Культура

Грезы, загадки и искусство жестокости: самые интересные выставки октября в мире

Представляем традиционный гид Posta-Magazine по главным мировым арт-выставкам месяца.

В октябрьском выпуске: драматичное барокко Риберы, экспрессионизм Габриеле Мюнтер, столетняя история кинетического искусства, а также Энди Уорхол образца 1968 года.

«Бесконечная загадка: восемь веков фантастического искусства»

Галерея Дэвида Цвирнера, Нью-Йорк, США
До 27 октября

Выставка в нью-йоркской галерее Дэвида Цвирнера, одного из самых влиятельных мировых арт-дилеров, вдохновлена легендарной выставкой «Фантастическое искусство, дада и сюрреализм» 1936 года в MoMA. Организованная первым директором музея Альфредом Барром, она не только впервые представила американской публике авангардистские течения Европы, но и поставила их в контекст искусства предшествующих эпох. В экспозицию текущего выставочного проекта вошли произведения из музейных и частных коллекций, созданные за последние восемьсот лет, начиная с XII века и заканчивая новейшим временем. Здесь готические гаргульи, Иероним Босх и Тициан соседствуют с Рене Магриттом и Джеймсом Энсором, Сальвадором Дали и Ман Рэем, а также Луиз Буржуа и Шерри Левин. Это поистине погружение в альтернативную реальность, которая находит выражение в самых разнообразных образах, порождаемых религией, мифологией, поэтическим воображением, индивидуальным подсознанием и коллективным бессознательным.

«Бесконечная загадка: восемь веков фантастического искусства»
Галерея Дэвида Цвирнера, Нью-Йорк, США 
До 27 октября


«Габриеле Мюнтер. Рисуя сущность»

Музей Людвига, Кельн, Германия
До 13 января

Габриеле Мюнтер — одна из центральных фигур немецкого экспрессионизма и группы «Синий всадник», а также одна из немногих женщин, сыгравших значительную роль в ранней истории модернизма. Ученица Василия Кандинского, с которым ее связывали многолетние романтические отношения, она в свою очередь также оказала значительное художественное влияние на своего учителя. Разные в живописной манере, участники «Синего всадника» разделяли интуитивистский подход к живописи и сходились в понимании сверхзадачи искусства, которая, как они считали состояла в выражении духовных истин. В живописи Мюнтер стремилась зафиксировать метафизическую суть вещей и моментов жизни: с помощью цвета и формы запечатлеть загадку, скрытую за внешней, материальной оболочкой. На выставке представлено более сотни картин, многие из которых впервые показывают публике.

«Габриеле Мюнтер. Рисуя сущность»
Музей Людвига, Кельн, Германия
До 13 января


«Уорхол 1968»

Музей современного искусства, Стокгольм, Швеция

До 17 февраля

Спустя пятьдесят лет после драматичного и трагичного 1968-го многие исследователи особенно пристально вглядываются в события не столь далекого прошлого, ознаменовавшие поворотный момент в политической и культурной истории XX века. Проект «Уорхол 1968» посвящен первой европейской выставке Энди Уорхола, состоявшейся в Музее современного искусства в Стокгольме. Тогда она вызвала споры не только относительно состоятельности и ценности поп-арта как художественного течения — многие интеллектуалы левого толка критиковали ее как «американскую пропаганду». Переломным 1968-й оказался и для самого Уорхола: через несколько месяцев после окончания стокгольмской выставки художник был тяжело ранен в результате покушения на него радикальной феминистки Валери Соланас. Пережив клиническую смерть и пятичасовую хирургическую операцию, он потом в течение года был вынужден ходить в корсете, поддерживающем поврежденные внутренние органы. Случившееся сильно повлияло на его искусство, в котором мотивы насильственной смерти, интересовавшие Уорхола и раньше, стали появляться все чаще. Тогда же окончательно оформилась его концепция репродуцируемого искусства. В экспозиции знаменитые работы Энди Уорхола, среди которых «Диптих Мэрилин», «Мао», «Десятифутовые цветы», «Электрический стул», коробки Brillo, предстают наряду с фотографиями выставки 1968 года, критическими статьями и артефактами того времени, вновь отсылая нас к одному из центральных вопросов современного искусства: что есть оригинал, а что копия?

