базе мастерской Sechenov.com. Сейчас зрители говорят: давайте забудем об онлайне, верните нам офлайн, мы хотим в театр, мы хотим на шашлыки, мы хотим общения — много общения, много людей вокруг. Я же считаю, что нужно сохранять и развивать все инструменты — и офлайн, и онлайн. Быть «во всеоружии» — это круто, потому что не всегда есть возможность взять и куда-то выйти. Зато можно нажать кнопку — и искусство придет к вам в дом.

Липа Тетерич

Фантастический роман стал реальностью

С пандемией было такое ощущение, что мы ко всему этому долго готовились и к этому шли — и вот оно неожиданно сбылось. Все время в каких-то фантастических книгах, фильмах это всегда было рядом. Мы все время этого касались в разговорах — отголосками, обрывками. И вдруг оно нахлынуло: фантастический роман стал реальностью. Таким было мое первое ощущение от происходящего.

Это моя ответственность

Второе ощущение от наступления пандемии было для меня абсолютно прозаическим: рухнуло просто-напросто все — планы, работа и т.д. И у меня была одна задача — сохранить свою компанию, когда нет работы, ничего не стало, но есть люди, а у людей есть семьи, дети, у них есть мамы, съемные квартиры, ипотеки… Это жизни, за которые я отвечаю, это моя компания и моя ответственность. Нужно было каким-то образом переконфигурироваться, чтобы просто-напросто людям платить. Но нельзя путать экономию в создании проектов и экономику в создании проектов. Я старался все-таки заниматься вторым на протяжении длительного времени, когда создавал большие проекты. И та подушка, которая мною была создана за все время больших проектов, и помогла пережить этот год. Я продолжал содержать офис, компанию, людей.

Алексей Сеченов

Нужен тонус

Но просто содержать нет никакого смысла: я просто тебе плачу — будь со мною рядом. Это неправильно. Нужен тонус, нужна жизнь. Нужно, чтобы люди полноценно себя чувствовали, чувствовали себя частью созидательного процесса. Еще в 2019 году я начал писать пьесу, которую планировал когда-то поставить офлайн — потому что уже делал офлайн мюзикл «Саша|Alex». Вот эта пьеса нам и пригодилась. Также в 2019 году мы начали писать книгу, основанную на реальных событиях — по сути, учебник режиссуры, и вот 14 мая мы его презентуем! Впрочем, учебником его скорее может называть Министерство просвещения, для меня это книга о режиссуре, основанная на моем личном опыте, она выстроена на моих личных работах. Фолиант на 460 страниц — плод большого труда. Вот эту работу мы доделывали. И благодаря этой книге мы создали и онлайн-курс режиссуры: 16 лекций, 4 вебинара, 22 часа записанного и смонтированного материала. Так что мы жили в движении и запускали все новые звенья цепи: пришли какие-то студенты, началось общение, курсовые работы. В этот момент я дописал пьесу «Ангел Марии» — и появился онлайн-театр. Все мои рассуждения и неясные планы благодаря пандемии сошлись в одной точке.

Липа Тетерич и Алексей Сеченов

Мир на паузе

Пандемия будто поставила мир на паузу. Иной раз приходишь к врачу, и он говорит: «О, вам нужна пауза, вам нужен отдых, пришло время позаботиться о себе». Что произошло с миром? По моему мнению, он встал на паузу — чтобы пересмотреть свои позиции, пересмотреть свои ощущения. Я надеюсь, что люди действительно пересмотрят свои взгляды на многие вопросы в большом и маленьком понимании. Мы участвовали в гонке — и вдруг некуда стало бежать. Все встали. И поняли, что теперь надо работать стоя. Этот год с точки зрения работы был тяжелейший. Теперь нельзя даже передохнуть в машине, пока едешь из офиса домой, остались компьютер и стол. В то же время за этот год многое было создано, придумано, сделано, у меня появилось время это заархивировать, аккумулировать, появилось время задуматься, порассуждать над тем, что я сделал, чтобы потом двинуться вперед.

Люди должны развиваться

Какого-то секрета создания хорошей команды у меня нет. Хотя вру, есть один. На данном этапе я больше доверяю людям, которые ко мне приходят по рекомендации тех, с кем я уже работаю. У меня небольшой коллектив — 40 человек, и когда кто-то кого-то приводит, он тоже берет на себя за этого человека ответственность. Кроме того, мы все время находимся в каком-то наборе — нам не хватает то продюсера, то редактора. Компания должна находиться в движении, и люди должны развиваться. Потому что я не верю в стагнацию: человек либо двигается всегда вперед, либо стремительно падает вниз. В момент, когда ты будто бы просто остановился подумать, ты уже стремительно летишь в пропасть. Лучше двигаться и ошибаться — ошибки неизбежны, ошибок не делает тот, кто не работает.

