Культура

Арт-уикенд в Москве: финский дизайн в Мультимедиа Арт Музее

В Мультимедиа Арт Музее проходит выставка «33 революции — 100 лет финского дизайна». Многие представленные здесь предметы, созданные в разное время на протяжении XX столетия, до сих пор используются по всему миру.

Один из базовых принципов финского дизайна — демократичность и широкая доступность вне зависимости от происхождения и социального положения.

Первое, что отмечаешь на выставке, так это современность без исключения всех представленных в экспозиции предметов — а есть здесь такие, которые были созданы и пятьдесят, и восемьдесят лет назад. Так, похожая на стеклянное облако ваза Savoy Алвара Аалто, одного из крупнейших архитекторов-модернистов и дизайнеров Северной Европы, была придумана им в 1936 году. Впрочем, вдохновением для нее послужило вовсе не природное явление, а традиционные штаны североамериканских инуитов: сшитые из плотной грубой кожи, при ходьбе они образуют толстые складки. Модель сначала так и называлась: «Кожаные штаны эскимоски», но позже была переименована в Savoy, когда спроектированный Аалто одноименный ресторан в центре Хельсинки купил права на вазу, ставшую визитной карточкой интерьера. Одно из самых старых заведений города, кстати, работает до сих пор.

Алвар Аалто. Изготовление вазы Savoy на фабрике Iittala. 1936

Алвар Аалто. Изготовление вазы Savoy на фабрике Iittala. 1936

Архитектор Алвар Аалто. 1970
Ээро Аарнио. Кресло-шар (1963) и кресло Pastil (1967)

Архитектор Алвар Аалто. 1970

Ээро Аарнио. Кресло-шар (1963) и кресло Pastil (1967)

Другой классический предмет Аалто — разработанное для туберкулезного санатория кресло Paimio 1932 года, изгибы которого поддерживали идеальное физиологическое положение тела, способствуя правильному дыханию.

Серия посуды Teema, стаканы Kartio и столовые приборы Scandia одного из самых влиятельных финских дизайнеров Кая Франка, разработанные в конце 1940-х — начале 1950-х, и сегодня есть практически в каждом финском доме. Приверженец простых универсальных форм, в своих моделях он использовал только сферу, прямоугольник, овал, треугольник и квадрат. Компактная в хранении и приятная глазу посуда Кая Франка предназначена как для приготовления еды, так и для сервировки, что и обеспечило ее популярность.

Кай Франк. Сервиз Kilta. 1948–1952
Майя Изола. Принт Unikko. 1964

Кай Франк. Сервиз Kilta. 1948–1952

Майя Изола. Принт Unikko. 1964

«Материнский набор», существующий с 1937 года, — занятный штрих к портрету современного финского общества. Восемьдесят лет назад эта социальная программа была призвана снизить детскую смертность, с чем успешно справилась. Комплект включает в себя все необходимое для новорожденного в первый год жизни, от одежды и предметов гигиены до колыбели, в качестве которой может быть использована коробка, в которую упакованы вещи. Материнский набор и сегодня крайне востребован: каждый год управление социального страхования распределяет около 40 тысяч комплектов — при рождаемости порядка 55 тысяч.

Есть на выставке и во всех смыслах звездный экспонат — колье «Астероидные долины» Бьорна Векстрёма, оно же колье принцессы Леи (Кэрри Фишер) из четвертого фильма киносаги Джорджа Лукаса «Звёздные войны», вышедшего на экраны в 1977 году. Режиссер, впечатленный коллекцией «Космическое серебро» Векстрёма, предложил тому создать украшения для его новой картины. Не имея возможности это сделать в сжатые сроки, дизайнер просто пригласил Лукаса и его помощников выбрать вещи в одном из магазинов своей ювелирной марки Lapponia.

Минна Парикка. Туфли «Зайчики». 2014

Минна Парикка. Туфли «Зайчики». 2014

Майя Изола. Принт «Чайка». 1961
Onar Studios. Коллекция Onar Blank, осень-зима 2017

Майя Изола. Принт «Чайка». 1961

Onar Studios. Коллекция Onar Blank, осень-зима 2017

Шарфы «Полярная Византия» Клауса Хаапаниеми, основателя бренда товаров для дома Klaus H, — пример новейшего финского дизайна. Серия вдохновлена одноименной сказкой писательницы Розы Ликсом, и каждый платок отсылает к одной из глав книги, где есть, например, такие поэтические строки: «В самых потаенных уголках дремучих лесов дальнего-дальнего Севера мы, единственные их обитатели, готовились встречать весну, пахнущую луговыми цветами, — но на веточках белоснежных берез все никак не появлялись первые листочки <…> Мы тосковали по нежному касанию южного ветра, по теплу полуденного солнца, по исполненным умиротворения весенним закатам».

Молодой дизайнер Ирэне Костас из финско-греческой семьи, основательница модного дома Onar Studios, разрабатывает одежду из овчины и дубленой кожи, вдохновленную эстетикой техно и клубной культурой. Результат — весьма нетривиальные куртки, пиджаки, шапки, соединяющие в себе минимализм скандинавских форм, яркие цветовые акценты и ремесленные традиции греческих мастеров.

Отдельного упоминания заслуживают отпечатанные на больших плотных листах экспликации к предметам, сравнимые по качеству с толстыми журналами по современному искусству и архитектуре, которые можно не просто почитать в зале, но и взять с собой.

Детали
До 17 декабря
Мультимедиа Арт Музей, ул. Остоженка, 16

 

 

 

22 ноября 2017
Инна Логунова для раздела Культура