КиноТеатр: Леонид Парфенов рассказал все, что знает о русских евреях

 
Ника Кошар
Об авторе Все статьи автора
Ника Кошар

— директор отдела репортажей и интервью Posta-Magazine


В Центре документального кино прошел показ фильма «Русские евреи. Фильм первый. До революции» и встреча с его авторами — журналистом Леонидом Парфеновым и режиссером-постановщиком Сергеем Нурмамедом.

 
 
КиноТеатр: Леонид Парфенов рассказал все, что знает о русски...

Первая часть трилогии,

озаглавленная «Фильм первый. До революции», выходит в прокат 14 апреля.

А вообще трилогия «Русские евреи» станет первым проектом журналиста и телеведущего Леонида Парфенова, который будет показан на больших экранах в России и других странах.

КиноТеатр: Леонид Парфенов рассказал все, что знает о русских евреях

«Этот фильм дает возможность сегодняшней русскоязычной еврейской молодежи лучше понять истоки своей семьи и глубже почувствовать значимость истории своего народа», — рассказал гостям генеральный директор фонда «Генезис» Илья Салита. Среди присутствующих на показе были Татьяна Лазарева, Михаил Шац, Анна Монгайт, Арина Бородина, Анна Качкаева, Денис Катаев и другие.

КиноТеатр: Леонид Парфенов рассказал все, что знает о русских евреях

КиноТеатр: Леонид Парфенов рассказал все, что знает о русских евреях

Сергей Нурмамед

Сергей Нурмамед

Всего запланировано три фильма. Первый — о роли российских евреев в жизни страны и мира — охватывает события до революции, второй — тридцатилетие с 1918 по 1948 годы, время советской юдофилии; третий — период после 1948 года, начала официальной юдофобии.

В первом фильме, который снимали в России, Украине, Молдавии, США и Израиле, автор сопровождает зрителя от столицы Киевской Руси, где уже в XI веке имелся еврейский квартал, до революционного Петрограда 1917 года. При Екатерине II Россия стала страной с самым большим еврейским населением, а с XIX века «чужие всем и считающие всех чужими» евреи активно преодолевают изоляцию.

Фильм рассказывает о традиционном еврейском укладе жизни и о том, как порывали с ним будущие знаменитые финансисты и промышленники, ученые, деятели искусства, революционеры. О том, как в иностранные языки вошло русское слово «погром», о «деле Бейлиса», о первой волне эмиграции. Об эсерах и большевиках, расшатавших царский строй, о ближайших соратниках Ленина, вершивших историю страны в октябре 1917 года.

КиноТеатр: Леонид Парфенов рассказал все, что знает о русских евреях

В фильме используется большое количество графики и анимации. Например, с помощью техники захвата движения авторы заставили «говорить» портреты и фотографии исторических лиц, придав картине живости. О многом говорит то, что кадры, где танцовщица исполняет партию Саломеи, зрители приняли за историческую хронику, хотя это была обычная стилизованная съемка. «Мы долго искали и все-таки нашли девушку, внешне похожую на Иду Рубинштейн, — рассказал режиссер фильма Сергей Нурмамед. — И ваша зрительская реакция говорит о том, что мы добились нужного эффекта».

КиноТеатр: Леонид Парфенов рассказал все, что знает о русских евреях

«История русских евреев последних 150 лет — это их выход в русскую карьеру, культуру, язык, вообще — в Россию и далее, в мир, — объяснил Парфенов идею своего фильма, — Я не хотел снимать фильм о последствиях наличия одной государственной религии, земельных вопросах и конкуренции в торговле. Мне хотелось сконцентрироваться на том, „что объединяло“ между собой все эти процессы и события. Я изначально выбрал своей темой ассимиляцию евреев».

Леонид Парфенов

Леонид Парфенов

Леонид Парфенов — рассказчик умелый и интересный. Он как никто умеет завлечь своими историями. «Русских евреев» стоит посмотреть хотя бы для того, чтобы лучше понять пейзажиста Исаака Левитана, работы которого вошли в историю искусства как эталон «щемящего сердца изображения русской природы». В фильме рассказывается, как художник дважды был выселен из Москвы за свое еврейское происхождение. И один раз, по иронии судьбы, это произошло в тот момент, когда он писал одну из самых православных своих работ — полотно «Вечерний звон», на котором в лучах заходящего солнца изображен монастырь в Плесе.

