Персоны

RIP: Скончался Рэй Брэдбери

 

«…Возьми лето в руку, налей лето в бокал — в самый крохотный, конечно, из какого только и сделаешь единственный терпкий глоток, поднеси его к губам — и по жилам твоим вместо лютой зимы побежит жаркое лето…»

На 92-м году жизни в Лос-Анджелесе

умер классик научной фантастики Рэй Брэдбери.

«Как вы считаете, что станет с человеком, всегда думающим о смерти?» — спросили как-то писателя. «Тогда вы станете Вуди Алленом», — ответил ироничный Брэдбери. Каждый по-своему спасается от грустных мыслей, и Брэдбери предпочитал убегать от них в фантастические миры. «Стать астронавтом и отправиться в космическое путешествие, чтобы найти Бога внутри себя», — так писал Брэдбери о будущем человечества. «Рэй Брэдбери не умер! Он раскочегарился до 451 градуса по Фаренгейту и телепортировался в марсианские хроники…», — пишут теперь о его смерти оптимисты с Facebook* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации)) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации). И им хочется верить, потому что он в своих призведениях создал огромное количество спасительных фантастических миров, в которых мы укрываемся в душевную непогоду.

Хотя исключительно фантастом его считали только поначалу. «Писатель-гибрид» — так называл себя Брэдбери, который писал и фантастику, и романы для детей, а также создавал киносценарии («Моби Дик») и адаптировал свои рассказы для театра. Подобно Виму Вендерсу, не получившему кинообразования, но полжизни проработавшего в киноархиве, Брэдбери не получал образования филологического, но всегда обожал библиотеки. («Как вместо колледжа я закончил библиотеки, или Мысли подростка, побывавшего на Луне в 1932» называется его биографическая статья). Именно у него стоит искать ответ на давно занимающий всех вопрос — что станет с миром, когда планшеты, компьютеры и прочие гаджеты заставят нас навсегда отказаться от книг. «451 градус по Фаренгейту» — книга о будущем, в котором книги находятся под запретом, — пожалуй, самое знаменитое его произведение. У мальчишек под кроватью валяются его «Марсианские хроники», а девчонки хранят под подушкой «Вино из одуванчиков» о «пойманном и закупоренном в бутылке лете» — и именно благодаря этим книгам 30-40-летние мальчишки и девчонки ухитряются оставаться в душе детьми. Книги Брэдбери искренни и пронзительны, с ними бывает страшно, как с Эдгаром По, на которого по молодости Брэдбери мечтал походить, и весело, как с героями Марка Твена. Неудивительно, что к его романам и четыремстам рассказам постоянно обращаются очень разные люди. «451 градус по Фаренгейту» в 1966 экранизировал гуру «новой волны» Франсуа Трюффо, студия Walt Disney экранизировала его роман «Что-то страшное грядет» в 1983-м, с 1985 по 1992 американское телевидение транслировало сериал «Театр Рэя Брэдбери», а в 1972 году Элтон Джон написал песню «The Rocket Man» по мотивам рассказа «Космонавт»…

«Писатель-космонавт» 5 июня навсегда улетел в космос.

 

 

 

08 июня 2012
Posta-Magazine для раздела Персоны