За книгами: гид по литературной ярмарке non/fiction

 
Мария Смирнова
Все статьи автора
Мария Смирнова

С 29 ноября по 3 декабря в Москве пройдет международная ярмарка интеллектуальной литературы non/fiction. В Центральном доме художника на Крымском Валу более трехсот издательств представят главные книжные новинки и пригласят гостей принять участие в нескольких десятках семинаров и дискуссий.

 
 
За книгами: гид по литературной ярмарке non/fiction

Posta-Magazine решил составить гид по этому масштабному событию и рассказать, за какими книгами стоит отправиться на non/fiction в этом году и какие мероприятия, проходящие в рамках ярмарки, посетить.

Художественная литература


Джонатан Сафран Фоер. Вот я

М.: Эксмо, 2017. Перевод Н. Мезина

«Вот я» был бы просто очередным романом Фоера, если бы не вышел спустя 11 лет после предыдущего. Книгу «Дерево кодов» при всем желании отнести к этому жанру вряд ли получится: она представляет собой скорее произведение визуального искусства, нежели эпическую прозу. Фоер — автор безусловно конъюнктурный, и эта характеристика может быть как положительной, так и отрицательной. С одной стороны, похвально, что он держит руку на пульсе. А с другой, погоня за резонансными темами и образами все-таки не должна ставиться во главу угла. «Вот я» грозится стать новым поворотом в писательской карьере Фоера: в саге о любви и одиночестве речь идет о Джейкобе и Джулии, которые прожили вместе почти всю сознательную жизнь и пытаются преодолеть кризис в отношениях на фоне кризиса глобального. Одним словом, в деле возрождения большого американского романа у Джонатана Франзена, похоже, появился помощник.

Джонатан Сафран Фоер. Вот я
М.: Эксмо, 2017. Перевод Н. Мезина

фото #1


Андрей Геласимов. Роза ветров

М.: Городец, 2017

Пока австралиец Ричард Флэнаган исследует трагическую судьбу английского мореплавателя Джона Франклина, уроженец Иркутска Андрей Геласимов посвящает новый роман Геннадию Ивановичу Невельскому, сыгравшему важную роль в освоении Дальнего Востока и доказавшему, что Сахалин — это действительно остров. Читать исторические романы о личностях, которые аудитории малоизвестны, удовольствие, скажем так, для избранных: Невельский, в конце концов, не Петр I и даже не Ермак. Но Геласимову удалось главное: он создал красочный, понятный и вызывающий доверие портрет эпохи, не скатываясь при этом в лубок а-ля «Мыши кота погребают». «Роза ветров» — добротная, неторопливая, не лишенная почти детективной интриги и следующая заветам Ивана Лажечникова проза, от которой стоит ждать не сенсационных разоблачений, а прежде всего упоительного процесса чтения.

Андрей Геласимов. Роза ветров
М.: Городец, 2017

фото #2


Хан Ган. Вегетарианка

М.: АСТ, 2017. Перевод Ли Сан Юн

За роман «Вегетарианка» южнокорейская писательница Хан Ган получила Международную Букеровскую премию еще в 2016 году и произвела пусть и не грандиозный, но все же фурор. Контрапунктом сюжета в книге действительно становится отказ главной героини Ёнхе от мяса. Однако вегетарианство как таковое служит лишь зеркалом, в котором отражается мучительный душевный поиск Ёнхе, ее стремление не только пройти через своеобразный ритуал очищения, но и понять природу насилия как в отдельно взятой семье, так и в обществе в целом. Еще одна ценность этого романа заключается в том, что он представляет собой квинтэссенцию современной южнокорейской литературы — российскому читателю почти незнакомой, но такой лаконичной, прямолинейной и пронзительной в своем желании одновременно обнажать и врачевать раны на теле человечества.

Хан Ган. Вегетарианка
М.: АСТ, 2017. Перевод Ли Сан Юн

фото #3


Кристина Бейкер Клайн. Картина мира

М.: Фантом Пресс, 2017. Перевод Ш. Мартыновой

Картина Эндрю Уайета «Мир Кристины» стала едва ли не самым узнаваемым произведением американского искусства XX века. Изображенная на ней девушка Кристина Олсон жила по соседству с художником в штате Мэн. В детстве она перенесла болезнь (по всей видимости, полиомиелит), из-за последствий которой у нее отказали ноги. Но оставаться в плену своей комнаты или пользоваться инвалидной коляской она не хотела, поэтому, выбираясь на улицу, по окрестностям фермы передвигалась ползком. Для Уайета Кристина была не только музой, но и выдающимся примером мужества и силы духа. «Картина мира» — беллетризованная биография этой удивительной личности. Книга, которая в очередной раз дает понять: настоящие герои обитают не в древнегреческих мифах, а среди нас.

