Культура

Art & More: шедевры и «пустячки» Василия Кандинского

В Пушкинском музее открывается выставка «„Багатели“ Василия Кандинского», на которой можно будет увидеть произведения 1915-1920-х годов, в том числе уникальную живопись на стекле, а также графические работы этого периода.

Василий Кандинский. «Иматра», 1917 г. Из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина

Art & More: шедевры и «пустячки» Василия Кандинского. Куратор выставки, заведующая отделом личных коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина Наталья Автономова

Куратор выставки,

заведующая отделом личных коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина Наталья Автономова рассказала Posta-Magazine о московском периоде художника, самой большой любви и музыке его жизни и творчества.

Московский период

«В этом году весь мир отмечает 150 лет со дня рождения Василия Кандинского, и предстоящая выставка в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков — одно из многочисленных юбилейных событий. Родившись в Москве, он в пятилетнем возрасте из-за болезни отца вместе с родителями переехал в Одессу. Получив юридическое образование в Московском университете, он в тридцатилетнем возрасте решает посвятить себя искусству и переезжает в Мюнхен, где поступает в частную студию живописи Антона Ашбе. Мюнхен — второй родной город Кандинского после Москвы, город прекрасной художественной школы и больших возможностей.

В 1914 году разразившаяся Первая мировая война вынуждает его вновь вернуться в Москву, где он останется вплоть до 1921-го. Московский период в творчестве Кандинского — поистине уникальное время. Особенно насыщенными были три послереволюционных года: он активно участвует в выставках, занимается педагогической работой. В этот момент он, не отказываясь от абстракции, снова возвращается к предметной живописи — создает маленькие этюды и виды из окон своего дома. В 1916 году он пишет очень интересную картину «Москва. Красная площадь», которая стала своего рода точкой отсчета его новой жизни: он встречает свою будущую вторую жену, Нину Андреевскую. Их знакомство состоялось по телефону — она позвонила ему, чтобы передать какую-то книгу или посылку, и ее голос настолько его впечатлил, что после этого разговора он написал акварельную фантазию «Одному голосу». И это не случайно — Кандинский был чрезвычайно музыкален, с музыкой у него были особые отношения. В детстве он играл на виолончели, прекрасно знал оперу, увлекался Вагнером и Скрябиным, общался с представителем Новой венской школы, революционером в музыке Арнольдом Шенбергом, которому он говорил, что тот делает в музыке то, что сам он воплощает в своих живописных произведениях.

Art & More: шедевры и «пустячки» Василия Кандинского. Нина Андреевская и Василий Кандинский, Дессау. 1929 г.

Нина Андреевская и Василий Кандинский, Дессау. 1929 г.

Art & More: шедевры и «пустячки» Василия Кандинского. Василий Кандинский. Композиция «Одному голосу», 1916 г. Из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина

Василий Кандинский. Композиция «Одному голосу», 1916 г. Из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина

С Ниной Андреевской Кандинский прожил тридцать лет, несмотря на солидную разницу в возрасте (на момент их встречи Нине было 23, а Кандинскому — 50). Это была удивительная пара и любовная история. Подготавливая выставку, я стала искать какие-то их письма, но ничего не обнаружила: как вспоминает Нина, они „ни на день не расставались“».

«Багатели»

«Московский период интересен еще и тем, что Кандинский возвращается к живописи на стекле — старинной традиционной технике, которая была распространена в Баварии, Чехии, Словакии и на юге России. Главными героями этих сюжетов были в основном почитаемые в народе святые. Кандинский заинтересовался этой техникой в Мюнхене, у него была целая коллекция баварских стекол, которую он собирал вместе со своей верной соратницей художницей Габриэле Мюнтер. Он сам писал композиции на стеклах, которые сейчас хранятся в собрании мюнхенской галереи Ленбаххаус.

Art & More: шедевры и «пустячки» Василия Кандинского. Наталья Кандинская. «Пейзаж с фаэтоном». Из собрания Национального музея искусств Азербайджана, Баку

Наталья Кандинская. «Пейзаж с фаэтоном». Из собрания Национального музея искусств Азербайджана, Баку

И вот в 1917 году, когда он счастлив в новом браке, у него только родился сын, он снова обращается к подстекольной живописи. Возможно, причина в его эмоциональном состоянии, а может, он чувствовал необходимость в создании некоего интимного мира посреди голодного и холодного 1917-го. Отсюда и фольклорные, сказочные сюжеты «багателей» (от французского bagatelle, что означает «безделушка», «пустячок»). Изначально Кандинский так называл акварели, которые он писал в 1916 году в Стокгольме. Уже открыв к тому времени новые пространства в искусстве, он как бы играючи возвращается к своим старым привязанностям и темам, но уже на другом уровне и в очень свободной манере. Можно смело сказать, что это своеобразные шедевры в своем малом формате.

Art & More: шедевры и «пустячки» Василия Кандинского. Василий Кандинский. «Всадник». Из собрания Национального музея искусств Азербайджана, Баку

Василий Кандинский. «Всадник». Из собрания Национального музея искусств Азербайджана, Баку

Art & More: шедевры и «пустячки» Василия Кандинского. Василий Кандинский. «Дама с цветком».  Май 1917 г. Из собрания Национального музея искусств Азербайджана, Баку

Василий Кандинский. «Дама с цветком». Май 1917 г. Из собрания Национального музея искусств Азербайджана, Баку

Также на выставке мы показываем акварели 1915-1916 годов из небольшого города Яранска, что под Вяткой, нынешним Кировым. Там в краеведческом музее около десяти лет назад совершенно неожиданно обнаружили шесть акварелей и рисунков, которые попали туда в 1920-е годы. Вообще многие вещи Кандинского московского периода оказались рассеяны по разным галереям и музеям России и бывших советских республик. Это связано с тем, что, покинув Россию в 1921 году, он оставил в Москве работы, которые впоследствии были национализированы и, в соответствии с распространенной в 1930-е годы практикой, разосланы по стране. Так, на нашей выставке мы показываем три стекла из Национального музея Азербайджана в Баку, которые долгое время были известны исследователям лишь в черно-белых фотографиях».

Интеллектуал авангарда и человек XIX века

«Нина Николаевна в своих воспоминаниях пишет, что после революции Татлин обратился к Кандинскому, пригласив его принять участие в строительстве новой культуры. У него появилось огромное поле деятельности: организация выставок, охрана памятников, строительство музеев, педагогическая деятельность в ГСХМ (Вторые государственные свободные художественные мастерские). И хотя он аккумулировал эти веяния времени, надо понимать, что Кандинский все же был родом из XIX века, в нем не было радикализма Родченко, с которым они и не смогли найти общий язык, хотя и были дружны. В отличие от Родченко, видевшего развитие живописи в союзе с архитектурой и дизайном, Кандинский, с его символистскими корнями, тяготел к музыке и поэзии. Вообще Василий Кандинский очень не прост для изучения — в его творчестве одинаково сильны интеллектуальная и интуитивная составляющие».

Детали от Posta-Magazine
Выставка открыта с 20 декабря по 12 февраля
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Галерея искусства стран Европы и Америки XIX—ХХ веков.
Ул. Волхонка, 14
www.arts-museum.ru

 

 

 

19 декабря 2016
Инна Логунова для раздела Культура