КиноТеатр: Леонид Парфенов рассказал все, что знает о русских евреях

«Для меня ценнее не то, что Левитана дважды выселяли из Москвы, хотя это, конечно, дико, парадоксально, и в фильме об этом сказано, а то, что Исаак Ильич оказался более русским пейзажистом, чем Иван Иванович Шишкин. Я как русский человек смотрю, и эта природа, эта неизбывная печаль — это настроение мне родное, понятное.... А у Ивана Ивановича такие вот... корабельные сосны. Как-то бодренько он все рисовал», — иронизировал Парфенов в разговоре с коллегами.

Вообще, в его фильме, несмотря на серьезность заявленной темы, много иронии. Например, когда автор объясняет, почему Леонид Утесов, победивший в 17 лет на конкурсе частушек в Одессе и ставший уже тогда популярным куплетистом, взял псевдоним Утесов, а не Скалов, например.

КиноТеатр: Леонид Парфенов рассказал все, что знает о русских евреях

Интересно повествуется и о нашумевшем в самом начале ХХ века «деле Бейлиса» — про то, как еврея обвинили в убийстве десятилетнего русского мальчика, припомнив древнюю легенду про «евреев, пьющих кровь невинных младенцев». Этот эпизод вообще больше напоминает триллер, чем документальную хронику. Зрители даже спросили Парфенова о том, не хочет ли он сделать из этой истории полнометражный игровой фильм. Тот ответил скромно: «Для меня эта история всего лишь играет роль индикатора общественного мнения перед Первой мировой войной: когда еврея еще можно судить за то, что он якобы убил христианского ребенка средь бела дня ради его крови, но уже нельзя признать виновным».

КиноТеатр: Леонид Парфенов рассказал все, что знает о русских евреях

А на вопрос, отчего же все-таки случилась эта ассимиляция, Леонид отвечает так просто, что кажется странно до этого не додуматься: «Понимаете, невозможно было в XX веке жить в Сатанове посреди 21 ткацкой лавки, 21 бакалейной, двух винных, одного обувного магазина и одного мебельного. Эта накопившаяся энергия выплеснулась во все — в том числе, в революцию. А дальше мне интересно было проследить как страстно русские евреи, которые составляли значительную долю революционеров, боролись за установление советской власти, и как позже они стали с таким же рвением выступать против нее в рамках диссидентского движения. То есть, произошел переход евреев от самых лояльных к советской власти до самых нелояльных к ней. Перетекание горячности, которое еврейство вносило в советскую деятельность, в антисоветскую деятельность двукратно ослабило советскую власть», — отметил Парфенов.

Гости премьеры фильма Леонида Парфенова в ЦДК:

Ксения Собчак. Надежда Оболенцева

Ксения Собчак

Надежда Оболенцева

Кира Сакарельо, Василий Церетели и Леонид Парфенов. Миранда Мирианашвили и Леонид Огарев

Кира Сакарельо, Василий Церетели и Леонид Парфенов

Миранда Мирианашвили и Леонид Огарев

Алена Долецкая. Иван Парфенов и Мария Бройтман

Алена Долецкая

Иван Парфенов и Мария Бройтман

Кирилл Серебренников и Ксения Собчак

Кирилл Серебренников и Ксения Собчак

Леонид Парфенов и Ксения Собчак

Леонид Парфенов и Ксения Собчак

Елена Чекалова с детьми Марией и Иваном Парфеновыми

Елена Чекалова с детьми Марией и Иваном Парфеновыми

Гости показа

 

 

 

Ника Кошар для раздела «Персоны», отправлено: 12 апреля 2016

Похожие статьи | Новые статьи
 
 

Самое популярное за неделю на Post@-Magazine
Балет: эксклюзивное интервью и фотосессия с премьером Михайловского театра Иваном Васильевым © Инна Логунова
Авто с Яном Коомансом: Porsche Panamera 4S и путь через Швейцарские Альпы © Ян Кооманс
Men in Power: глава российского подразделения международного инвестиционного фонда GEMCORP Capital Альберт Сагирян © Ника Кошар
Эксклюзив Posta-Magazine: интервью с основателем Silken Favours Вики Мёрдок © Арина Холод
Кино на уикенд: почему надо обязательно посмотреть сериал «Молодой Папа» © Ника Кошар
Beauty Weekend: 7 мест в Москве с быстрым и качественным маникюром © Posta-Magazine

       
©2011—2016 «Post@-Magazine»
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16 лет.