PostaБизнес

Как подготовить свой бизнес к жизни после пандемии: стратегия от Гарвардской школы бизнеса

Как подготовить свой бизнес к жизни после пандемии: стратегия от Гарвардской школы бизнеса

На сайте Гарвардской школы бизнеса Harvard Business Review (HBR) на днях вышла статья о том, какие вопросы должен задать себе бизнесмен, который хочет сохранить свой бизнес в мире после пандемии. Мы публикуем основные тезисы этой стратегии.

К выводу о том, что после окончания пандемии мир необратимо изменится, пришли уже многие эксперты, и в области экономики, и антропологии, и психологии, и лайфстайла. Тяжелый период абсолютно для всех жителей планеты, всех стран и политических и социальных систем, несомненно, скажется серьезными изменениями во многих сферах. Поддержкой бизнеса уже занялись власти некоторых государств, понимая, что именно на этом держится экономика страны. Однако это не значит, что бизнесменам остается лишь ждать окончания пандемии, рвать на себе волосы и требовать аналогичной поддержки от своего правительства. Сейчас отличный момент для глубокого анализа своих возможностей, планирования и подготовки к тому моменту, когда ситуация «отскочит» в состояние, близкое к прежнему. Гарвардская школа бизнеса предлагает не терять времени и заняться продумыванием стратегии прямо сейчас, опираясь на пять вопросов.

Как подготовить свой бизнес к жизни после пандемии: стратегия от Гарвардской школы бизнеса

Стратегия, описанная в статье HBR, основана на схеме Генри Минцберга, профессора менеджмента Макгилльского университета в Монреале, известной как «Пять П» — план, прием, поведение, позиция, перспектива (plan, ploy, pattern, position, perspective). Схема Минцберга полностью описывает этапы построения бизнес-стратегии для любой компании или бренда. Вкратце, планирование — необходимая часть стратегии, помогающая определить, где вы находитесь сейчас и где хотите оказаться спустя определенный промежуток времени. Опираясь на план, компания может постепенно развиваться и набирать обороты. Прием — это то, что будет отличать ваш бизнес от бизнеса конкурентов. Поведение — анализ того, как ваша компания ведет себя и на рынке, и внутри структуры. Позиция — место вашего бизнеса по сравнению с конкурентами и референсами на рынке, ниша, которую вы уже отвоевали или собираетесь отвоевать. И наконец перспектива — то, на что вы можете рассчитывать.

Как подготовить свой бизнес к жизни после пандемии: стратегия от Гарвардской школы бизнеса

HBR в условиях мира после пандемии предлагает чуть измененную схему «Пяти П»: позиция, план, перспектива, проекты, подготовленность. И предлагает задать себе следующие вопросы при разработке стратегии для возвращения на рынок в условиях кризиса или пост-кризиса:

1. Какую позицию вы можете занять во время и после пандемии?

В данном пункте HBR предлагает трезво оценить свое положение на различных этапах кризиса, а также варианты того, в каком направлении будет двигаться компания при каждом из возможных сценариев: если бизнес обанкротился, если бизнес заморозил любые действия в период пандемии и вновь открылся после кризиса, если удалось получить субсидии от государства и т.д. Сможет ли компания возобновить прежнюю деятельность без изменений или понадобится дополнительное производство, вспомогательный бизнес, будет ли возможность сократить расходы и какие, есть ли смысл в продолжении работы на удаленке для сотрудников в целях экономии на аренде офиса — все эти вопросы нужно обдумать уже сейчас.

2. Какой у вас план на случай конца кризиса?

Что нужно сделать, чтобы пережить тяжелые времена и вернуться на рынок с наименьшими потерями, когда кризис закончится — составление такого плана поможет взглянуть на ситуацию шире и учесть долгосрочные эффекты кризиса и стратегии на случай, когда ситуация «отскочит» назад.

Как подготовить свой бизнес к жизни после пандемии: стратегия от Гарвардской школы бизнеса

3. Как изменится поведение бренда или компании?

Важный вопрос, который обязательно стоит себе задать: ведь человеческий фактор крайне важен в бизнесе, а на ваших сотрудников и партнеров несомненно повлияет необходимость пережить трудный период. Будут ли они по-прежнему доверять вам, сможете ли вы зарекомендовать себя достаточно умелым руководителем, чтобы к вам пришли новые профессионалы — ключевые моменты, которые нужно проанализировать.

4. Какие новые проекты понадобятся для возвращения в строй?

Разработка новых проектов будет неизбежна для решения проблем после кризиса. Однако стоит задуматься о том, сколько их будет и как будут распределены ресурсы для их подготовки.

5. Готовы ли вы к выполнению всех этих планов и проектов?

Подготовленность бизнеса к реализации пост-кризисных планов надо оценить объективно и спокойно, причем на всех уровнях — индивидуальном, командном, организационном и даже в масштабах страны.