Сегодня в столице отмечают 80-летие Московского метрополитена: станции объявляют голосами известных актеров, по кольцевой линии запущен «парад поездов», а Google даже создал дудл-заставку в стилистике советского плаката.
«42 минуты под землей» сегодня —
увлекательная экскурсия в прошлое!
Первая идея по строительству метрополитена в Москве возникла еще в 1875 году, когда инженер Титов представил проект железнодорожного тоннеля от Курского вокзала до Марьиной рощи. Одобрения властей инициатива не получила, но инженеры заинтересовались идеей: следующее предложение властям поступило в 1902 году от инженеров Балинского и Кнорре, предлагавших соединить Замоскворечье с Тверской заставой подземной линией. Осуществлению этих планов сначала помещало сильное «трамвайное лобби», а затем война. Однако к 1924 году население столицы настолько выросло, что трамваи справиться с потоком уже не могли, и началось активное строительство подземной инфраструктуры. 15 мая 1935 года состоялось торжественное открытие первой линии Московского метрополитена и началось регулярное движение от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры».
![]()
Президиум Совнаркома СССР во время торжественного заседания в Колонном зале Дома союзов, посвящённого пуску первой очереди Московского метро, 1935 год.
![]()
Первый испытательный поезд Московского метрополитена, совершивший пробную поездку от станции «Комсомольская» до станции «Сокольники»
![]()
Сегодня об этой памятной дате вспоминают ярким праздником в московской подземке. «Парад поездов», торжественно открытый в 5:30 утра начальником Московского метрополитена Дмитрием Пеговым, включает, помимо привычных «Русичей» поезда серий 81-760, «Яуза», «Номерной», «Еж», а также «Ретро-поезд». На станции «Партизанская» представлены отреставрированные исторические вагоны. По Серпуховско-Тимирязевской линии ходит уникальный состав со сквозным проходом, посвящённый 80-летию московского метро: каждый из его 8 вагонов представляет десятилетие из жизни столичной подземки, в том числе портреты выдающихся инженеров. А на «Выставочной» открылся Центр профориентации для школьников.
![]()
![]()
![]()
Демонстрация 15 мая 1935 года
![]()
![]()
![]()
Генеральный план развития и реконструкции города Москвы. М., 1935
![]()
Московское метро, 1958 год
![]()
![]()
![]()
Машина для мойки тоннелей Московского метрополитена, 1955 год.
![]()









