В Мультимедиа Арт Музее проходит выставка «33 революции — 100 лет финского дизайна». Многие представленные здесь предметы, созданные в разное время на протяжении XX столетия, до сих пор используются по всему миру.
Один из базовых принципов финского дизайна — демократичность и широкая доступность вне зависимости от происхождения и социального положения.
Первое, что отмечаешь на выставке, так это современность без исключения всех представленных в экспозиции предметов — а есть здесь такие, которые были созданы и пятьдесят, и восемьдесят лет назад. Так, похожая на стеклянное облако ваза Savoy Алвара Аалто, одного из крупнейших архитекторов-модернистов и дизайнеров Северной Европы, была придумана им в 1936 году. Впрочем, вдохновением для нее послужило вовсе не природное явление, а традиционные штаны североамериканских инуитов: сшитые из плотной грубой кожи, при ходьбе они образуют толстые складки. Модель сначала так и называлась: «Кожаные штаны эскимоски», но позже была переименована в Savoy, когда спроектированный Аалто одноименный ресторан в центре Хельсинки купил права на вазу, ставшую визитной карточкой интерьера. Одно из самых старых заведений города, кстати, работает до сих пор.
![]()
Алвар Аалто. Изготовление вазы Savoy на фабрике Iittala. 1936
![]()
|
Архитектор Алвар Аалто. 1970 |
Ээро Аарнио. Кресло-шар (1963) и кресло Pastil (1967) |
Другой классический предмет Аалто — разработанное для туберкулезного санатория кресло Paimio 1932 года, изгибы которого поддерживали идеальное физиологическое положение тела, способствуя правильному дыханию.
Серия посуды Teema, стаканы Kartio и столовые приборы Scandia одного из самых влиятельных финских дизайнеров Кая Франка, разработанные в конце 1940-х — начале 1950-х, и сегодня есть практически в каждом финском доме. Приверженец простых универсальных форм, в своих моделях он использовал только сферу, прямоугольник, овал, треугольник и квадрат. Компактная в хранении и приятная глазу посуда Кая Франка предназначена как для приготовления еды, так и для сервировки, что и обеспечило ее популярность.
![]()
|
Кай Франк. Сервиз Kilta. 1948–1952 |
Майя Изола. Принт Unikko. 1964 |
«Материнский набор», существующий с 1937 года, — занятный штрих к портрету современного финского общества. Восемьдесят лет назад эта социальная программа была призвана снизить детскую смертность, с чем успешно справилась. Комплект включает в себя все необходимое для новорожденного в первый год жизни, от одежды и предметов гигиены до колыбели, в качестве которой может быть использована коробка, в которую упакованы вещи. Материнский набор и сегодня крайне востребован: каждый год управление социального страхования распределяет около 40 тысяч комплектов — при рождаемости порядка 55 тысяч.
Есть на выставке и во всех смыслах звездный экспонат — колье «Астероидные долины» Бьорна Векстрёма, оно же колье принцессы Леи (Кэрри Фишер) из четвертого фильма киносаги Джорджа Лукаса «Звёздные войны», вышедшего на экраны в 1977 году. Режиссер, впечатленный коллекцией «Космическое серебро» Векстрёма, предложил тому создать украшения для его новой картины. Не имея возможности это сделать в сжатые сроки, дизайнер просто пригласил Лукаса и его помощников выбрать вещи в одном из магазинов своей ювелирной марки Lapponia.
![]()
Минна Парикка. Туфли «Зайчики». 2014
![]()
|
Майя Изола. Принт «Чайка». 1961 |
Onar Studios. Коллекция Onar Blank, осень-зима 2017 |
Шарфы «Полярная Византия» Клауса Хаапаниеми, основателя бренда товаров для дома Klaus H, — пример новейшего финского дизайна. Серия вдохновлена одноименной сказкой писательницы Розы Ликсом, и каждый платок отсылает к одной из глав книги, где есть, например, такие поэтические строки: «В самых потаенных уголках дремучих лесов дальнего-дальнего Севера мы, единственные их обитатели, готовились встречать весну, пахнущую луговыми цветами, — но на веточках белоснежных берез все никак не появлялись первые листочки <…> Мы тосковали по нежному касанию южного ветра, по теплу полуденного солнца, по исполненным умиротворения весенним закатам».
Молодой дизайнер Ирэне Костас из финско-греческой семьи, основательница модного дома Onar Studios, разрабатывает одежду из овчины и дубленой кожи, вдохновленную эстетикой техно и клубной культурой. Результат — весьма нетривиальные куртки, пиджаки, шапки, соединяющие в себе минимализм скандинавских форм, яркие цветовые акценты и ремесленные традиции греческих мастеров.
Отдельного упоминания заслуживают отпечатанные на больших плотных листах экспликации к предметам, сравнимые по качеству с толстыми журналами по современному искусству и архитектуре, которые можно не просто почитать в зале, но и взять с собой.
Детали
До 17 декабря
Мультимедиа Арт Музей, ул. Остоженка, 16