Кристина Бейкер Клайн. Картина мира
М.: Фантом Пресс, 2017. Перевод Ш. Мартыновой

фото #4


Евгений Рудашевский. Ворон

М.: КомпасГид, 2017

Мы часто слышим, что литература для детей и подростков в нашей стране якобы находится в катастрофическом состоянии: нет, мол, больше ни Осеевой, ни Булычева, ни Маршака. На самом же деле ежегодно выходит множество отличных русскоязычных книг в категории «от 16 и младше». Одна из них — «Ворон» Евгения Рудашевского, история о том, как мальчик отправляется на охоту в тайгу, твердо веря в то, что первый же меткий выстрел сделает из него настоящего мужчину. Однако подлинным обрядом инициации для него становится не убийство, а путь, который он проходит к пониманию места человека в природе. К тому же, несмотря на окутанное мистическим флером название книги, тонкой бытовой философии Юрия Коваля в «Вороне» гораздо больше, чем саспенса рассказов и поэзии По, и это — безусловный плюс.

Евгений Рудашевский. Ворон
М.: КомпасГид, 2017

фото #5

Нон-фикшен


Михаил Зыгарь. Империя должна умереть. История русских революций в лицах. 1900–1917

М.: Альпина Паблишер, 2017

Не будет преувеличением сказать, что 2017 год в российских СМИ прошел под эгидой великой русской революции. В ее честь были опубликованы сотни материалов и запущены несколько масштабных мультимедийных проектов. Даже те, у кого в школе была твердая двойка по истории, смогли, наконец, выучить, кто такие Милюков и Керенский. Вместе с тем события 1917 года стали, по сути, завершающим аккордом драмы, которая разыгралась на территории нашей страны еще на рубеже XIX и XX веков. Монументальный 900-страничный труд Михаила Зыгаря в деталях рассказывает о том, какие события, имевшие место более века назад, навсегда изменили не только вектор развития нашей страны, но и судьбу каждого из нас.

Михаил Зыгарь. Империя должна умереть. История русских революций в лицах. 1900–1917
М.: Альпина Паблишер, 2017

фото #6


Дэвид Ремник. Могила Ленина. Последние дни советской империи

М.: Corpus, 2017. Перевод Л. Оборина

Учитывая расстановку сил на международной политической арене в наши дни, сам факт того, что американский журналист написал книгу о распаде СССР, кажется вызовом. Вот только на родине Ремника «Могила Ленина...» вышла в начале 90-х, а до нас добралась только сейчас, в эпоху, когда мы активно пытаемся переосмыслить прошлое нашей страны: вернемся на несколько строк выше и найдем там книгу Зыгаря о революциях. С 1988 по 1992 год Ремник, впоследствии получивший Пулитцеровскую премию и ставший главным редактором журнала The New Yorker, работал в Москве и был свидетелем перестройки, путча и возникновения новой страны на руинах старой. «Могила Ленина...» — сборник не столько историко-политических, сколько социологических и даже антропологических наблюдений: будучи блестящим репортером, Ремник заглядывает в лица не суровых государственных мужей, а представителей народа, который ждал, что будет как лучше, но получилось — как всегда.

Дэвид Ремник. Могила Ленина. Последние дни советской империи
М.: Corpus, 2017. Перевод Л. Оборина

фото #7


Роберт Сапольски. Записки примата: необычайная жизнь ученого среди павианов

М.: Альпина Нон-фикшн, 2017. Перевод И. Майгуровой, М. Десятовой

Роберт Сапольски — известный американский ученый и популяризатор науки, которого мы знаем прежде всего по его работам о психологии стресса. С момента окончания Гарвардского университета он начал регулярно летать в Кению, где на протяжении почти 25 лет наблюдал за жизнью одной группы павианов. Воспоминания о тех временах и вошли в книгу «Записки примата...». Сапольски, впрочем, уделяет в ней внимание не только обезьянам, но и местным жителям, которые добывают свой хлеб тяжелым трудом, но никогда не теряют оптимизма. Прекрасные, с большой любовью и тактом написанные мемуары, которые наверняка понравятся тем, кто в детстве зачитывался рассказами Джеральда Даррелла о животных.

Роберт Сапольски. Записки примата: необычайная жизнь ученого среди павианов
М.: Альпина Нон-фикшн, 2017. Перевод И. Майгуровой, М. Десятовой

фото #8


Дарья Еремеева. Граф Лев Толстой. Как шутил, кого любил, чем восхищался и что осуждал яснополянский гений

М.: Бослен, 2017

Лев Толстой — фигура в русской литературе чрезвычайно глубоко исследованная, но одновременно едва ли не самая противоречивая. Одни чтят его как гениального писателя, великого философа, гуманиста и просветителя. Другие презирают как плохого мужа, равнодушного отца и фанатика, положившего судьбы близких людей на алтарь собственного идеализма. Так или иначе, за каждым из этих определений стоял не каменный истукан, а вполне живой человек. Работу Дарьи Еремеевой, старшего научного сотрудника Государственного музея Л. Н. Толстого, не стоит считать полноценной биографией. Книга представляет собой скорее сборник небольших и красочных эпизодов из жизни писателя. Но в них сполна раскрываются его привычки, привязанности и взгляды на жизнь: от вегетарианства и порой поражающего своей патриархальной наивностью сексизма до весьма нескромных острот в компании друзей.

