Культура

КиноТеатр: новое прочтение «Мертвых душ» и история сотворения мира в танце

«Мертвые души» в вольном пересказе Лаборатории Дмитрия Крымова и история сотворения мира в хореографическом спектакле «Бисер» — Posta-Magazine рассказывает от двух премьерах в «Школе драматического искусства», которые стоит увидеть.

Фото: Наталия Чебан

В истории русской литературы

белых пятен, пожалуй, не меньше, чем в вопросе о возникновении Вселенной. Театр, как всегда, не дает однозначных ответов — но заставляет задуматься.

«Мертвые души»: как Пушкин Гоголю сюжет подарил

«Н. Гоголь. „Мертвые души“ (История подарка)» — длинное название нового спектакля Дмитрия Крымова, казалось бы, призванное разъяснить суть, скорее интригует и запутывает. Это вторая постановка из детского цикла вольных пересказов классики «Своими словами», который начался в прошлом сезоне с «нашего всего», пушкинского «Евгения Онегина». А «Мертвые души» начинаются с красного пятна крови погибшего на дуэли Александра Сергеевича из финальной сцены предыдущего спектакля. Но вы не встретите здесь знакомых персонажей гоголевской поэмы: ни помещиков, ни Чичикова, ни губернатора с семейством. Зато увидите финского литературоведа Урно, который, спасая спектакль, собирает по всему театру людей, которые могли бы в нем сыграть. А также интеллигентнейшего директора Бахрушинского музея, который, рассказывая о том, что при перезахоронении Гоголя в могиле писателя не оказалось головы, с трепетом раскладывает на столе черепа: человеческий, лошадиный обезьяний, птичий. Появятся на сцене и тени Булгакова, который родился в Киеве, и Тургенева, который срезал локон у лежавшего в гробу Пушкина.

«Мертвые души»: как Пушкин Гоголю сюжет подарил

Спектакль — в буквальном смысле о том, как Гоголь получил от Пушкина сюжет «Мертвых душ». Но вот действительно — как, при каких обстоятельствах? Вопрос весьма занимательный. В случайном разговоре? Или, может, Пушкин шел в церковь с Натальей Николаевной и детьми, да и отдал нищему на паперти листок с рабочими записями, не найдя в кармане монетки? А нищий тот — Николай Васильевич. Поджидал, словно предчувствовал. Или Гоголь получил напутствие от умирающего Пушкина в трагический день дуэли? Напиши, мол, все как есть: «покажи, что все пустота, ничего нет — только жрут и торгуют мертвыми».

«Мертвые души»: как Пушкин Гоголю сюжет подарил

«Мертвые души»: как Пушкин Гоголю сюжет подарил

Забавные картины с любимыми крымовскими куклами и масками сменяют друг друга, иллюстрируя гипотезы, которые озвучивает Урно. На сцене то вырастают пальмы и супрематические березы, которыми засажен Тверской бульвар, то возникает заваленная игрушками детская в доме Пушкиных, то оперный театр, сидя в котором, Гоголь узнает о смерти Александра Сергеевича.

Дмитрий Крымов вместе с артистами фантазирует, стряхивая пыль с классики и классиков, и делает это, как всегда, изобретательно и с юмором. Впрочем, его спектакль — только отчасти для детей. В финале с диким вороньим криком в воздухе проносится птица-тройка — которая превращает изящную литературную игру в пугающую действительность.

«Мертвые души»: как Пушкин Гоголю сюжет подарил

Детали от Posta-Magazine
Ближайшие спектакли: 13-14 января и 7-8 февраля

«Бисер»: история сотворения мира

Мир от его сотворения до возможного заката в пламени технологической катастрофы — на языке танца, музыки и видеоарта мультимедийный спектакль «Бисер» рассказывает драматичную историю человечества. С его высокими устремлениями и низкими страстями, прорывными идеями и подавлением инакомыслия, стремлением к созиданию и разрушению. Впрочем, это только кажется, что мир и человек состоят из бинарных оппозиций — все гораздо сложнее. Бисер являет собой метафору одновременно хаоса и упорядоченности, разделенности и цельности. Как элементарные частицы в броуновском движении, отдельные шарики бисера сталкиваются, меняют траекторию и скорость , но в определенный момент, нанизанные на нитку, складываются в пронзительно прекрасную картину миру. Но внутри него как будто живет это вечное фрейдовское стремление к смерти. Или это человек постоянно стремится к саморазрушению и в своем высокомерии думает, что Вселенная существует в той же логике?

«Бисер»: история сотворения мира

«Бисер»: история сотворения мира

И все же, несмотря на тревожные размышления о будущем, спектакль, созданный композитором Ниязом Каримом, хореографом Константином Мишиным и видеохудожниками Яном Калнберзиным и Евгением Афониным, — о торжестве жизни. В которой из хаоса неизменно рождается гармония.

«Бисер»: история сотворения мира

«Бисер»: история сотворения мира

Детали от Posta-Magazine
Ближайшие спектакли: 27 января, 19 февраля
Театр «Школа драматического искусства», ул. Сретенка, 19
http://sdart.ru/

 

 

 

10 января 2017
Инна Логунова для раздела Культура