Стиль жизни

Art & More. Место преступления: музей

На выставке «Детектив» в ММОМА работы современных русских художников рассматриваются сквозь призму популярного литературного жанра.

На открытии выставки «Детектив»

в Музее современного искусства мы поговорили
об ее особенностях с куратором Валентином Дьяконовым.

— Валентин, почему, собственно, «Детектив»?

— Идея выставки связана с развитием средств массовой информации, с развитием массовой культуры. «Детектив» — это о том, что твой сосед, который живет под вывеской «доктор», может оказаться кем угодно. Мы ничего не знаем о нем, кроме его городского образа. Примерно то же самое происходит с искусством. Зритель должен постоянно искать доказательства. Верить художнику на слово. Это ситуация постоянного сомнения в том, что же перед нами происходит.

— Какие авторы представлены на выставке?

— Это искусство 2000—начала 2010-х. Это художники, которые действуют скорее намеками, чем определенностью. Соль их шуток не всегда на виду. Для того чтобы оставаться серьезными художниками и не влипать ни в какие слишком простые схемы, они изъясняются сложными интеллектуальными конструкциями.

— Зачем в проекте участвуют Любовь Попова и Эдуард Кремер — две работы начала прошлого века? Одна в правом крыле, другая в левом — имеется в виду какой-то полюс?

— Это две параллели. Гитары Любови Поповой 1917 года — хороший подражательный кубизм, и, с другой стороны, работа Эдуарда Кремера, ученика Малевича, 1910-х примерно годов. В этой параллели с кубизмом для меня важны две вещи. Кубизм возник во время типографской революции, когда распространение бумажных СМИ было повсеместным, и художники были должны решать задачу — что они показывают и зачем. Потому что иллюстрированные журналы и газеты активно включились в процесс.

Художники 2000-2010 гг. живут во время революции, связанной с интернетом и распространением через него информации. Для кубистов, когда вдруг стало доступно огромное количество картинок, это богатство и переутомление от множества образов близки к той пресыщенности, которая есть сейчас в связи с переизбытком образов. Я имею в виду здесь не художественный образ, как он понимался в контексте школьного сочинения, а картинку разной степени доступности. Художники начала 2010-х пытаются решить проблему, что показать, чтобы это было искусством, а не было информацией или чем-либо еще. Они качественно снимают информационные слои своих работ, но все же не доходят до абстракции.

— Что за тексты сопровождают работы?

— Вопрос описания всегда очень важен. Соотношение текста и произведения. Для того чтобы подчеркнуть выбранную мной жанровость и, с другой стороны, чтобы показать огромную дистанцию между текстом и работой, перед каждым залом есть отрывки из фиктивных детективных романов, специально написанные для этой выставки Вероникой Галицыной. Они отсылают к каким-то работам в зале.

— Целлофановая пленка, которой завешаны залы, напоминает хичкоковскую тему.

— Так и есть. Архитектор выставки Ольга Трейвас вдохновлялась «Психо».

— Есть какие-то битвы в экспозиции?

— Вот сейчас мы с вами находимся в зоне вооруженного конфликта двух групп художников. Справа от меня реконструкция инсталляции Анны Титовой «В разреженном воздухе». Это классическое смешение образов из разных источников и тонкий намек на толстое обстоятельство. Продолжение политической темы мы видим в обложке Newsweek, где изображено ущелье Усамы бен Ладена, а это вот — кусочек знаменитого челябинского метеорита. Совершенно не случайно напротив всего этого я специально повесил художника противоположного толка. Помните, в XVII в. был спор «пуссенистов» и «рубенсистов»? В данном случае Анна Титова и почти весь этот зал — представители холодного «пуссенизма», а Сергей Сапожников, напротив, — классический «рубенсист». Человек, который любит свет, яркую натуру и витальность за гранью небрежности. Выставка полна таких противоположностей.

Детали от Posta-Magazine:
http://www.mmoma.ru/exhibitions/gogolevsky10/detektiv/

Предыдущая статья

Art&More. Ahmad Tea Music Festival в Москве

На набережной реки Москвы прошел очередной фестиваль актуальной британской музыки Ahmad Tea Music Festival.

Фото Ксения Кубаева

Всеобщее веселое настроение

не смогли испортить ни дождь ни зной.

Когда речь идет о мероприятиях под открытым небом, погода способна смешать карты и свести на нет все старания организаторов. Шаманский бубен и вера в провидение — вот главный инструментарий в этом случае. К фестивалю в парке искусств «Музеон» природа была благосклонна. За полчаса до начала первого концерта громыхнул гром, сверкнула молния, страшный порыв ветра пронесся по всем конструкциям парка и… на этом пугающая часть дня была завершена. Полуденный зной сменила приятная прохлада, идеальная для того, чтобы лежать на траве, играть во фри

Читать далее…

 

 

 

19 июня 2014
Евгения Киселева для раздела Стиль жизни