Тема женщины и карьеры в наши дни становится поводом для научных исследований. Так, известный бизнес-консультант Рания Андерсон основала веб-сайт The Way Women Work и написала одноименную книгу. Среди вошедших в нее 250 бизнесвуман мира — известный хедхантер и создатель агентства Pruffi Алена Владимирская.
Алена рассказала Posta-Magazine о том,
что нужно учитывать при создании своего бизнеса, какую команду набирать и почему стоит выборочно читать бизнес-литературу.
Узнав о том, что Алена Владимирская вошла в список 250 бизнесвуман мира, о которых рассказала в своей книге The Way Women Work всемирно известный бизнес-консультант Рания Андерсон, мы, надо признаться, нисколько не удивились. Известный у нас хедхантер и создатель первого успешного агентства социального рекрутинга в Рунете Pruffi, Алена Владимирская действительно отличный профессионал и настоящий знаток своего дела. Конечно, как и многие другие наши бизнес-леди. Сама Алена с присущей ей иронией — и скромностью — рассказала о своем «попадании» в книгу Андерсон на своей странице в Facebook* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации)) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации). Поговорив с экспертом, которая специально для интервью с ней прилетела в Москву, Алена потом с удивлением узнала о том, что, оказывается, она «в числе 250 женщин мира, делающих важные и интересные миру бизнесы. И вроде как даже о моем безумии кому-то интересно читать и кто-то будет на моих примерах учиться». И, по ее словам, пребывала в полном недоумении в связи с тем, «из каких вещей вырастает бизнес… В общем, бизнес порой произрастает из мелочей и неочевидностей». Мы попросила Алену рассказать нам вкратце о некоторых из этих мелочей.
Вы должны очень верить в себя и, соответственно, свою идею.
Не нужно быть одновременно лидером множества проектов, это не работает. Вы должны выделить то, что лучше всего знаете или хотите сделать, и бить в эту цель.
Нужна жесткая фокусировка: я занимаюсь только этим, думаю только об этом, моя жизнь подчинена только этому.
У вас должны быть очень хорошо прикрытый тыл, уверенность, спокойствие. Путь будет очень сложным, и вы должны быть уверены, что вас поддержит семья, что вам помогут и поддержат. Если мы говорим об истории успеха, допустим, в бизнесе, то начинать свое дело или какой-то новый проект нельзя в тот момент, когда, предположим, у вас что-то очень сильно меняется в личной жизни. Особенно у женщин: рождается ребенок — что отнимает огромное количество сил или у детей начинается школа, — или вы выходите замуж, разводитесь.
С вами должна быть очень сильная команда. Но под этим мы понимаем не только и не столько компетентных людей, сколько людей, разделяющих вашу идею и не ищущих споров каждый момент. При этом не рассчитывайте, что эти люди будут с вами всю жизнь — скорее всего, ваши соратники будут меняться. На каждом этапе рядом должен быть кто-то, кто сильнее и умнее вас, у кого можно учиться и расти, чтобы ваша цель была осуществима.
Правильной команды, команды мечты не существует. Есть команда под конкретную цель конкретного человека в данный момент.
Ну и, пожалуй, еще одно правило, которое, если перефразировать Льюиса Кэрролла, звучит так: для того, чтобы стоять на месте, надо очень быстро бежать. На самом деле, в тот момент, когда, как вы считаете, приходит успех, и начинаются самые настоящие испытания. Испытания славой, деньгами. Потому что все видят ваш успех и «рвутся» в ту же самую историю.
У нас меньше женских старт-апов не потому, что женщины глупее или не могут. А потому, что у нас традиционно женщина все-таки ориентирована больше на семью. За исключением некоторых людей в больших городах. Если все делать по-серьезному, часто сложно совмещать бизнес и семью.
Балансировать между серьезным бизнесом и семьей — особенно с детьми — практически невозможно. Бизнес сжирает много времени. Существует даже термин «потерянные дети» — то есть те дети, которые рождаются одновременно с рождением бизнеса. У них может быть все прекрасно в плане образования, денег и возможностей, но они чувствуют себя одинокими и часто вырастают с психологическими травмами.
Свой бизнес — это как чемодан без ручки. В тот момент, когда ты начинаешь им заниматься, ты часто не представляешь, в какое серьезное дело ты влезаешь. А потом, когда тебя уже, возможно, приглашают на другие проекты, жалко бывает бросать начатое, жалко потраченных сил и времени. Надо всегда четко представлять цель — к чему вы идете и насколько вы к ней стали ближе.
Я советую много читать — не только на русском, но и книги на языке вашего основного клиентского общения. Читать литературу тех стран, с которыми ты работаешь — чрезвычайно важно, потому что ты начинаешь значительно лучше понимать людей. Почему я не люблю предлагать читать узко-ориентированную бизнес-литературу? Каждый бизнес индивидуален, и когда ты пытаешься следовать общепринятым рецептам — они чаще всего не срабатывают. Потому что этим путем уже прошли другие, и это — как грибная поляна: все грибы уже собраны, рассказывается о прошлом опыте. Если читать бизнес-литературу, то это должно быть что-то профильное, что может пригодиться конкретно в вашей специальности. Скажем, изменение налогового законодательства… Мне в этом плане больше нравится читать выжимки из бизнес-книг. Очень помогает, например, новый проект Михаила Иванова (одного из основателей издательства «Манн, Иванов и Фербер») www.smartreading.ru — они делают выжимки из бизнес-книг разных издательств.