Персоны

КиноТеатр: Дмитрий Назаров о спектакле «Магия музыки. Магия слова»

22 марта на сцене Международного дома музыки в рамках музыкально-драматического спектакля «Магия музыки. Магия слова» прозвучат шедевры русской поэзии ХХ века в исполнении Дмитрия Назарова, Даниила Страхова и Сергея Шнырева.

Об одном из самых

ярких проектов Года литературы в России
Posta-Magazine рассказал известный актер Дмитрий Назаров.

Литературно-музыкальный проект Натальи Семеновой объединяет признанных мастеров художественного слова и театральной сцены — Дмитрия Назарова, Даниила Страхова и Сергея Шнырева — и завораживающую музыку Алексея Айги. Поэзия Мандельштама, Блока, Пастернака, Бродского, Тарковского, Самойлова, Кушнера, Рыжего и Гандлевского, с ее триумфами и противоречиями, надеждами и трагедиями, звучит с новой силой в монологах трех героев-поэтов.

«Магия музыки. Магия слова» переосмысливает жанр музыкально-поэтической композиции: актеры «ведут» за собой сюжет, становясь для зрителей проводником сквозь накал страстей и трагические прозрения, переживаемые поэтами. Им вторят звуки органа и визуальная инсталляция, создающие единое эмоциональное пространство, наполненное магией. Музыки и слова.

Posta-Magazine: В спектакле три героя, три взгляда — ваш герой, какой он?

Дмитрий Назаров: Мой герой, так же, как и у моих коллег по проекту, — это собирательный образ нескольких поэтов, но, пожалуй, самый энергичный, самый темпераментный. Герой, которому тесно. Тесно, и он протестует: протестует против того, как жить, как любить. У него, грубо говоря, самый агрессивный и в тоже время ироничный взгляд на товарищей.

— И то, что происходит вокруг него, атмосфера начала 20 века, только «подогревают» эти конфликты?

— Атмосфера любого века — начала, конца и середины — как правило, что-то подогревает. Не могу сказать, что дело именно в настроениях того конкретного времени. Мы живем в такой стране, в которой периодически что-то нас будоражит. Кто-то относится к этому спокойно, а кому-то дан божий дар излагать это в стихах. Это же определенное состояние души — стихи. Так же как и музыка: почему эти два понятия сошлись в проекте «Магия музыки. Магия слова»? Ведь музыку на прозу не пишут, ее пишут, как правило, на стихи. В нашем спектакле эти две магии существуют параллельно, но все равно у зрителей, мне кажется, создается ощущение, что они в конце концов соединяются. И три поэта, и музыка соединяются в целое.

Алексей Айги

— Обращение к началу 20 века, ко времени перемен — насколько это важно сейчас?

— Это не самое главное, о чем мы заботились, когда создавали и репетировали спектакль, не стремились как-то спроецировать на сегодняшний день. Эти ссылки есть, но они такие тонкие и завуалированные, что «ищущий да услышит». Здесь нет прямых аналогий, касающихся политики. Есть общий взгляд на историю, на жизнь, на взаимоотношение с женщинами. Взгляд порядочности. И, разумеется, человеческие переживания, потому что все, что касается стихов — написано кровью. Это особое состояние человеческое.

— У спектакля «Магия музыки. Магия слова» необычный формат: важная роль отведена звукам органа, световой инсталляции — каково было работать с этим?

— В последнее время театральное дело и в моем театре (Дмитрий Назаров служит в МХТ им. А. П. Чехова с 2003 года — прим. ред.), и во многих других уже приучило нас и к инсталляциям, к всевозможным музыкальный изыскам. Мне кажется, в нашем спектакле ничто не «режет» картину, все органично сосуществует. Есть музыка Айги, которая как бесконечная трепетная ткань поддерживает все происходящее на сцене, и так же существует и очень мощный орган, каждое произведение которого — законченная история, такая же, как стихотворение.

— Считается, что театр сейчас переживает не лучшие времена, но с другой стороны — билеты накануне спектакля не достать. По-вашему мнению, зрителей стало меньше?

— Мне трудно судить по Художественному театру и по выступлению в Доме музыки (там мы тоже не первый раз выступать будем). Пока люди не перевелись (улыбается). Они почему-то приходят, чего-то им не хватает. И я очень этому рад, потому что был период, когда интереснее всего были съезды. И люди их смотрели — опустели театры, концертные площадки… но, слава Богу, «наелись» быстро.

— Какова, на ваш взгляд, роль литературы в современном искусстве?

— Она чуть ли не основа, если мы говорим о театральном искусстве. Все, за что берется театр или театральная компания, должно иметь литературную основу. Насколько эта основа прочна как фундамент — настолько долго и прочно будет стоять здание спектакля.

— Но мы обращаемся не к современной литературе…

— Тогда было богаче, просто так сложилось. Так бывает, что вот была эпоха Возрождения — ее в Европе сейчас тоже нет. Мы не можем каждый раз выдавать Золотой и Серебряный век — мы, человечество. Мы пульсируем так же, как кровь пульсирует. Есть вздохи, есть выдохи. Невозможно все время выдавать на гора шедевры. Тогда и шедевры станут не шедеврами — они станут потоком. Поэтому надо ждать и готовится, и своим участием, всеми своими силами эволюционировать и готовиться к пришествию следующего, Платинового, скажем, века. Взрыв будет обязательно, и во всех областях культуры, несмотря на то, что у нас культура «загнана за Можай», она выживает, существует вопреки, а не во благо. Просто качество тракторов и количество нефти на сегодняшний день почему-то важнее, хотя если люди будут не обогащены культурой, они будут делать плохие тракторы и добывать мало нефти, и неправильно тратить приобретенные средства.

Детали от Posta-Magazine:
Начало 22 марта в 19:00.
ММДМ, Космодамианская наб., 52, стр. 8
www.mmdm.ru

 

 

 

18 марта 2015
Ольга Лобасева для раздела Персоны