Одна из самых острых тем обсуждений последних дней — ужесточение запретов на аборты в целом ряде штатов в Америке. Несколько часов назад аналогичный закон подписала губернатор Алабамы. Принятие столь радикальных мер всколыхнуло женское сообщество по всей стране — к протестам присоединились звезды шоу-бизнеса и #MeToo.
Разбираем, почему закон вызвал такой негатив и какие к нему претензии.
Что случилось?
В последние годы целый ряд штатов ужесточил ограничения на аборты. Несколько дней назад запрет на проведение аборта с момента различения сердцебиения плода был принят в Джорджии, сегодня к ней присоединилась Алабама. Закон «О защите человеческой жизни», реализуемый в этом штате, один из самых жестких — он предписывает категорический запрет на аборт даже в случае изнасилования или инцеста за исключением ситуаций, угрожающих жизни женщины либо ребенка (например, при наличии патологий, несовместимых с жизнью). Врачам, нарушившим предписание, грозит пожизненное заключение (и до 10 лет ограничения свободы при попытке проведения операции); женщины привлекаться к уголовной ответственности не будут.
Почему все это обсуждают?
Основная претензия к сенаторам заключается в том, что они посягают на право женщин распоряжаться собственным телом. Ситуацию усугубляет и то что, например, в Алабаме решение было принято 25 немолодыми белыми мужчинами — при том, что в штате проживает большой процент темнокожего населения. Эксперты полагают, что новый закон не приведет к увеличению рождаемости или фактическому сокращению числа абортов: скорее всего, представительницы обеспеченного класса смогут сделать операцию в других штатах, в то время как девушки и женщины из неблагополучных слоев общества будут проводить аборты в небезопасных условиях, рискуя лишиться здоровья и даже жизни. «Бремя ненужных смертей ляжет на бедных женщин, в основном афроамериканок, при том, что уровень материнской смертности в Алабаме и так один из самых высоких в стране», — считает акушер-гинеколог, почетный профессор Калифорнийского университета в Сан-Франциско Филип Дарни.
Что говорят сторонники проекта?
Их мнение озвучила губернатор штата Алабама Кэй Айви на своей странице в «Твиттере»: «Многие сторонники закона убеждены, что он свидетельствует о вере жителей штата в то, что каждая жизнь драгоценна и является священным даром Бога». В тексте законопроекта также утверждается, что аборты лишили большее количество людей жизни, чем сталинские трудовые лагеря.
А что говорят противники? И при чем тут #MeToo?
Среди противников законопроекта — не только женщины, проживающие в штате, профессиональное акушерско-гинекологическое сообщество, ряд политиков, но и знаменитости, которые называют акт «тошнотворным», а принявший его сенат — «сборищем идиотов» (так хлестко высказалась Рианна). Не осталась в стороне от протестов и Эмили Ратаковски — актриса и манекенщица в очередной раз разделась, хоть это и не ново, и высказала свое мнение в социальной сети: «В штатах, пытающихся запретить аборты, проживает самый большой процент темнокожих женщин. Речь идет о классе и расе. Все это является нарушением прав человека. Наши тела — наш выбор». Селебрити подчеркивают, что нелогично говорить об «убийстве детей», когда речь идет об аборте на ранних сроках, и в то же время не вводить запрет на ношение оружия, из-за которого ежегодно погибают десятки детей в учебных заведениях по всей стране. «Новое правило: если вы запретите аборты до того, как наложите запрет на винтовки, убивающие детей в школах, вы потеряете право называть себя борцами за жизнь», — написала София Ричи.
Одновременно с публикацией возмущенных звездных постов был запущен флешмоб #YouKnowMe («Ты знаешь меня»), апеллирующий к заявлениям политиков о том, что они, дескать, не знают никого, кто бы делал аборт. Сотни женщин рассказывают под этим тегом свои истории, требуя вернуть им право самим решать, как быть с собственным телом. «Мужчины, которые пишут такие законы, ничего не знают об устройстве женского тела, кроме того, что им от него нужно», — написала член Палаты представителей США от демократов Александрия Окасио-Кортес в «Твиттере». Присоединилось к бастующим женщинам и движение против харассмента #MeToo — запустившая в 2017 году одноименный флеш-моб Алисса Милано выступила против запрета на аборт в штате Джорджия и даже призвала своих соратниц отказаться на время от секса, чтобы вернуть «телесную автономию»: «До тех пор, пока женщины не получат контроль над своими собственными телами, мы не просто не можем рисковать забеременеть».
Как быть?
Противники закона надеются, что смогут оспорить запрет на аборты в Верховном суде США, который в 1973 году узаконил аборты на всей территории Америки. Однако ситуация остается неопределенной из-за назначения Дональдом Трампом двух консервативных судей — Нила Горсача и Бретта Кавано. Несмотря на то, что Верховный суд вряд ли решится отменить решение «Роу против Уэйда» (тогда суд постановил, что женщина имеет право прерывать беременность по собственному желанию до тех пор, пока плод не станет жизнеспособным), есть вероятность, что он может поддержать инициативу ряда штатов об ужесточении регулирования данной медицинской области.