Культура

Кино недели: «Джентльмены» Гая Ричи

Кино недели: «Джентльмены» Гая Ричи

В ней Мэттью Макконахи, Чарли Ханнэм, Колин Фаррелл и другие звезды элегантно решают свои криминальные вопросы.

Микки Пирсон (Мэттью Макконахи) — истинный британский денди: стильные костюмы, хорошие манеры. Правда, на самом деле он американец — закончивший Оксфорд и перебравшийся в Великобританию. На роль жены-красавицы Микки Розалинд Гай Ричи выбрал Мишель Докери, появление которой на экране вызывает в памяти образ ее аристократической героини Мэри из «Аббатства Даунтон». Как и Мэри, Розалинд — сильная женщина, а еще — главная слабость своего мужа. «Аббатство Даунтон» вспоминается также потому, что именно поместья местных аристократов Микки использует в качестве прикрытия для своей империи по производству и продаже марихуаны. Откуда еще владельцам родовых усадеб сегодня брать деньги на ремонт крыши — с этим и век назад уже возникали сложности. Однажды Микки решает продать свой прибыльный бизнес, но сделать это оказывается непросто. О том, как разворачивается эта история, мы узнаем от частного детектива Флетчера в исполнении дивного Хью Гранта. Он заявляется в дом к бизнес-партнеру Микки Реймонду — его изображает Чарли Ханнэм, уже игравший у Гая Ричи короля Артура. Флетчер хочет с помощью Микки заработать: он собрал на него массу компромата, который грозится передать главному редактору таблоида (Эдди Марсан), стремящемуся отомстить Микки за некое оскорбление. Также в действии принимают участие тренер по боксу и гангстер с лицом Колина Фаррелла, намеревающийся купить бизнес Микки аристократ Мэттью (Джереми Стронг), пытающийся опередить его преступник китайского происхождения (Генри Голдинг), русская мафия и другие.

Бывают guilty pleasures — те, которых мы слегка стыдимся, а бывают удовольствия, за которые вовсе не стыдно, хотя они вроде бы и не являются высоко интеллектуальными. «Джентльмены» Гая Ричи — из разряда последних. Это совершенно упоительное, захватывающее зрелище с массой смешных, иногда вызывающе-неполиткорректных шуток, классическими, но не устаревающими гэгами, лихо закрученной интригой (как и всегда у Ричи) и эффектными выходами всеобщих любимцев-актеров. Гай Ричи каждые десять лет возвращается к своему любимому жанру остросюжетной криминальной комедии, с которого он начал свою кинокарьеру в 1998-м. Последние десять лет были для него временем экспериментов: свежее прочтение «Шерлока Холмса», элегантный и ироничный шпионский триллер («Агенты А.Н.К.Л.), перепридумывание образа короля Артура и даже диснеевская сказка «Аладдин». Во всех этих картинах явно чувствовался почерк Ричи, но «Джентльмены» — настоящее возвращение к истокам, которое при всем при том не кажется архаичным самоповтором: в фильме чувствуется свежее дыхание.

Персонажи «Большого куша» или «Карты, деньги, два ствола» были дураковатыми и оттого сами навлекали на себя проблемы. Главные герои «Джентльменов» — другие. Основное оружие Микки или Реймонда — интеллект, с помощью которого можно и нужно решать возникающие проблемы. Впрочем, иногда от этого правила приходится отступать, но не бывает ведь правил без исключений. Ричи противопоставляет образованных и умудренных жизненным опытом джентльменов молодой шпане, которая только и умеет, что пускать в ход кулаки и вести себя неразумно. Отчасти это выглядит по-старперски: мол, посмотрите, старшее поколение способно утереть нос молодому. Но если в каких-нибудь «Неудержимых» старая гвардия звезд показывает, на что она способна при помощи все тех же кулаков и мускулов — уже не так безотказно, но все еще работающих, — то в «Джентльменах» Ричи делает упор на том, что его герои «проапгрейдились». Сейчас уже не модно употреблять разрушающие здоровье тяжелые наркотики — поэтому Микки выращивает гораздо более безопасную марихуану. Сейчас принято по-настоящему любить и ценить своих женщин: Микки, в отличие от неразумных молодых, именно так и поступает — он готов на все ради своей «королевы». И, с одной стороны, Ричи вроде бы относится иронично ко всем своим персонажам: и к тем, что за ЗОЖ, и к тем, кто все еще живет по законам 1990-х, хотя и родился позже. А с другой — совершенно понятно, на чьей он стороне, и эта крупица морализаторства лишь добавляет обаяния и глубины его картине.

Гая Ричи всегда сравнивали с Тарантино, тоже со временем, кстати, превратившегося в морализатора. «Джентльменов» роднит с Тарантино в первую очередь то, что это еще и в прямом смысле слова кино о кино — как, например, и «Однажды… в Голливуде». Персонаж Хью Гранта быстренько превращает свое расследование в сценарий, который относит… пародийному Харви Вайнштейну. «Джентльмены» — это фильм Miramax. Конечно, это не настолько киноманская картина, как «Однажды… в Голливуде», но и в ней — масса цитат, и она дышит любовью к кинематографу. При всем при том, кажется, Гаю удалось-таки избавиться от нависающей над ним тени Квентина.

07 февраля 2020
Анастасия Гладильщикова для раздела Культура