Равнодушие и вранье

Стратегические ошибки — это отдельный вопрос. Но чтобы сделать стратегическую ошибку, вы должны изменить себе. С моей или с вашей теорией люди могут быть не согласны, но если вы говорите честно и откровенно, с вами не соглашаются, но желают выслушать. А вот равнодушие и вранье ведет к стратегическим ошибкам и трагедиям. У меня нет корпоративного кодекса. Для меня все просто, нужно помнить про элементарные категории: что такое хорошо и что такое плохо. Врать — плохо. А знать людей, которые с тобой работают, и праздновать их дни рождения — хорошо.

Алексей Сеченов
Липа Тетерич

Табуретка — жопа

У меня не было в жизни людей, примеру которых я хотел бы следовать. Были люди, которые оставляли словесные постулаты, с которыми я живу по сей день. Один педагог во ВГИКе мне сказал на первом курсе: «Весь, Леша, твой талант заключается в одной формуле: табуретка — жопа. Сколько ты в раздумьях просидишь на табуретке, такой результат и получится». Вот я так до сих пор уже 27 лет этому и следую.

Время создавать миры

Наше время определяется прогрессом — оно настолько скоротечно, настолько емко, настолько насыщенно, что человек должен иметь не одну профессию, не две профессии, в человеке должна развиваться компиляция профессий. Никто уже не служит одной профессии: в одном человеке живет и инженер, и режиссер, и художник, и оператор, иначе уже не выжить. К сожалению, ВУЗы выпускают работников, дипломы которых к моменту выпуска уже… устарели. Именно поэтому есть постоянная потребность в различных курсах «на стороне». Режиссеры ВГИКа сейчас готовятся на базе, которая не имеет никакого отношения к нашей индустрии в реальности. И есть студенты, которые это понимают.

Алексей Сеченов и Липа Тетерич

Требование времени — это создание миров. Мы выходим онлайн, наша страница — это не просто страница, это создание своего мира, своего сообщества, своей вселенной, своей планеты.

Каждый человек сейчас живет, создавая некий свой мир, свое сообщество — и для этого приходится осваивать разные профессии. Вы психолог, вы педагог, вы создатель, вы режиссер, вы оператор — и эту нашу потребность должны наконец осознать и те, кто занимается государственным фундаментальным образованием.

Походить по коридорам

В то же время высшее образование необходимо, факультет во ВГИКе или в другом театральном вузе — это время режиссеру необходимо прожить. Необходимо, чтобы у вас сформировался фундамент, нужно походить по коридорам, по которым ходили Тарковский и Шукшин. Фундаментальная база не просто как библиотека, которая аккумулирует ваши знания, хотя и это тоже, высшее образование — это в том числе воспитание ответственности за свою профессию. Профессия — это прежде всего то, что вы создаете, а создаете вы не для себя, а для людей. И кто бы ни был ваш заказчик, государство или частный инвестор, вы создаете для зрителя.

Алексей Сеченов и Липа Тетерич

Я не обещаю

На вступительном вебинаре на нашем онлайн-курсе я сразу говорю: «Давайте без иллюзий. Не верьте, когда вам говорят: пройдите пять ступеней — и на шестой вы станете мастером и на вас посыпятся деньги, уважение и заказы. Такого не будет: пятилетки за три дня не бывает. И мой курс не исключение». Это то, с чего я начинаю. А заканчиваю тем, что пытаюсь в людях пробудить желание изучать тему дальше самим. Я не обещаю, что вы станете кем-то и достигнете чего-то, я лишь делюсь своими личными приемами, которые я опробовал в жизни. А сам курс лекций создан как шоу. Первая лекция посвящена тому, как нужно готовиться к тендеру, а последняя лекция посвящена непосредственно дню шоу и закрывающей документации проекта. Потому что нужно не только уметь делать, но и уметь получать заказы. Нет, их не получают по знакомству — я, например, не публичный человек, я человек в тени своих работ.

Наши студенты

Наши студенты — публика абсолютно разношерстная и, что меня радует, из разных регионов России. Это в большинстве своем люди, которые уже занимаются режиссурой — они приходят для повышения своей квалификации.

