Культура
Музыка: Манижа и ее дебютный Manuscipt. Интервью с восходящей звездой
Манижа. Бомбер из плащевки на синтепоне H&M Studio, блузка из парчи Modardesigns
Бомбер из плащевки на синтепоне H&M Studio, блузка из парчи Modardesigns

Фото: Sophy Neemaign
Стиль: Арина Ломтева
Make-up: Александра Брунова

Этно-поп певица Манижа появилась на российской музыкальной сцене недавно, но заявила о себе громко и уверенно. 17 февраля 2017 выходит ее дебютный альбом Manuscipt, который и стал поводом для нашей встречи.

Posta-Magazine познакомился с Манижей незадолго до релиза. Талантливая, стильная, независимая — она, определенно, наша героиня.

За свои 25 лет Манижа многое успела: на ее счету сотрудничество с лучшими музыкантами и продюсерами Москвы, Санкт-Петербурга и Лондона и более сотни композиций на русском и английском языках. Три года назад Манижа стала создавать и выкладывать в Instagram* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации) 15-секундные самодельные музыкальные видеоколлажи, которые неожиданно для нее самой приобрели популярность в сети. Вскоре им на смену пришли профессионально снятые и смонтированные ролики с мультиэкранным видеорядом и динамичным темпоритмом. И вот долгожданное событие — первый полноценный альбом, который обещает стать одним из музыкальных прорывов года. Встречайте.

Инна Логунова: Ваш дебютный альбом — довольно эклектичный. Но у меня впечатление, что вы намеренно собирали некую мозаику из разнородных фрагментов — я права?

Манижа: Да, это намеренная позиция. Что бы я ни делала, всегда иду от внутреннего ощущения: что мне самой сегодня хотелось бы услышать в музыке? А сегодня я хочу слышать разножанровых исполнителей, которые умеют объединять различные стили и не боятся этого. Я — не боюсь. Знаю, что многие такой подход не одобряют, считают, что в альбоме должны прослеживаться общая концепция звука, единый стиль, но я смотрю на вещи иначе. Для меня альбом — это соединение разных состояний моей души: я живой человек и каждый день испытываю самый широкий спектр эмоций, которые и остаются в моих песнях.

Манижа и ее дебютный Manuscipt
Бомбер из плащевки на синтепоне H&M Studio, блузка из парчи и хлопковые кюлоты Modardesigns, серьги из пластика (здесь и везде далее) Magia di Gamma

— Вы сами пишите и музыку, и слова?

— Чаще всего да. Иногда использую стихи любимых поэтов.

— Каких, например?

— Так, одна из композиций в альбоме — Alone — написана на одноименное стихотворение Эдгара Аллана По. В тот момент, когда я его прочла, оно как-то срезонировало с моим внутренним состоянием. Почему так сложно быть одному, как с этим справиться? По говорит — нужно просто полюбить одиночество, которое, по сути, является высшей степенью развития личности — когда ты способен насладиться чем-то один на один с собой, не разделяя этот момент ни с кем.

Манижа
Пиджак и брюки из хлопка и полиэстера Celine, туфли из лакированной кожи на платформе Miu Miu

— Настоящий художник всегда одинок — это миф или реальность? Вам одиночество помогает или мешает в творчестве?

— У каждого по-разному. Кому-то одиночество помогает создавать, а кто-то совершенно не в состоянии быть один. Я еще очень молода, не могу сказать о себе, что мне как художнику комфортно быть одной. На сегодняшний момент и одиночество, и влюбленность меня одинаково вдохновляют.

— А кто или что вдохновляет в музыке?

— Люди, которые умеют без слов довести человека до слез, — это в основном этническая музыка. В последнее время я увлечена музыкой Ясмин Хамдан. Она из Бейрута, раньше была участницей электронной, на стыке трип-хопа и этники, группы Soapkills, а потом ушла в личное творчество. Слушаю много современной израильской музыки — это огромный пласт исполнителей, почти не известных в мире, которые делают абсолютно потрясающие вещи, как, например, Yemen Blues.

Манижа
Платье из пайеток Roseville, кроссовки Dior

— С чего вообще начиналась ваша любовь к музыке?

— Я неоднократно думала на эту тему — с чего же все началось? Отчасти с амбиций, наверное. Так, в детстве меня ужасно задевало, что караоке ставит мне недостаточное количество баллов, и очень хотелось доказать, что я могу. А когда я в пятилетнем возрасте я спела на публику, а люди в зале расплакались, помню, я подумала, что мне понравилось… Но это все старые истории. Наверное, глубинным мотивом было то, что музыка помогала мне преодолевать определенные сложные этапы в жизни. По сути, она была для меня своего рода психотерапией. Тело и дух требовали, чтобы я этим занималась. Родители меня поддержали, и я пошла в музыкальную школу, стала заниматься по классу фортепьяно. В первом классе меня оставили на второй год, потому что мне неправильно поставили руки, и я ужасно плакала — опять же, были задеты мои амбиции. Позже меня взяли в хор во вторую группу вторым голосом, что тоже меня сильно оскорбило.

