Мода

Men in Style: ретроспектива стиля Дэвида Боуи. Влияние легенды рока на модную индустрию

В понедельник мир потрясла печальная новость: на 70-м году жизни скончался от рака один из величайших музыкантов Дэвид Боуи.

Уход звезды —

огромная потеря для музыкальной индустрии,
мира искусства и моды.

Потрясающий сценический исполнитель, мастер перевоплощений, талантливый музыкант, певец, продюсер и актер — невозможно переоценить влияние, которое Дэвид Боуи оказал на развитие творческих индустрий, в том числе и модного бизнеса. За время своей длительной карьеры он не единожды вдохновлял дизайнеров и фотографов на создание уникальных творческих проектов. Каждую деталь его стиля можно назвать узнаваемой и, тем не менее, Боуи никогда не оставался подолгу в одном и том же образе, меняясь от альбома к альбому, от клипа к клипу и от года к году.

Подобные эксперименты над собственной внешностью суровый мир развлекательной индустрии прощает не всем, но Боуи никогда не был заурядным рок-певцом, интерес к которому публика постепенно теряет. Его исключительный шарм, революционные идеи и новаторский — а иногда и шокирующий — подход к созданию образов, на годы врезающихся в память, помогли легенде рок-сцены в течение нескольких декад удерживать позицию одного из самых влиятельных музыкантов мира.

Модель в образе Зигги Стардаста на показе весенне-летней коллекции Jean Paul Gaultier и Дэвид Боуи в образе Зигги Стардаста

Модель в образе Зигги Стардаста на показе весенне-летней коллекции Jean Paul Gaultier и Дэвид Боуи в образе Зигги Стардаста

Боуи серьезно относился к созданию своих сценических амплуа, обращая особое внимание на то, чтобы каждое из них зеркально отображало эмоциональный настой в определенный момент. Наверное, именно поэтому ему удалось завоевать такой внушительный авторитет в модной индустрии. Каждое воплощение нового образа, каждое созданное альтер эго — будь то его знаменитый персонаж Зигги Стардаст или пришелец из фильма «Человек, который упал на землю» — расширяли границы современной моды, позволяя публике по-новому взглянуть на саму суть стиля.

Дизайнеры всегда с особым трепетом относились к иконам рок-индустрии, но и здесь Боуи удалось оставить конкурентов далеко позади: его образами вдохновлялись парижские дома Dior и Saint Laurent, большое влияние музыкант оказал на бельгийского минималиста Дриса ван Нотена и эксцентрика Жана-Поля Готье. Кстати, коллекция Jean Paul Gaultier сезона весна-лето 2014 получила название «Звезды рока» и один из образов был создан дизайнером как дань уважения выдуманной «персоне» Боуи, Зигги Стардасту. Год спустя одним из ключевых луков, созданных домом Saint Laurent, станет расшитое крупным бисером мини-платье с широкими подплечниками — в сочетании с узнаваемой рваной стрижкой этот образ удивительно напоминает сценические наряды Боуи времен Aladdin Sane. А за несколько лет до этого модель Антонелла Греф, открывавщая весенний показ Givenchy, появилась на подиуме в полосатом жакете, вдохновленным пиджаком Боуи.

Показ Givenchy, весна-лето 2010 и Дэвид Боуи в 1973

Показ Givenchy, весна-лето 2010 г. и Дэвид Боуи в 1973 г.

Альбом Aladdin Sane чаще всего используется для модного «цитирования»: начиная с 1973 года фотографы и стилисты постоянно переосмысливают самый известный образ музыканта — знаменитое фото с молнией на лице. Именно в нем Кейт Мосс снялась для обложки британского Vogue (мы готовы поспорить, что вы хоть один раз видели эту знаменитую фотографию). Спустя почти десять лет топ-модель вновь примерила на себя одно из альтер эго Боуи: на этот раз она предстала в декадентском образе Зигги Стардаста на обложке Vogue Paris.

Кейт Мосс на обложке британского Vogue, 2003 год; Кейт Мосс на обложке французского Vogue, 2012 год

Кейт Мосс на обложке британского Vogue, 2003 г.

Кейт Мосс на обложке французского Vogue, 2012 г.

«Персоны» Боуи постоянно пересматриваются, по-новому обыгрываются, а зачастую и просто копируются. Так, норвежская модель Иселин Стеиро превратилась в музыканта во время съемок для французского Vogue. Ее опыт повторила бразильянка Ракель Циммерман: правда, несмотря на то, что стилистам удалось передать фактуру, харизму Боуи воссоздать им было не под силу. Одним из самых органичных перевоплощений в легенду рока можно считать трансформацию Тильды Суинтон: даже внешне актриса чем-то напоминает Дэвида Боуи, к тому же, как и музыкант, она обладает потрясающе сильной энергетикой.

