Арт-уикенд в Москве: воспоминания о Кавказе в тотальной инсталляции в ГЦСИ

 
Инна Логунова
Все статьи автора
Инна Логунова

— директор отдела культуры Posta-Magazine


В Государственном центре современного искусства проходит выставка «Владей Кавказом!», рассказывающая о масштабном исследовании города и региона с помощью художественных практик современного искусства.

 
 
Арт-уикенд в Москве: воспоминания о Кавказе в тотальной инст...

Выставка представляет собой тотальную инсталляцию из ключевых работ, созданных осенью 2017 года во Владикавказе в результате культурного десанта «Владей Кавказом!» и художественного симпозиума «Аланика».

В сентябре прошлого года около трех десятков московских, петербургских и местных художников, а также композиторов, хореографов и перформеров в течение месяца жили и работали во Владикавказе, привлекая в свои творческие проекты горожан. Практически все произведения создавались в жанре site-specific, который позволяет взглянуть на привычную городскую среду по-другому. Впрочем, художники задействовали все органы чувств, не только зрение. Так, композитор Владимир Раннев создал звуковую инсталляцию «Маршрут» для владикавказского трамвая № 5, заменив обычные объявления остановок детским хором местной музыкальной школы, который пел на осетинском языке. На выставке в ГЦСИ воссоздано условное пространство трамвайного вагона, в котором звучат голоса совсем юных, 9–12 лет, исполнителей сложнейшей партитуры.

Владимир Раннев. Маршрут

Владимир Раннев. Маршрут

А музыкант, преподаватель Московской консерватории Петр Айду вместе с владикавказцами представил перформанс «Трансформация шума», который состоялся в городской бильярдной. Его участники создавали плавно перетекающие «шумовые облака» с помощью целлофана, наждачной бумаги, колокольчиков и других предметов и материалов. Задуманная как строго выстроенное музыкальное произведение, во время исполнения композиция превратилась в импровизацию. «Трансформация шума», как объясняет Айду, — «это мир, наполненный звуками беспокойной воды, полуденного леса, щелканьем цикад и полетом ночных птиц, в котором трансформируется наше обыденное представление о музыке». В ГЦСИ перформанс превратился в инсталляцию из многочисленных подвешенных к потолку металлических трубок, которые звучат, когда сквозь этот метафорический лес проходит зритель — он же слушатель и соавтор.

Петр Айду. Трансформация шума

Петр Айду. Трансформация шума

Петр Айду

Петр Айду

Московская художница Ольга Божко известна своими вязаными скульптурами и инсталляциями. Обращаясь к актуальным темам современности, она использует одну из самых архаичных практик, сталкивая таким образом временные пласты. Для владикавказского проекта, пространственной инсталляции «Границы», она создала вязаные «граффити» — суть коврики и пледы, которые были развешаны на бетонных стенах в центре города и в орнаменте которых зашифрованы слова «мир» и «любовь» на осетинском языке. Ее соавторами стали мастерицы разных возрастов и дети с ограниченными возможностями — таким образом в буквальном смысле «связав» поколения и группы людей, разделенных невидимыми, но довольно жесткими социальными границами.

Ольга Божко. Граница

Ольга Божко. Граница

Вероника Георгиева в своем проекте размышляет о потере живых связей между людьми в эпоху социальных сетей. Во Владикавказе она работала с детьми из разных социальных групп, которых просила фотографировать себя, друзей и близких в разных ситуациях и состояниях. Этот визуальный материал, обработанный по специальной технологии, а также архивные фотографии из жизни города и его обитателей стали основой для видеоинсталляции «Запомнить», в которой изображения наслаиваются друг на друга, растворяются один в другом, превращаясь в абстракции. Именно так оперирует человеческая память: воспоминания со временем теряют яркость, порой смешиваются, а иногда обрастают новыми деталями, которых на самом деле не было. Работа Вероники Георгиевой — метафора и объемный образ коллективной памяти, которая во многом составляет нашу индивидуальную идентичность.

Вероника Георгиева. Запомнить

Вероника Георгиева. Запомнить

Коллективное и индивидуальное сознание исследовали в своей работе и музыкант-экспериментатор Алексей Коханов, и хореограф Анна Абалихина, авторы вокально-хореографического перформанса «Дистанция» с участием учащихся Северо-Кавказского суворовского училища (видеоинсталляция с его записью — одно из самых впечатляющих произведений на выставке). Они провели с суворовцами серию мастер-классов по пению и движению, итогом которых и стал перформанс, соединивший движение и хоровую композицию. «Внутри перформанса человек всегда должен чувствовать внутреннюю свободу, — говорят авторы. — Это интересный опыт — вот вы поете одновременно с тысячами других людей, это очень красиво и сильно, но что вы при этом чувствуете?»

Анна Абалихина, Алексей Коханов. Дистанция

Анна Абалихина, Алексей Коханов. Дистанция

Собственно, все представленные на выставке работы — про внутреннюю свободу: видеть, чувствовать, быть счастливым. В конце концов, любые границы и дистанции — физические или ментальные — это условности, которые мы сами себе придумываем.

Куратор выставки Катя Бочавар

Куратор выставки Катя Бочавар

Детали
Выставка открыта до 20 мая
ГЦСИ, Зоологическая ул., 13, стр. 2

 

 

 

Инна Логунова для раздела «Культура», опубликовано: 26 апреля 2018

Похожие статьи | Новые статьи
 
 

Самое популярное за неделю на Posta-Magazine
Отари Гогиберидзе — о том, почему нельзя удалять комки Биша
Взлет и падение Кевина Спейси: как один из самых успешных актеров Америки стал аутсайдером
Кто на новенького? Винни Харлоу и еще 17 моделей-дебютанток шоу Victoria’s Secret
Самые яркие и запоминающиеся образы звезд с ковровой дорожки «Эмми-2018»
Знай наших: какие российские и советские фильмы любят за рубежом
Дебютный показ Риккардо Тиши для Burberry

       
©2011—2018 Posta-Magazine
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16 лет.