Дарья Еремеева. Граф Лев Толстой. Как шутил, кого любил, чем восхищался и что осуждал яснополянский гений
М.: Бослен, 2017

фото #9


Егор Летов, Наталья Чумакова. Офлайн

М.: Выргород, 2017

Символ музыкального андеграунда 80–90-х годов, лидер «Гражданской обороны» Егор Летов редко давал интервью журналистам, зато регулярно отвечал на вопросы посетителей официального сайта группы. Они могли спросить кумира о чем угодно, а он, в свою очередь, честно делился своими философскими, политическими и культурными воззрениями. Спустя почти десять лет после смерти Летова его диалоги с поклонниками собрали в отдельную книгу, которую на выставке презентует вдова музыканта Наталья Чумакова. «Офлайн» — это не просто фанатский артефакт, а своего рода правила жизни великого человека, грандиозного поэта, который удивительно глубоко проник в самую суть народного сознания в один из самых сложных периодов в истории нашей страны.

Егор Летов, Наталья Чумакова. Офлайн
М.: Выргород, 2017

фото #10

События


Встреча с режиссером Оливером Стоуном

29 ноября в 15:00

В этом году Оливер Стоун, ранее снявший фильмы о Джоне Ф. Кеннеди и Фиделе Кастро, представил новую документальную ленту, составленную из фрагментов многочасовых бесед с Владимиром Путиным. На выставку non/fiction он привозит книгу, в которую вошли расшифровки этих интервью, и обещает рассказать, какое впечатление на него произвел российский лидер.

Встреча с режиссером Оливером Стоуном
29 ноября в 15:00

фото #11


Александра Борисенко и Виктор Сонькин: «Художественный перевод: что такое хорошо и что такое плохо?»

30 ноября в 16:00

Переводчиков ругают за то, что они либо чересчур вольно обращаются с авторским текстом, либо, наоборот, следуют за ним по пятам, не пытаясь адаптировать его к особенностям и потребностям новой читательской аудитории. Как не скатиться ни в одну из этих крайностей (и возможно ли такое вообще), расскажут Александра Борисенко и Виктор Сонькин, работавшие в том числе с переводом нашумевшего романа Ханьи Янагихары «Маленькая жизнь».

Александра Борисенко и Виктор Сонькин: «Художественный перевод: что такое хорошо и что такое плохо?»
30 ноября в 16:00

фото #12


Встреча с писателем Андреем Битовым

30 ноября в 19:00

Андрей Битов — глыба современной литературы, человек, доказавший, что исключительно негибкая советская идеология вполне может стать плодородной почвой для семян постмодернизма. Он же — автор многочисленных эссе о Пушкине, каноническом отечественном классике, новый сборник текстов о котором Битов лично презентует на non/fiction.

Встреча с писателем Андреем Битовым
30 ноября в 19:00

фото #13


Об этическом и эстетическом. Паблик-ток Антона Долина и Андрея Звягинцева

1 декабря в 16:00

Андрея Звягинцева часто ругают за то, что в его фильмах мир предстает скорбной юдолью безысходности и кажется чересчур одномерным. Вместе с тем, Звягинцев — режиссер, благодаря которому о российском кино с восторгом отзываются за рубежом, что уже само по себе важное достижение. В публичной дискуссии с известным критиком Антоном Долиным он расскажет о том, как переплетаются этика и эстетика в его фильмах и в современном кинематографе в целом.

Об этическом и эстетическом. Паблик-ток Антона Долина и Андрея Звягинцева
1 декабря в 16:00

фото #14


Memento mori, или Современные ученые о старении и смерти

2 декабря в 13:00

За последние несколько тысячелетий продолжительность жизни человека существенно увеличилась, и это обстоятельство не только обнадеживает, но и порождает множество проблем. Процесс старения стал схваткой, в которой мы с помощью науки и медицины пытаемся отвоевать каждый новый год полноценного существования. Ведущие европейские геронтологи Рюди Вестендорп и Берт Кейзер дадут советы о том, как стареть гармонично, а заодно поделятся своими взглядами на эвтаназию.

Memento mori, или Современные ученые о старении и смерти
2 декабря в 13:00

фото #15

 

 

 

Мария Смирнова для раздела «Культура», опубликовано: 28 ноября 2017

Похожие статьи | Новые статьи
 
 

Самое популярное за неделю на Posta-Magazine
Women in Power: Ирина Безрукова о внутренней гармонии, местах силы и поисках счастья
КиноБизнес изнутри с Ренатой Пиотровски: Дарья Мороз — об артхаусных лицах, экспериментах над собой и судьбе инстаграм-кумиров
Бойцы невидимого фронта: кто помог создать собственный стиль Брижит Макрон, Жаклин Кеннеди и Раисе Горбачевой
Биохакинг, или Можно ли управлять собственным здоровьем?
Men in Style: основные тренды мужской моды на выставке Pitti Uomo 93 во Флоренции
«Душа на блюде»: в «Гоголь-центре» прошла премьера спектакля «Маяковский. Трагедия»

       
©2011—2018 Posta-Magazine
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16 лет.