Культура
110 лет со дня рождения Акиры Куросавы
110 лет со дня рождения Акиры Куросавы

Японский кинорежиссер Акира Куросава (1910-1998) за 57 лет своей карьеры снял 30 фильмов, каждый из которых вошел в золотой фонд мирового кинематографа. Он не только вывел кино Японии на совершенно новый уровень, оказав огромное влияние на каждого из пришедших после него японских режиссеров, не только пробудил интерес к японской культуре и традициям у всего мира, но и сумел показать, что Восток и Запад имеют также много общего. Куросава повлиял и на многих западных режиссеров: Ингмар Бергман, Федерико Феллини, Бернардо Бертолуччи — все они признавались во влиянии Куросавы на их творчество. А количество западных ремейков на сюжеты фильмов японского режиссера говорит само за себя.

23 марта исполняется 110 лет со дня рождения великого Акиры Куросавы. Составлять список обязательных к просмотру фильмов мэтра невероятно трудно — каждый из них шедевр, и любой открывает новые грани в творчестве режиссера. Мы попытались выбрать пять кинокартин, просмотр которых — обязательный минимум.


«Пьяный ангел»

(1948)

«Пьяный ангел»

Об этом фильме сам Куросава говорил: «Его сделал я и никто другой». Он считал, что в нем он впервые стал самим собой, а не отражением тех режиссеров, которые на него повлияли. С этой картины также началось творческое сотрудничество Куросавы с талантливым молодым актером Тосиро Мифунэ. В «Пьяном ангеле» он сыграл роль мелкого гангстера Мацунаги, который пытается изменить свою жизнь благодаря наставлениям доктора Санады, но для этого ему приходится вступить в противоборство с собственной бандой. Фильм был выпущен во время американской оккупации Японии, поэтому подвергся жесткой цензуре США. Однако некоторые приметы оккупации, которую было запрещено критиковать, все же попали в окончательную версию фильма, например, вывески на английском языке в кадре или песня Jungle Boogie на стихи самого Куросавы, в которой высмеивалась американская джазовая музыка.


«Расёмон»

(1950)

 «Расёмон»

Картина, снятая по мотивам двух новелл японского писателя Акутагавы Рюноскэ «В чаще» и «Ворота Расёмон», принесла Куросаве мировую известность и славу киногения. Фильм завоевал множество наград, в том числе «Золотого льва» и премию «Оскар». Формально подходящий под определение костюмно-исторической драмы, фильм однако был совершенно новаторским по своей структуре. В нем два героя — дровосек и монах обсуждают четыре версии убийства самурая Такэхиро и изнасилования его жены Масако: история самого дровосека, который нашел труп и оповестил власти о преступлении, история жены самурая, история самого самурая через женщину-медиума и история разбойника, которого обвиняют в убийстве и изнасиловании. Все истории абсолютно разные и не совпадают друг с другом ни в чем. Для съемок использовали минимум декораций в связи с небольшим бюджетом. Благодаря новаторству съемки, монтажа и режиссерской концепции «Расёмон» стал одним из величайших фильмов в истории кино. А еще благодаря этой кинокартине появилось понятие «эффект Расёмон» — термин, описывающий расхождения, иногда довольно сильные, в показаниях нескольких свидетелей одного события.


«Семь самураев»

(1954)

«Семь самураев»

Вновь обратившись к жанру костюмно-исторической драмы, Куросава не просто обозначил персонажей, а создал на каждого из них досье с подробной биографией, описанием привычек и даже одежды. В фильме благородное холодное оружие самураев противопоставлено огнестрельному оружию бандитов — эта любимая идея Куросавы появится и в других его фильмах и вскоре станет популярной в сюжетах мирового кино. При съемке Куросава вновь показал себя новатором в операторской работе, использовав несколько камер и кропотливый и сложный монтаж. А также он твердо придерживался своих творческих принципов: невзирая на протесты студии, он отказался от съемки в готовых декорациях и потребовал выделить средства на строительство деревни специально для фильма. Сюжет «Семи самураев» будет впоследствии воспроизведен в различных ремейках и процитирован во множестве фильмов, сериалов и мультфильмов.


«Телохранитель»

(1961)

«Телохранитель»

Куросава в этой картине продолжает исследовать возможности традиционной костюмно-исторической японской драмы дзидайгэки, используя при этом вполне современный сюжет. За основу сценария был взят нуарный фильм «Стеклянный ключ», экранизация детективного романа американца Дэшилла Хэммета. Главный герой — ронин Сандзюро, избавляет небольшой городок от власти двух бандитских групп. Причем делает это не только с помощью своего меча, но и благодаря своему уму и хитрости сеет смуту в рядах бандитов с обеих сторон, сталкивает их между собой и в итоге заставляет самоликвидироваться. Впоследствии Куросава снимет продолжение «Телохранителя» под названием «Отважный Сандзюро». А сюжет «Телохранителя» постигла судьба «Семи самураев»: его также многократно воспроизводили в Голливуде и не только.


«Сны»

(1990)

«Сны»

Признанный классик снял эту онирическую кинокартину, будучи уже в очень преклонном возрасте — 80 лет — и полагал, что она станет его последней работой. Однако до своей смерти в 1998 году режиссер успел снять еще два фильма. Сценарий семи новелл, из которых состоят «Сны», Куросава написал один, без участия других сценаристов. При этом режиссер говорил, что это сюжеты снов, которые ему действительно снились. Все новеллы построены как мистические притчи, и в них поднимаются такие темы, как детство, искусство, смерть и место человека в мире. Почти в конце своей жизни Куросава вновь создал нечто столь оригинальное и новое для себя, одновременно раскрывая многие свои потаенные мысли и показывая, что по-прежнему остается режиссером, умеющим создавать сильные и цельные картины.

23 марта 2020
Ляля Киселева для раздела Культура