Мода

Синтетическая эволюция: победят ли бриллианты, выращенные в лабораториях, своих природных собратьев?

Что такое синтетические бриллианты — «еще одна подделка» или новое слово в ювелирных технологиях, сравнительно честный способ отъема средств у населения или индустриальное явление с широкими возможностями? Наш эксперт убежден, что для ювелирного мира это потенциальный хайп, способный в глазах миллениалов возвыситься над айфоном.

Все чаще их называют «сделанные человеком», буквально приближаясь к идее, что выращивание бриллиантов — занятие, близкое к фермерству и выращиванию органически чистых овощей и фруктов.

Много лет назад в одном детективе автор, раскручивавший сюжет вокруг похищенных нацистами бриллиантов, настойчиво повторял одну шутку: «Бриллианты — это же чистый углерод!» Собственно, так и есть. Чистый углерод. Спрессованный миллионом лет геологических процессов или же сжатый методом осаждения пара в лаборатории. Химическая структура в обоих случаях одинаковая, кристаллическая решетка тоже. Визуально белые синтетические бриллианты от натуральных не отличит даже эксперт под 15-кратным увеличением. При особой тренированности может заподозрить. Но не более.

Синтетическая эволюция: победят ли бриллианты, выращенные в лабораториях, своих природных собратьев?

Ювелиры за честность

Собственно, именно для того, чтобы изучить во всех подробностях лабораторно выращенные алмазы, международная корпорация De Beers (которая занимается добычей, обработкой и продажей природных алмазов, а также производством синтетических алмазов для промышленных целей) организовала собственную лабораторию Element Six. В такие дорогостоящие и основательные исследования De Beers вкладывается потому, что сегодня лабораторно выращенные бриллианты часто пытаются выдать за природные. Синтетические бриллианты появились на ювелирном рынке с крайне неудачной репутацией — как мимикрирующие под натуральные камни в рамках большой партии мелких бриллиантов весом до полутора карат. И если это не обнаружат эксперты на уровне производства, то покупатель в магазине — точно не сможет. Правда, вряд ли сможет и кто-то еще, так что вы никогда не узнаете, что вас обманули. Но сама теоретическая возможность обмана заставляет сильно нервничать — и не столько покупателей, сколько экспертов и ювелиров: все-таки для них это вопрос репутации.

На сегодняшний день главная проблема и натуральных, и лабораторно выращенных бриллиантов в том, что они пытаются играть на одном и том же рынке. В результате и те и другие вступают в не совсем открытые игры с конечным потребителем, что в сегодняшнем мире, где честная коммуникация является едва ли не главным маркетинговым преимуществом бренда, может стать губительным и для бренда, и для дальнейшего исследования возможностей синтетических бриллиантов.



Синтетическая эволюция: победят ли бриллианты, выращенные в лабораториях, своих природных собратьев?

Рукотворное против природного

Озвучиваемая стоимость выращенных бриллиантов ниже, чем у природных, не в разы, а всего лишь примерно на 30 процентов. Но это уже не может не влиять на индустрию. Налицо простая логика: если можно заменить один ресурс другим, более дешевым, то это должно произойти быстро и естественно. Однако практический смысл и финансовые расчеты экспертов наталкиваются на странный психологический феномен: как бы люди ни были практичны и рациональны, в сегменте «люкс» работают совсем другие законы потребления. И говорить о том, что синтетические бриллианты обрушат рынок натуральных камней, довольно наивно, потому что бриллианты на самом деле — это не чистый углерод, а углерод, богатый примесями традиций, мифов, верований и легенд.

От ценителей натуральных бриллиантов можно часто услышать упоминание «божественного прикосновения» и «чуда природы». Все это противопоставляется «пластиковому фастфуду» синтетических камней, произведенных человеческими руками. Мы имеем еще многолетнюю традицию успешных маркетинговых манипуляций, которые убедили миллионы людей по всему миру, что бриллианты волшебным образом решают все проблемы в отношениях.