«Уорхол 1968»
Музей современного искусства, Стокгольм, Швеция
До 17 февраля


«Джон Сингер Сарджент»

Национальный музей, Стокгольм, Швеция

13 октября—13 января

Джона Сарджента нередко называют лучшим портретистом своего поколения, создавшим целую галерею типажей «прекрасной эпохи». Американец, он родился в Венеции, получил образование во Франции и большую часть жизни провел в Европе. Сарджент взял лучшее от старых мастеров, в том числе Ван Дейка и Веласкеса, в том, что касается композиционных решений, соединив их с псевдоимпрессионистской техникой. Он был вхож в круг импрессионистов, которые, однако, высказывали порой полярные мнения относительно его творчества. Дега не скрывал презрения, а Писсаро снисходительно называл его «искусным ремесленником». Моне же искренне ценил Сарджента, отмечая, впрочем, что его манера не имеет ничего общего с импрессионизмом. Помимо портретов, Джон Сарджент создал большое количество пейзажей и жанровых сцен из путешествий по Ближнему Востоку и Северной Африке, а также графические серии чувственных мужских ню. Последние не предназначались для показа публике, но именно в этих работах художник достигает еще большей психологической глубины в изображении своих моделей, чем в прославивших его портретах.

«Джон Сингер Сарджент»
Национальный музей, Стокгольм, Швеция
13 октября—13 января


«Рибера: искусство жестокости»

Галерея Далвич, Лондон, Великобритания

До 27 января

Физические страдания человека были популярным мотивом в европейском искусстве конца XVI — середины XVII веков, времени католической Контрреформации. В творчестве титана испанского барокко Хосе де Риберы натуралистичные сцены мученичества занимают центральное место. Однако изображение насилия в его работах не объясняется садизмом, в котором его не раз обвиняли историки искусства, или интересом к исследованию чисто формальных живописных приемов — при том что художник достиг блестящего мастерства в композиции, использовании светотени, экспрессивности жестов и мимики и передаче анатомии тела. Каждое из его произведений являет собой комплекс религиозных, культурных и философских отсылок, символизирующих победу духа над плотью и ее страданиями. На выставке представлен ряд живописных и графических работ на один из самых частых сюжетов Риберы и южноевропейского барокко в целом — мученичества святого апостола Варфоломея, с которого за его приверженность вере заживо содрали кожу. Созданные в разные годы, они позволяют проследить развитие его манеры и гиперреалистичных художественных решений. Кураторы выставки делают акцент на новаторстве Риберы в передаче человеческого страдания прежде всего через изображение мужских фигур, которые в его работах предстают в сложнейших ракурсах и позах.

«Рибера: искусство жестокости»
Галерея Далвич, Лондон, Великобритания
До 27 января


«Одилон Редон. В грезе»

Глиптотека, Копенгаген, Дания

12 октября—20 января

На протяжении всей жизни символист Одилон Редон исследовал невидимое: человеческую психику, в глубинах которой скрыты как самые черные кошмары, так и самые светлые детские сны. Редон не принадлежал ни к каким школам и направлениям, хотя и использовал некоторые приемы позднего импрессионизма. Мотивы и персонажи мифов разных культур и эпох, от Древнего Египта и античности до Средних веков и Ренессанса, соединяются в его работах с непрямыми отсылками к новейшим научным открытиям. Художник жил в эпоху, когда с развитием неврологии, микробиологии и психоанализа представления о мире и человеке стремительно менялись. Как следствие, множились экзистенциальные вопросы, ответы на которые Редон, приветствовавший технический прогресс, ищет в потаенных уголках человеческого сознания. Выставка, которая развернется на трех этажах копенгагенской Глиптотеки и объединит более 150 работ Одилона Редона, задумана как путешествие по миру сна, пространству необъяснимого. Его произведения предстанут в экспозиции наряду с источниками вдохновения художника — искусством, литературой, музыкой предшествующих эпох и рубежа XX–XXI веков.

«Одилон Редон. В грезе»
Глиптотека, Копенгаген, Дания
12 октября—20 января


«Action <-> Reaction: 100 лет кинетического искусства»

Кюнстахал, Роттердам, Нидерланды
До 20 января

И все-таки она вертится! На ретроспективной выставке, посвященной более чем вековой истории кинетического искусства, арт-объекты движутся, вращаются, вибрируют, излучают волны. Это течение зародилось в начале XX века на волне научного и технологического прогресса. Художники, вооруженные результатами научных выкладок, стремились расширить границы живописи и скульптуры и восприятия их исключительно как материальных объектов. Чувственный опыт зрителя стал рассматриваться как одна из главных составляющих произведения искусства. Александр Колдер создает свои первые мобили (движущиеся скульптуры), Жан Тэнгли — скульптурные машины, а Марсель Дюшан экспериментирует с роторельефами — плоскостными изображениями, которые при движении приобретают трехмерный объем. Экспозиция организована тематически и состоит из двенадцати разделов, каждый из которых исследует тот или иной аспект, как например, ритм, структура, нематериальность. Среди звезд современного искусства на выставке представлены Карлос Крус-Диес, Хесус Рафаэль Сото, Хулио Ле Парк, Яёи Кусама, Дэн Флавин и другие.

02 октября 2018
Инна Логунова для раздела Культура