Скрайбинг и визуализация: как удержать внимание топ-менеджера на презентации

 
Дарья Сучилина
Все статьи автора
Дарья Сучилина

— психолог, телесно-ориентированный психотерапевт, переводчик, основатель проекта «Душе полезно»


Мир перегружен информацией: самым ценным ресурсом является уже не нефть и даже не персонал, а человеческое внимание. 12 секунд — столько времени в среднем удерживают внимание на одном объекте представители поколения Y, рожденные с 1981 по 1995 год. Как передавать им информацию быстро, наглядно и привлекательно? Прекрасным ответом на вызовы современности стала новая техника презентации «скрайбинг».

 
 
Скрайбинг и визуализация: как удержать внимание топ-менеджер...

О том, зачем нужен скрайбинг и как его можно применять на практике, Posta-Magazine рассказывает Богдан Король, менеджер проектов тренингового центра Insight Group.

Скрайбинг (от английского слова scribe — «переписывать, делать наброски, наносить метки») — это особый вид передачи смысла, который вобрал в себя инструменты дизайна, иллюстрации, коучинга и контент-анализа. Прямо во время лекции или презентации скрайберы изображают графически, в виде пиктограмм и схем, все, о чем говорит рассказчик. Благодаря этому у аудитории включается сразу три канала восприятия: слух, зрение и воображение. Так информация легче запоминается, а готовый рисунок помогает в любой момент вернуться к опорным пунктам презентации.

Дарья Сучилина: Когда и при каких обстоятельствах в твоей жизни появился «скрайбинг»?

Скрайбинг и визуализация: как удержать внимание поколения Z

Богдан Король: Впервые я об этом услышал на мероприятии Visual Thinking Live! в 2013 году. Я тогда интересовался фасилитацией. Это такой групповой процесс, в котором модератор помогает участникам выработать какие-либо решения и прийти к общему пониманию. Существует и такая ее разновидность, или инструмент, как визуальная фасилитация — подготовка различных графических шаблонов, визуальное сопровождение процесса. На том мероприятии рассказали и про скрайбинг: показали рисованные дудл-ролики, под которыми чаще всего понимают скрайбинг. Но вообще скрайбинг — это быстрое отображение смыслов. То есть можно рисовать как Айвазовский, а можно быстро зарисовать лампочкой идею или схематично изобразить различных человечков и показать между ними взаимодействие — это и есть скрайбинг.

А примерно два года назад начался бум на скрайбинг на мероприятиях, и под ним стали понимать любое рисование во время бизнес-митингов или во время тренингов — хотя это все ближе к иллюстрации. Поскольку это понятие явно не в России родилось, оно стало многое в себе совмещать. Например, есть еще и такой способ передачи информации, как визуальные заметки, — это вид ведения конспекта, когда текстовые записи чередуются с зарисовками, схемами, стрелками, рамками и так далее. Насчет этой путаницы в словах мы в прошлом году даже пошутили такой картинкой:

Скрайбинг и визуализация: как удержать внимание поколения Z

— Как тебе кажется, насколько скрайбинг сегодня популярен и востребован? В каких областях больше всего может пригодиться?

— Сейчас мы все, как никогда, ощущаем влияние огромного количества информации, которая поступает к нам со всех сторон. Найти какую-либо информацию уже не является проблемой, а вот правильно ее воспринять и проанализировать — по-настоящему востребованный навык. И визуализация в этом служит отличным подспорьем, ведь мы большую часть информации воспринимаем глазами. Через визуальный образ можно передать больше смыслов и вообще сделать восприятие информации легче. Это происходит через грамотное использование композиции: структуры, расположения текста, образов, схем и так далее. Наиболее полезно это там, где необходимо передать информацию от одних людей — другим, так как через образы легче объяснить идеи и смыслы, чем просто через тексты. Это обучение, тренинги, презентации, визуальные заметки для личных целей, продажи, совещания сотрудников.

Скрайбинг и визуализация: как удержать внимание поколения Z

— Можешь ли ты вспомнить какой-нибудь конкретный тренинг, когда участие скрайбера полностью изменило атмосферу мероприятия, отношения в команде?

— Если скрайбинг не применим или будет мешать, мы обычно об этом говорим заранее. Но, к примеру, на стратегических сессиях и тренингах он действительно помогает. Он вовлекает людей в процесс, показывает им, как сейчас все двигается, где находится группа, что уже проработано, какие вопросы остались. Визуальные образы помогают быстро вспоминать материал и работать с ним дальше, а заодно побуждают к действию. Например, мы визуализировали для одной крупной компании ее внутренние процессы по постановке целей на год менеджерам по продажам. Все вроде все понимают, но не делают, как надо. А благодаря нашей схеме им стало все очевидно, так как мы визуально показали, как все работает, что и зачем включено в их рабочий процесс, как происходит обсуждение целей и их согласование, и специальными цветовыми маркерами обозначили то, что важно не упускать. Буквами это тоже можно описать, но только текст сливается в простыню знаков. А если графически это изобразить, все становится яснее. Или, например, распространенный и понятный всем случай — рекламные образы. Если они грамотно продуманы и проработаны, они побуждают к покупке — это и есть действие визуализации или дизайна — такое слово обычно понятнее.