Вообще я стараюсь постоянно учиться. Слушая какую-то музыку, пытаюсь повторить вокал или звучание инструментов, всегда интересуюсь, как это написано и почему так. Мне кажется, музыкант должен учиться не только музыке — в первую очередь нужно работать над глубинными вещами, больше читать. Духовная составляющая в музыке — необходимость. Если ты не развиваешься, не чувствуешь себя, не знаешь, кто ты, то и твоя музыка оставляет людей равнодушными.

Манижа
Рубашка из плотной хлопковой ткани с нашивками Saint Laurent, брюки из вискозы и полиэстера Celine, сандалии из текстиля на каучуковой платформе Versace
Манижа
Манижа

— Как вы сегодня отвечаете себе на этот вопрос — кто я?

— Здесь нет единственного определения. Но главное, что лежит в основе всего, что я делаю, — это потребность отдавать любовь и получать ее в ответ. Это звучит банально, но я банальностей не стесняюсь, потому что это правда, и не стоит ничего усложнять.

— К вопросу о саморазвитии — что сейчас читаете, смотрите, чем увлекаетесь?

— Некоторое время назад я осознала, что, чтобы понять, кто я, должна больше узнать о своих корнях, погрузилась в изучение генеалогии своей семьи. А недавно сделала генетический тест, который показывает «этнический состав» крови, и была шокирована результатами. Оказалось, во мне есть гены американских индейцев, сибирских народов, японцев, индусов, пакистанцев, французов и многих других.

Особенно меня поразило то, что этот заложенный во мне генетический код во многом совпадает с моими предпочтениями, каким-то внутренним чувством сопричастности тому или иному месту или культуре. Когда я посмотрела эту карту, поняла, как это круто — узнать о себе немного больше, копнуть глубже. И сейчас я уже более осознанно вплетаю свою генетику в музыку, что очень помогает развиваться.

— Вы родились в Душанбе — когда ваша семья переехала в Москву?

— Мне был год, когда родителям пришлось бежать из Таджикистана из-за войны. Мы осели в Москве, где и прошло мое детство. А в 17 лет я стала активно путешествовать, много где побывала. Это тоже во многом были поиски ответа на вопрос «кто я в музыке?».

— И куда вас завели эти поиски?

— Я жила в Англии, в Америке — просто в определенный момент я поняла, что в России не нужна и непонятна, и что эта ситуация меня разрушает. Тогда я стала искать тех, кто меня поймет. Нашлись люди, которые в меня поверили. На Западе другие законы рынка, все-таки во главе угла стоит талант, без него с тобой никто не станет работать, это считается бессмысленным. Но через некоторое время я почувствовала, что теряю ощущение дома, что мне тяжело работать с большой командой людей, которые в той или иной степени на меня давят, решают за меня, что делать. Я так не могу. И я в принципе не считаю себя исключительно музыкантом. Я свободный и разноплановый художник, который не боится объединять воедино самые разные элементы. Мне кажется, это новая форма существования в искусстве. Так сложилось, что сейчас я занимаюсь музыкой, но это лишь один из языков, который я знаю и который сегодня помогает мне общаться с миром. Возможно, через какое-то время я выберу другой.

Манижа
Джинсовая рубашка Yohji Yamamoto, брюки Roberto Cavalli, шелковая блузка с принтом Modardesigns, колье из металла и страз Magia di Gamma, кожаные сандалии, декорированные перьями, Prada
Манижа

— Что ж, пока вы в России — надолго ли?

— Вот я вернулась в Москву и поняла, что дом для меня — не стены, не погода, а люди и ментальность. Генетический тест помог мне понять, что границ в принципе не существует. Уверена, что в течение жизни я буду постоянно перемещаться из одного места в другое, окружая себя теми людьми, с которыми мне хорошо.

— Такое отношение к жизни — личностное или поколенческое?

— Думаю, поколенческое. Я это вижу и по своим друзьям-ровесникам, которым родители дали разностороннее образование и возможность путешествовать. В 1990-е многие родители были вынуждены выживать, отказавшись от собственных амбиций и творчества, чтобы заработать на хлеб, вырастить и детей и дать им больше возможностей в жизни. Мое поколение ездит и общается с людьми по всему миру. Сегодня нет границ. Ты можешь написать или позвонить куда угодно, хоть в Америку, хоть в Индонезию. Мне кажется, наше поколение ищет не дом, а угол — который бы соответствовал потребностям. А углов много, и двери открыты.

Манижа
Трикотажный комбинезон с люрексом Nude, сандалии из текстиля на каучуковой платформе Versace

Детали:

Dior: Красная пл., 3, тел.: +7 (495) 777 75 24
Prada: ул. Б. Дмитровка, 20, тел.: +7 (495) 626 51 61
Miu Miu: Столешников пер., 9, тел.: +7 (495) 258 33 53
Versace: «Неглинная галерея», Трубная пл., 2, тел.: +7 (495) 705 98 30
Magia di Gamma: www.magiadigamma.ru
Celine, Saint Laurent, Roberto Cavalli, Yohji Yamamoto, Nude: ЦУМ, ул. Петровка, 2, тел.: +7 (495) 933 73 00
Roseville: @roseville_ru
Моdardesigns: @modardesigns

17 февраля 2017
Инна Логунова для раздела Культура