Алексей Сеченов

Железобетонная экономия

Экономия — это путь в никуда. Но при этом каждый проект нужно продумывать до мелочей. Потратьте больше времени на создание: придумайте, нарисуйте, просчитайте. Вот это сидение на табуретке — это и есть способ оптимизировать затраты, просто хорошо посидите и подумайте. Посидите полгода, обсуждая, продумывая в чертежах каждый свой винтик к машине — и вам в финале нужно будет просто собрать площадку, ни о чем не думая. Чем короче подготовительный период, тем больше вы вынуждены тратить в производстве. Чем длиннее подготовительный период, тем меньше вы тратите на производство. Железобетонная экономия.

Каждый вложенный рубль

У меня есть девиз: про каждый вложенный мой рубль зритель должен думать, что я потратил три. Вот это важно для меня. Это говорит о том, насколько наша подготовительная работа была интересна, любопытна и продуктивна, если зритель даже сказал: вот это да, это шоу стоило вот столько! А на самом деле — в три раза меньше.

Алексей Сеченов

Шоу — это жизнь

Каждый мой проект мне дорог, но про последний всегда думается, что он самый яркий, потому что он аккумулирует в себе все твои недавние чаяния. Мне верится, что недавний проект в 2019 году в Казани — WorldSkills — аккумулировал в себе мое какое-то уже фундаментальное знание о создании шоу, о его психологическом восприятии зрителем, о том, что должен зритель из этого шоу вынести: я посмотрел шоу — и я хочу поменяться. Потому что есть один девиз, и книга моя так называется: «Шоу — это жизнь». У слова «шоу», так исторически сложилось, есть легковесные корни. Но само по себе понятие шоу (как спектакль, как эпизод, как драма) — с этим человек сталкивается каждый день. Ты видишь эпизод, переносишь в шоу, соединяешь искусство с жизнью — и шоу становится частью жизни зрителя.

Такие вещи я ценю

В 2011 году мы делали в Казахстане Азиатские игры, и, помню, в машине таксист мне сказал: «Я впервые увидел, что показали нашу историю, это красиво и интересно». А в Беларуси, в Минске, мы делали в 2019 году церемонии открытия и закрытия вторых Европейских игр. И мои друзья, которые приехали на шоу, зашли в магазин, и его хозяйка, которая была на церемонии открытия, сказала: «Как вам удалось показать историю, которую у нас уже тысячу лет здесь не показывали?». Такие вещи я ценю.

Алексей Сеченов

Вопрос формулы

В современном мире нет разделения между шоу, которое идет на стадионе, и которое идет в прямом эфире по телевизору или в сети. Вопрос формулы подачи. Одно и то же шоу, одну и ту же драматургию на стадионе и в телевизоре нужно преподнести разными средствами и инструментами. Вот представьте, что вы на стадионе: перед вами картина пять на пять, и вдруг она начинает двигаться, изменяться, в ней меняются цвета, образы. Круто? А теперь вы смотрите то же самое с телефона — и этот телефон должен выпрыгнуть из штанов, чтобы вас заинтересовать и сказать: как я крут, посмотри на меня! Мало того, посиди и два часа посмотри, чтобы еще было интересно. У этого изображения другие законы.

Выйти с результатом

Я не спринтер, но наш новый проект — в том числе и о скорости работы. Наша онлайн-мастерская переросла в Лабораторию Sechenov.com: есть студия, есть инструменты, есть интенсив из пяти лекций, который заканчивается этой лабораторией. Учатся 10 человек, которых мы разбили на 2 группы. Вся моя команда им помогает — и редакторы, и сценаристы, все. Где-то 50 минут мы занимаемся сценарием, полчаса занимаемся режиссерским сценарием, дальше мы выходим в студию, выстраиваем процесс и в конце делаем пьесу для прямого эфира. Группа делает пьесу за три часа — все держится на их вовлеченности. Я всем студентам говорю: работать, писать надо быстро — и должно быть такое состояние, что лучше сделать хорошо, чем вообще ничего не сделать. Надо сделать и выйти с результатом. Ошибка — это тоже результат, и надо осознать эту ошибку. Но скорость надо наработать — ее в магазине не купишь.

