Мода

Style Notes: влияние абстрактного искусства на современную моду

16 декабря мы отмечаем 150 лет со дня рождения одного из основоположников абстракционизма Василия Кандинского. Абстрактное искусство — течение, позволяющее освободиться от устоявшихся догматов, — оказало значительно воздействие на эволюцию искусства и развитие дизайна. Не оказалась в стороне и мода.

Показ Alexander McQueen, весна 1999 г.

В нашем обзоре

мы решили рассмотреть влияние абстрактного искусства на fashion-индустрию.

16 декабря исполняется 150 лет со дня рождения Василия Кандинского: один из наиболее влиятельных художников прошлого века, он задал новое направление искусству. Отказавшись от идеи «предметности», Кандинский позволил нам взглянуть на мир под другим углом — его работы, отрицающие точное отражение реальности, призваны вызвать у зрителя целый ряд разнообразных ассоциаций. В основе картин, состоящих из непоследовательных цветовых сочетаний и геометрических форм, лежит понятие, важное для всех представителей абстрактного направления, — стремление к гармонии. Влияние Кандинского можно обнаружить повсюду — от архитектуры до кинематографа. Не стала исключением и мода.

Так, в коллекции Haute Couture, которую Карл Лагерфельд создал для Дома Chanel в 2009 году, можно увидеть платье, которое прямо намекает на одну из знаменитых работ художника — объемный узор напоминает геометрию картины «Квадраты с концентрическими кругами». Это не единственный раз, когда Лагерфельд заимствовал идеи абстракционистов. Отсылки к этому направлению можно увидеть и в других коллекциях, а в 2014 году Лагерфельд назвал имена Кандинского и Поллока в качестве своих главных вдохновителей. Творчество Кандинского не оставило равнодушным и других дизайнеров, например, креативного директора Marni Консуэло Кастильони.

Chanel Couture, осень 2009 г. «Квадраты с концентрическими кругами», 1913 г.

Chanel Couture, осень 2009 г.
«Квадраты с концентрическими кругами», 1913 г.

Chanel, осень 2014 г. «Желтый, красный, синий», 1925 г.

Chanel, осень 2014 г.
«Желтый, красный, синий», 1925 г.

Marni, осень 2010 г. «Круги в круге», 1923 г.

Marni, осень 2010 г.
«Круги в круге», 1923 г.

Впрочем, любовь моды к абстракционизму началась не с Кандинского: сторонник чистой абстракции, нидерландец Мондриан оказал огромное влияние на формирование современного дизайна. Его матрицы неоднократно были «адаптированы» модными домами — первооткрывателем стал Hermès, который в 1930-х создал линию аксессуаров со вставками из разноцветной кожи. Одна из осенних коллекция Ива Сен-Лорана был полностью посвящена Питу Мондриану: принт на текстиле досконально воспроизводил геометричные картины художника. И в XXI веке дизайнеры продолжают восхищаться его работами. Примерами «цитирования» служат коллекции Proenza Schouler, 3.1 Phillip Lim, Ronaldus Shamask и многих других модных домов, включая Christian Louboutin с его знаменитыми «платформами Мондриана». Кстати, самому Мондриану fashion-мир был весьма близок: художник восхищался манекенщицами, а об индустрии моды говорил как об «одном из самых непосредственных способов выражения человеческой культуры».

«Композиция в красном, желтом и синем цветах», 1935 г.

«Композиция в красном, желтом и синем цветах», 1935 г.

Ronaldus Shamask, весна 2012 г. 3.1 Phillip Lim, весна 2013 г. Yves Saint Laurent, осень 1965 г. Christian Louboutin, 2007 г.

Ronaldus Shamask, весна 2012 г.
3.1 Phillip Lim, весна 2013 г.
Yves Saint Laurent, осень 1965 г.
Christian Louboutin, 2007 г.

Работы упомянутого выше Джексона Поллока — главного идеолога американского абстрактного импрессионизма, культовой фигуры современного искусства и создателя одной из самых дорогих картин в истории — волнуют представителей модной индустрии не меньше. В них вдохновение искали Доменико Дольче и Стефано Габбана, Анн Демельмейстер, Дрис ван Нотен и Вивьен Вествуд. Австралийский дизайнер Ричард Николь на показе 2013 года почти досконально воспроизвел «Лавандовый туман» в одном из образов, а Раф Симонс нашел вдохновение в визуальной эстетике «Номера 20». Легендарный дизайнер и художник от моды Александр Маккуин пошел дальше, посвятив свое шоу искусству абстрактного импрессионизма: во время показа «весна-лето 1999» одна из моделей выступила в качестве живого холста, расписанного красками из пульверизаторов в режиме реального времени.

Richard Nicoll, осень-зима 2013 г. «Номер 1» («Лавандовый туман»), 1950 г.

Richard Nicoll, осень-зима 2013 г.
«Номер 1» («Лавандовый туман»), 1950 г.

Raf Simons, осень-зима 2014 г. «Номер 20», 1949 г.

Raf Simons, осень-зима 2014 г.
«Номер 20», 1949 г.

Не будет преувеличением сказать, что неоценимый вклад в развитие моды внесли работы Казимира Малевича: основоположнику одного из ранних направлений абстрактного искусства, известного как супрематизм, мы обязаны геометричными принтами и архитектурными конструкциями. Его идеи нашли отображение в виде орнаментов и лаконичных форм — это влияние можно проследить на примере образов Burberry, Raf Simons, Roland Mouret и многих других модных домов. Даже в коллекции Céline, посвященной творчеству fashion-иллюстратора Тони Вирамонтеса, нельзя не обнаружить отсылки к стилю раннего русского авангарда.

«Супрематическая композиция», 1915 г. Кеды Raf Simons, весна 2008 г. Roland Mouret, весна 2014 г. Сумка Burberry, осень 2014 г.

«Супрематическая композиция», 1915 г.
Кеды Raf Simons, весна 2008 г.
Roland Mouret, весна 2014 г.
Сумка Burberry, осень 2014 г.

Gabriele Colangelo, весна 2013 г. «Женщина с граблями», 1930-32 г.

Gabriele Colangelo, весна 2013 г.
«Женщина с граблями», 1930-32 г.

Céline, весна 2014 г.

Céline, весна 2014 г.

Взаимосвязь моды и искусства всегда была очевидна: дизайнеры вдохновляются самыми разнообразными течениями, от кубизма до арт-деко и от барокко до дивизионизма. В сезонных трансформациях стиля несложно разглядеть арт-послания: зачастую коллекции модных домов предоставляют нам еще одну возможность открыть для себя идеи великих художников.

 

 

 

14 декабря 2016
Арина Холод для раздела Мода