Честь и достоинство натуральных бриллиантов защищают рекламные кампании с очень правильными, попадающими прямо в сердце потребителя словами: «У этого камня есть душа, в нем чувствуется биение жизни» и «Настоящее — редко, настоящее — это бриллиант» — простите за дословный перевод, в английской версии это звучит мощнее и изящнее одновременно. При этом в рекламе показывают камень уникальной чистоты и прозрачности каратов на двадцать (понятно, за что можно продать душу и другие органы), но сама рекламная кампания рассчитана на покупателей вполне ординарных бриллиантов максимум до двух карат, которые с трудом могут быть причислены к категории редких.

Конечно, если человеку «традиционных ценностей» предложат два одинаковых камня, один из которых природный, а другой лабораторный, он, определенно, выберет первый. Но за выбор молодого поколения мы уже не поручимся. Важно только, чтобы синтетические бриллианты не предлагали под вывеской натуральных — это вредит и им, и индустрии в целом. Главная задача сегодня — дать людям максимально прозрачный и честный выбор. Это именно тот подход, который может удачно развести природные и выращенные бриллианты, сохранив в целости «и волков, и овец».

Синтетическая эволюция: победят ли бриллианты, выращенные в лабораториях, своих природных собратьев?

Экология или технология?

Но, чем больше ювелиры и добывающие компании играли на противопоставлении «натурального» и «лабораторного», тем больше они лили воду на мельницу синтетических бриллиантов: все мы знаем, что негативный PR — все равно PR. Постепенно пресса стала писать о них с возрастающим уважением, отказавшись и от семантически негативного определения «синтетические», и даже от немного сомнительного «лабораторно выращенные». Все чаще их называют «сделанными человеком», буквально приближаясь к идее, что выращивание бриллиантов — занятие, близкое к фермерству и выращиванию органически чистых овощей и фруктов. Кстати, экологическая «дружелюбность» лабораторных бриллиантов сродни чистоте электромобилей: если посчитать в качестве их «экологического следа» все то электричество, что уходит на их производство, еще неизвестно, что будет более экологичным.

Сегодня на рынке синтетических бриллиантов работает большое количество компаний, и чуть не каждый день появляются новые — индустрия растет слишком быстро. Среди самых известных — американская Diamond Foundry, в которой одним из крупнейших инвесторов выступает Леонардо Ди Каприо, снявшийся в 2006 году в фильме «Кровавый алмаз» с наглядной демонстрацией изнанки бриллиантового бизнеса.

Не только на Западе, но и в России есть компании, активно осваивающие новое ювелирное поле. Одна из них — питерская New Diamond Technology, где был создан первый синтетический бриллиант весом 5 карат и установлено еще несколько мировых рекордов в области выращивания и обработки алмазов. Ее специалисты заявляют, что выращенные алмазы по всем физико-химико-оптическим свойствам абсолютно идентичны природным, что усовершенствованная технология позволяет выращивать чистейшие монокристаллы, а современная лаборатория заменила тяжелую технику и труд, наносящий вред природе: «По всем физическим, химическим, оптическим и эстетическим свойствам наши бриллианты невозможно отличить от природных. Все наши бриллианты экологически чистые и сертифицированы в международных геммологических лабораториях, таких как IGI и GCAL».

Синтетическая эволюция: победят ли бриллианты, выращенные в лабораториях, своих природных собратьев?

Тем не менее, пока что в мире очень мало ювелиров, кто был бы готов выстроить дизайн украшения вокруг синтетического камня, с месседжем «инновационное, технологичное, современное», без выхода на консервативное поле «солитера в четырех лапках». А ведь инновации и технологичность — это именно тот основной туз, который может помочь лабораторным бриллиантам выиграть битву за миллениалов и стать новой статус-иконой вместо стремительно сдающего позиции айфона. Это та самая «цифровая революция» в ювелирном мире, которая снова может сделать процесс покупки ювелирных изделий привлекательным для нового поколения. И не потому что традиция, а потому что хайп.

 

 

 

07 ноября 2017
Наталья Филатова для раздела Мода