Липа Тетерич и Алексей Сеченов

Семья о семье

Создание онлайн-театра стало следствием появления мастерской. И появилась пьеса «Толстые. Нет в мире виноватых» — потому что моя супруга Юля, писатель, в тот момент писала о Толстых, занималась дневниками и письмами Льва Николаевича и Софьи Андреевны. Это громадный труд, который мог превратиться в книгу, это огромное количество первичного материала. Это то, что сделала Юля своими руками, проанализировав и составив из этого «диалог жизни». И из этого родилась пьеса. Появился месседж — семья о семье. И темы, которые подняты в этой пьесе, актуальны и для нашей семьи, и для наших взаимоотношений — рваных, буйных, неровных и красивых. Из этого и состоит жизнь.

В раздрае

Хайп — это хорошо или плохо? Я в любом случае всегда за новизну. В то же время существуют какие-то моральные внутренние принципы, уважение к зрителям, которое я никогда ради новизны не переступлю. Иногда ты смотришь новости и не понимаешь, зачем люди это делают. Жизнь человеческая в среднем занимает 70-80 лет, не так много времени на созидание, а мы живем в каком-то раздрае. И новости из этого созданы — непонимание, тупики, ругань, страдания, переживания, люди плачут, рыдают, грызутся, убивают.

Алексей Сеченов и Липа Тетерич

Краб Платон

Мы с Юлей очень любим встречать гостей. И в наш дом любят приходить на протяжении многих лет наши друзья. Дети — одному скоро 30, вторая чуть помладше — любят к нам приезжать. Длинный стол, если летом — то на улице. Давайте эту музыку, давайте другую, давайте вспомним, давайте в шахматы поиграем, тут играют в домино, тут в настольную игру… Так и живем. У младшего сына появилось новое хобби, и теперь у нас живет краб Платон. (Смеется.) Платон одной клешней берет яблочко, второй аккуратно ножничками своими режет и смешно кладет себе в рот. А еще у нас есть рыба-телескоп по имени Петя.

Сами по себе

Я никогда не находил времени для воспитания детей. Мне кажется, у меня старшие дети как-то воспитались сами по себе. Какими стали, такими стали. Все говорят, что дочка — папина дочка. Но я всю жизнь работал, а они как-то росли, учились, по мере возможности я ездил с ними отдыхать. Вот сейчас, когда дети стали взрослые, я могу с ними разговаривать как старший друг о работе, о профессии.

Липа Тетерич
Алексей Сеченов

Мещанство — это уют

Дом должен быть таким, чтобы глаз радовался. Чтобы ничего не раздражало. Раньше говорили, что мещанство — это пошлость, но мне кажется, что мещанство — это уют. Вот эти семь слоников на телевизоре — это уютно и комфортно. А еще желательно, чтобы в доме был угол, куда можно забиться. А еще я шкатулки собираю музыкальные уже много лет, заводишь — и она играет. Их у меня штук 30 — некоторым уже больше 150 лет. Иногда ночью, если ты задремал в гостиной возле телевизора, вдруг какая-то шкатулка начинает доигрывать какую-то мелодию — потому что изменилась температура, пружина начала что-то там… Но это мистические ощущения. И мне очень нравится, когда часы начинают ночью бить — ты чувствуешь, что дом живой. Даже когда он трещит от мороза, он живой.

Бог в длинной рубахе

Бабушка со мной однажды разговаривала о Боге, мне было года четыре. Я тогда думал: как же выглядит Бог? И мне представилось, что Бог — он в такой длинной белой рубахе, с длинной бородой, и он летает по небу на большой кровати. (Смеется.)

На маленьком острове

Счастье — только в работе. Но бывает, что пора отдохнуть. И тогда надо собрать вещи и сбежать на море. Я очень люблю море! Рыба, море, песок, нырнуть. Мы с Юлей и с семьей много лет назад плавали на парусной яхте по Средиземному морю в Греции — с острова на остров. И однажды шторм запер нас на маленьком острове, где помещаются на пирсе всего десять яхт. А у нас яхта, где вчетвером тесно: 12 метров длиной, каютки, похожие на гробики. И вот нас заперло на этом острове. И я никогда ничего такого в жизни не видел: ты выходишь и видишь белый песок — и никого. Это была фантастика!

Липа Тетерич и Алексей Сеченов

Поверить сердцем

Мы с Юлей свою пьесу назвали «Толстые. Нет в мире виноватых». И вот хочется в эту фразу сердцем, душой поверить: нет в мире виноватых.

Генеральный продюсер проекта: Аниса Ашику
Фото: Иван Пономаренко

19 мая 2021
Олимпиада Тетерич для раздела Культура