— Применяешь ли ты какие-нибудь техники скрайбинга в своей повседневной жизни, общении — помимо работы?

— Как и любой навык, скрайбинг нужно практиковать и постоянно применять. Именно скрайбером я себя не называю, я сам не рисую — я организую этот процесс, так как, помимо рисования, есть много связанных с ним организационных деталей и переговоров. Но то, что я в себе реально развиваю и применяю на пользу, — это визуальное мышление. Это более широкая сфера, частью которой является скрайбинг или инфографика. Это понимание того, как визуализация влияет на переработку информации и как применять визуализацию для достижения конкретных целей: к примеру, улучшить восприятие аудитории, помочь ей запомнить что-либо или побудить к действиям.



Скрайбинг и визуализация: как удержать внимание поколения Z

— Можешь ли ты посоветовать читателям одно-два упражнения или хитрости на основе скрайбинга, которые могут повысить их продуктивность или помогут быстрее или глубже усваивать новую информацию?

— Я сам часто пользуюсь визуализацией процессов, в которых задействовано много влияющих факторов. Например, у нас несколько мероприятий на неделе, и в каждый конкретный день там нужны пенокартоны, мольберты, маркеры — и скрайберы, коих у нас ограниченное количество. Есть логистика, когда скрайбер должен попасть из одного города в другой, есть время отправления, билеты и прочие организационные моменты. И чтобы все это суметь понять, полезно это визуализировать. Если кратко, то важно просто выписать все ресурсы по дням, наметить опорные точки, в столбик показать дни и стрелочками разнести какие-то взаимосвязи — и уже сложный организационный процесс будет намного понятнее. Кроме того, полезно использовать существующие программы, такие как Trello, которые помогают управлять списками дел и прекрасно визуально показывают текущее положение в каком-либо проекте.

Понятно, что есть некоторые техники и отработанные приемы, но их не изложить в двух строках. Об этом лучше посмотреть вебинар от ведущего скрайбера и «двигателя» визуального мышления — Катерины Богиной, управляющего партнера Insight Group. На этом вебинаре на примере конкретной визуальной заметки в виде скрайба показано, как раскрывается тема. Зонально и с помощью контейнеров (облачка, например) показаны смысловые блоки. Все это помогает быстро воспринять информацию. В этом примере ничего сложного не использовано — такой скрайб способен воспроизвести каждый. Но есть базовые принципы, которые необходимо усвоить, чтобы эффективно применять визуализацию самому, — этому мы и учим на своих курсах.

Важно:

Скрайбинг и визуализация: как удержать внимание поколения Z



Если вы решите заняться скрайбингом и привнести визуализацию в ваши презентации или даже повседневное общение, начать необходимо с поиска основного смысла, который вы хотите донести до ваших слушателей. Это должна быть ясная и актуальная идея, способная привлечь внимание. Иначе есть риск, что за многословием или обилием картинок они просто не поймут, какой идеей вы хотите поделиться. А дальше вас ждет несколько этапов:

• Подготовить сценарий и заранее продумать, какими образами вы будете подкреплять свои слова в процессе рассказа.
• Потренироваться делать наброски и зарисовки в процессе, чтобы скорость речи совпадала с темпом визуального отображения информации.
• Провести презентацию с применением техник скрайбинга или, как вариант, смонтировать об этом видеоролик.
• Наблюдать за восторженной реакцией и получать в свой адрес благодарность от просвещенных слушателей.





Дарья Сучилина для раздела «Психология», опубликовано: 26 сентября 2017

Похожие статьи | Новые статьи
 
 

Самое популярное за неделю на Posta-Magazine
КиноБизнес изнутри с Ренатой Пиотровски: эксклюзивное интервью с Эриком Робертсом в Санкт-Петербурге
Posta Beauty Club. Тест помады L’Oréal Matte Addiction: Юля Паршута
Размер имеет значение: как миллениалам прививают любовь к каратам. Часть II
С прибавлением: шесть новых beauty-брендов в России
Неспящая красавица: 10 привычек, улучшающих качество сна
Арт-уикенд в Москве: прогулка с другим Михаилом Шемякиным в Музее русского импрессионизма

       
©2011—2017 Posta-Magazine
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16 лет.