Иселин Стеиро во французском Vogue, 2010 год

Иселин Стеиро во французском Vogue, 2010 г.

Ракель Циммерман во французском Vogue, 2010 год

Ракель Циммерман во французском Vogue, 2010 г.

Тильда Суинтон в съемке итальянского Vogue, 2003 год

Тильда Суинтон в съемке итальянского Vogue, 2003 г.

За моду на одежду в «андрогинном» стиле, за все элементы, по которым сегодня мы определяем коллекции в стиле глэм-рок, благодарить стоит именно Дэвида Боуи: в список входят комбинезоны с глубоким вырезом, жакеты с высокими подплечниками и широкие лацканы. Моду на яркий цвет волос, рваные стрижки и макияж с использованием металлизированных теней тоже ввел именно он. Мы настолько привыкли к этим революционным для своего времени образам, что, не задумываясь, выделяем для себя «пиджаки в стиле Боуи», «цвет волос под Боуи» и «макияж как у Боуи». И именно это наделяет творчество уникального рок-музыканта особым смыслом, превращая его из талантливого исполнителя в деятеля искусства, мастера модной сцены и настоящую иконы последних десятилетий.

Круизная коллекция Emilio Pucci (2012); показ Dries van Noten (осень-зима 2011/12); показ Balmain (осень-зима 2011/12)

Круизная коллекция Emilio Pucci (2012 г.); показ Dries van Noten (осень-зима 2011/12 гг.); показ Balmain (осень-зима 2011/12 г.)

Показ Saint Laurentи (весна-лето 2014); круизная коллекция Alexander McQueen (2013); показ Miu Miu (осень-зима 2012/13); показ Dior Haute Couture (весна-лето 2015)

Показ Saint Laurent (весна-лето 2014 г.); круизная коллекция Alexander McQueen (2013 г.); показ Miu Miu (осень-зима 2012/13 гг.); показ Dior Haute Couture (весна-лето 2015 г.)

Показ Maison Margiela, весна-лето 2016

Показ Maison Margiela, весна-лето 2016 г.

Показ Jean Paul Gultier, весна-лето 2011

Показ Jean Paul Gultier, весна-лето 2011 г.

Эллинор Эриксен на обложке и в съемке для мексиканского ELLE, 2013 год

Эллинор Эриксен на обложке и в съемке для мексиканского ELLE, 2013 год

Эллинор Эриксен на обложке и в съемке для мексиканского ELLE, 2013 г.

Алана Циммер в съемке для Vogue Россия (2013); бьюти-съемка для Vogue Австралия (2003)

Алана Циммер в съемке для Vogue Россия, 2013 г.

Бьюти-съемка для Vogue Австралия, 2003 г.

Эволюция стиля Дэвида Боуи:

Ранние годы: фолк-рок и стиль модов (март 1966 г. и январь 1965 г.)

Ранние годы: фолк-рок и стиль модов (март 1966 г. и январь 1965 г.)

The Man Who Sold The World. Смена стиля и период становления, 1971 г.

The Man Who Sold The World. Смена стиля и период становления, 1971 г.

Зигги Стардаст, 1972 г.

Зигги Стардаст, 1972 г.

Альбом Aladdine Sane. Самый известный образ Боуи, 1973 г.

Альбом Aladdine Sane. Самый известный образ Боуи, 1973 г.

Young Americans. Стиль меняется в сторону изысканности и утонченности, 1975 г.

Young Americans. Стиль меняется в сторону изысканности и утонченности, 1975 г.

Появление нового альтер эго Боуи — «худого белого князя», 1976 г.

Появление нового альтер эго Боуи — «худого белого князя», 1976 г.

Альбом Ashes to Ashes, возвращение экстравагантного образа, 1980 г.

Альбом Ashes to Ashes, возвращение экстравагантного образа, 1980 г.

Let’s Dance. Очередная трансформация, 1983 г.

Let’s Dance. Очередная трансформация, 1983 г.

Новое прочтение классического стиля, 1989 г.

Новое прочтение классического стиля, 1989 г.

Гранж и полуспортивный стиль, 1999

Гранж и полуспортивный стиль, 1999

Боуи со второй женой моделью Иман

Боуи со второй женой моделью Иман

Современный Боуи — самый стильный мужчина Великобритании по мнению GQ

Современный Боуи — самый стильный мужчина Великобритании по мнению GQ

 

 

 

12 января 2016
Арина Холод для раздела Мода