16 декабря мы отмечаем 150 лет со дня рождения одного из основоположников абстракционизма Василия Кандинского. Абстрактное искусство — течение, позволяющее освободиться от устоявшихся догматов, — оказало значительно воздействие на эволюцию искусства и развитие дизайна. Не оказалась в стороне и мода.
Показ Alexander McQueen, весна 1999 г.
В нашем обзоре
мы решили рассмотреть влияние абстрактного искусства на fashion-индустрию.
16 декабря исполняется 150 лет со дня рождения Василия Кандинского: один из наиболее влиятельных художников прошлого века, он задал новое направление искусству. Отказавшись от идеи «предметности», Кандинский позволил нам взглянуть на мир под другим углом — его работы, отрицающие точное отражение реальности, призваны вызвать у зрителя целый ряд разнообразных ассоциаций. В основе картин, состоящих из непоследовательных цветовых сочетаний и геометрических форм, лежит понятие, важное для всех представителей абстрактного направления, — стремление к гармонии. Влияние Кандинского можно обнаружить повсюду — от архитектуры до кинематографа. Не стала исключением и мода.
Так, в коллекции Haute Couture, которую Карл Лагерфельд создал для Дома Chanel в 2009 году, можно увидеть платье, которое прямо намекает на одну из знаменитых работ художника — объемный узор напоминает геометрию картины «Квадраты с концентрическими кругами». Это не единственный раз, когда Лагерфельд заимствовал идеи абстракционистов. Отсылки к этому направлению можно увидеть и в других коллекциях, а в 2014 году Лагерфельд назвал имена Кандинского и Поллока в качестве своих главных вдохновителей. Творчество Кандинского не оставило равнодушным и других дизайнеров, например, креативного директора Marni Консуэло Кастильони.
Chanel Couture, осень 2009 г.
«Квадраты с концентрическими кругами», 1913 г.
Chanel, осень 2014 г.
«Желтый, красный, синий», 1925 г.
Marni, осень 2010 г.
«Круги в круге», 1923 г.
Впрочем, любовь моды к абстракционизму началась не с Кандинского: сторонник чистой абстракции, нидерландец Мондриан оказал огромное влияние на формирование современного дизайна. Его матрицы неоднократно были «адаптированы» модными домами — первооткрывателем стал Hermès, который в 1930-х создал линию аксессуаров со вставками из разноцветной кожи. Одна из осенних коллекция Ива Сен-Лорана был полностью посвящена Питу Мондриану: принт на текстиле досконально воспроизводил геометричные картины художника. И в XXI веке дизайнеры продолжают восхищаться его работами. Примерами «цитирования» служат коллекции Proenza Schouler, 3.1 Phillip Lim, Ronaldus Shamask и многих других модных домов, включая Christian Louboutin с его знаменитыми «платформами Мондриана». Кстати, самому Мондриану fashion-мир был весьма близок: художник восхищался манекенщицами, а об индустрии моды говорил как об «одном из самых непосредственных способов выражения человеческой культуры».
«Композиция в красном, желтом и синем цветах», 1935 г.
Ronaldus Shamask, весна 2012 г.
3.1 Phillip Lim, весна 2013 г.
Yves Saint Laurent, осень 1965 г.
Christian Louboutin, 2007 г.
Работы упомянутого выше Джексона Поллока — главного идеолога американского абстрактного импрессионизма, культовой фигуры современного искусства и создателя одной из самых дорогих картин в истории — волнуют представителей модной индустрии не меньше. В них вдохновение искали Доменико Дольче и Стефано Габбана, Анн Демельмейстер, Дрис ван Нотен и Вивьен Вествуд. Австралийский дизайнер Ричард Николь на показе 2013 года почти досконально воспроизвел «Лавандовый туман» в одном из образов, а Раф Симонс нашел вдохновение в визуальной эстетике «Номера 20». Легендарный дизайнер и художник от моды Александр Маккуин пошел дальше, посвятив свое шоу искусству абстрактного импрессионизма: во время показа «весна-лето 1999» одна из моделей выступила в качестве живого холста, расписанного красками из пульверизаторов в режиме реального времени.
Richard Nicoll, осень-зима 2013 г.
«Номер 1» («Лавандовый туман»), 1950 г.
Raf Simons, осень-зима 2014 г.
«Номер 20», 1949 г.
Не будет преувеличением сказать, что неоценимый вклад в развитие моды внесли работы Казимира Малевича: основоположнику одного из ранних направлений абстрактного искусства, известного как супрематизм, мы обязаны геометричными принтами и архитектурными конструкциями. Его идеи нашли отображение в виде орнаментов и лаконичных форм — это влияние можно проследить на примере образов Burberry, Raf Simons, Roland Mouret и многих других модных домов. Даже в коллекции Céline, посвященной творчеству fashion-иллюстратора Тони Вирамонтеса, нельзя не обнаружить отсылки к стилю раннего русского авангарда.
«Супрематическая композиция», 1915 г.
Кеды Raf Simons, весна 2008 г.
Roland Mouret, весна 2014 г.
Сумка Burberry, осень 2014 г.
Gabriele Colangelo, весна 2013 г.
«Женщина с граблями», 1930-32 г.
Céline, весна 2014 г.
Взаимосвязь моды и искусства всегда была очевидна: дизайнеры вдохновляются самыми разнообразными течениями, от кубизма до арт-деко и от барокко до дивизионизма. В сезонных трансформациях стиля несложно разглядеть арт-послания: зачастую коллекции модных домов предоставляют нам еще одну возможность открыть для себя идеи великих художников.