Картина с Брэдом Питтом выходит в прокат спустя месяц после участия в основном конкурсе Венецианского фестиваля.
История о внутреннем путешествии человека спрятана в оболочку картины о путешествии к звездам.
Питт в картине Джеймса Грэя изображает астронавта Роя Макбрайда — человека со стальными нервами, чей пульс не повышается даже во время чрезвычайных ситуаций — а их в жизни главного героя «К звездам» случается немало. На сей раз опасность нависла над всем человечеством (действие разворачивается в недалеком будущем). До Земли доходят выплески энергии с Нептуна, такие мощные, что людям может прийти конец. Выясняется, что на далекой планете обосновался отец Роя Клиффорд Макбрайд (Томми Ли Джонс) — величайший астронавт всех времен и народов, руководитель миссии «Лима», чьей задачей являлся поиск инопланетного разума. Персонаж Питта уже долгие годы считал отца пропавшим без вести — тот улетел, когда мальчик был подростком. Теперь же оказывается, что родитель не только — весьма вероятно — жив, но и — вполне возможно — является источником невероятной опасности для нашего мира. Теперь Рой должен полететь пассажирским рейсом на Луну, а потом и на Марс — планеты, уже неплохо освоенные человеком, чтобы постараться выйти на связь с Клиффордом Макбрайдом. Грэй не скрывает, что одним из главных источников вдохновения для него стало «Сердце тьмы» Джозефа Конрада и снятый по его мотивам «Апокалипсис сегодня». Не обошлось и без цитат из «2001 год: Космическая одиссея» Кубрика.
«К звездам» — первый настолько масштабный проект любимого синефилами и кинофестивалями, но не слишком хорошо известного широкой публике американца Джеймса Грэя («Маленькая Одесса», «Ярды», «Любовники», «Роковая страсть», «Затерянный город Z»). Его истории, как правило, гораздо более камерные, рассказывающие о еврейских иммигрантах родом из СССР: дедушка и бабушка постановщика в свое время переехали в США из украинского поселка. Тема кровных уз, их болезненного влияния на судьбу человека вообще центральная в творчестве Грэя. В его новой работе она тоже важнее всего — космос же выступает скорее метафорой, подчеркивает одиночество главного героя, да и каждого из нас вообще. «К звездам», как и «Гравитация» Альфонсо Куарона, фильм по своей сути камерный, рассказывающий о травме одного человека и о ее преодолении.
При всем при том это картина красоты неописуемой: оператор «К звездам» Хойте ван Хойтема работал также над «Интерстелларом», и лента Грэя впечатляет не меньше творения Нолана. Вот за луноходом нашего героя гонятся космические пираты, и желтые отражения в стеклах скафандров контрастируют с безжизненно-серой поверхностью Луны. Вот заведующая станцией на Марсе в исполнении актрисы Рут Негга разговаривает с Роем, стоя в черном одеянии на белом фоне — по обе стороны от нее стены-экраны, на которых бьются океанские волны. Вот — космический пейзаж столь величественный, что становится понятно, как можно оставить все и вся на Земле и посвятить себя исследованию загадочных миров.
Человек на фоне подобного пейзажа — почти ничто, нелепая букашка. К тому же, опасная: Рой, чьи внутренние монологи сопровождают нас на протяжении всей картины, словно в фильмах нуар, отмечает, что люди тащат и на другие планеты все самое плохое. Бессмысленные магазины и паршивые кафе, войны за ресурсы. Как тут не стать мизантропом и не захотеть сбежать куда-то совсем далеко в поисках неизведанного — как сделал Клиффорд Макбрайд. Но, может, на самом деле это попытка спрятаться от самого себя? Может, Рой, став, подобно отцу, астронавтом, бежит от своей боли, от своей травмы оставленности? По собственному признанию, он сторонится любых сильных привязанностей, чувств — ведь они могут ранить.
Судьба отца определяет и судьбу сына, но разорвать пуповину между ними (в фильме присутствует именно такая визуальная метафора) можно. Сделать это реально и в уже не самом молодом возрасте, главное, найти в себе силу признать свою идентичность — не бессердечного бога, а самого обычного человека, которому нужен другой человек. Джеймс Грэй не в первый раз в своей фильмографии переходит к финалу картины от суровой мизантропии к настоящему гуманизму. Человеческая душа — мир не менее таинственный и трудно познаваемый, чем мир космоса, но радости и тепла от взаимодействия с первым куда больше.
Некоторые упрекают «К звездам» в патриархальности (это же фильм о проблемах белых цисгендерных мужчин!), в чрезмерной пафосности и серьезности (мол, Грэй не слишком удачно копирует Терренса Малика), в нудности. Что ж, для кого-то это так. А у кого-то (не будем показывать пальцем) в финале щемит сердце. Джеймс Грэй — один из немногих современных режиссеров, кому удается добиться эффекта катарсиса, а это дорогого стоит.