Культура

От Антонио Гауди до Маноло Бланика: главные выставки весны в Москве и Санкт-Петербурге

Весна в московских и петербургских музеях пройдет под знаком XX века.

Метафизическая живопись де Кирико, сюрреалистические пейзажи Дали, архитектура Гауди и современное российское искусство — весенний сезон в двух столицах изобилует обязательными к просмотру выставочными блокбастерами.

Триеннале российского современного искусства

Музей современного искусства «Гараж»

10 марта — 14 мая

Первую Триеннале российского современного искусства кураторская команда «Гаража» готовила около года, поставив перед собой почти невыполнимую задачу — представить полную, насколько это возможно, панораму актуального российского искусства. Результат — насыщенная экспозиция, которая заняла практически все выставочное пространство музея. Более 60 художников, большинство имен которых стали открытием и для самих кураторов, объездивших четыре десятка больших и малых городов. Разумеется, не обошлось и без признанных «мастер-фигур» современной российской арт-сцены, таких как Андрей Монастырский, Анатолий Осмоловский или Дмитрий Пригов. В названия разделов выставки, среди которых «Авторские мифологии», «Верность месту», «Морфология улиц», вынесены тенденции, которые искусствоведы выделили в сегодняшней художественной жизни страны.

Триеннале российского современного искусства. Владимир Архипов. «Ванна-кровать Геннадия», 2001 г.

Владимир Архипов. «Ванна-кровать Геннадия», 2001 г.

«Виктор Борисов-Мусатов и мастера общества „Голубая роза“»

Государственный Русский музей

2 марта — 29 мая

Солнечные тени, играющие на полупрозрачной коже барышень, кружевная пена струящихся платьев, нежная зелень летнего сада, выступающего сквозь туманную дымку, — живопись символиста Виктора Борисова-Мусатова проникнута мечтой о прекрасном, надчувственном мире, что существует где-то на границе с реальностью. Кажется, стоит приподнять газовую занавеску, выглянуть в открытое окно — и он предстанет во всей красоте абсолютной гармонии и умиротворения, населенный идеальными женщинами в старинных кринолинах, похожих, по выражению самого художника, «на облака и на деревья». На масштабной выставке в Русском музее искусство Борисова-Мусатова предстает в контексте творчества его последователей — художников объединения «Голубая роза», в числе которых Павел Кузнецов, Николай Крымов, Сергей Судейкин, Николай Сапунов и другие. Название художественного общества отсылает к одноименному стихотворению Константина Бальмонта о голубом цветке-мечте, который расцвел посреди Фирвальдштетского озера. Впрочем, некоторые искусствоведы считают, что образ голубой розы придумал Валерий Брюсов, полагавший, что художник должен иметь дело не с реальностью, а с собственными представлениями о ней.

«Виктор Борисов-Мусатов и мастера общества „Голубая роза“». Виктор Борисов-Мусатов. «Весна», 1901 г.

Виктор Борисов-Мусатов. «Весна», 1901 г.

«Энди Уорхол. Вымирающие виды»

Государственный Дарвиновский музей

18 марта — 28 мая

В 1983 году друзья Энди Уорхола, экологические активисты и филантропы Рон и Фрейда Фельдман, обратились к художнику с просьбой поддержать их кампанию работами, посвященными исчезающим видам диких животных. Уорхол с энтузиазмом взялся за дело, создав серию из десяти шелкографий — попартистских портретов амурского тигра, африканского слона, орангутана, черного носорога, зебры Греви, гигантской панды, белоголового орлана, снежного барана, древесной лягушки и бабочки. В основу работ легли фотографии животных, на которые Уорхол слой за слоем накладывал специальные трафареты, экспериментируя с цветом и эффектами изображения. Цикл «Вымирающие виды» широко экспонировался по всему миру, однако в Москве будет показан впервые. Меж тем за прошедшие 30 с лишним лет восемь из десяти животных по-прежнему находятся в списке видов, которым угрожает исчезновение.

«Энди Уорхол. Вымирающие виды». Энди Уорхол. «Вымирающие виды», 1983 г.

Энди Уорхол. «Вымирающие виды», 1983 г.

«До востребования. Коллекции русского авангарда из региональных музеев». Часть II

Еврейский музей и центр толерантности

30 марта — 28 мая

Очередной крупный проект Еврейского музея и центра толерантности — продолжение одноименной выставки, проходившей здесь весной 2016 года. На этот раз в экспозицию вошло более 100 произведений, созданных с 1917 года до начала 1930-х как звездами русского авангарда от Кандинского до Родченко, так и малоизвестными художниками, как, например, Михаил Меньков, Яков Паин, Роман Семашкевич и другие. Это время, когда на художественную сцену выступают ученики крупных мастеров авангарда, вчерашние выпускники ВХУТЕМАСа, которые развивают новые авангардные фигуративные направления — экспрессионизм и сюрреализм. Тогда же в русском искусстве формируются абстракционизм и конструктивизм, а их ключевые фигуры — Казимир Малевич, Михаил Матюшин, Александр Родченко — объединяют вокруг себя молодых художников. Проект интересен не только своим масштабом, но и возможностью увидеть работы, ранее в Москве не выставлявшиеся.

«До востребования. Коллекции русского авангарда из региональных музеев». Часть II. Василий Кандинский. «Музыкальная увертюра. Фиолетовый клин», 1919 г.

Василий Кандинский. «Музыкальная увертюра. Фиолетовый клин», 1919 г.

«Дэмиен Хёрст»

Галерея Гари Татинцяна

30 марта — 1 июня

«Я одержим мыслями о смерти и бренности жизни, особенно своей собственной. А свое искусство ты посвящаешь именно тем вещам, которыми одержим», — признает Дэмиен Хёрст, основатель и лидер уже вошедшего в историю искусства движения 1990-х Young British Artists, автор того самого многомиллионного бриллиантового черепа, законсервированных в формальдегиде животных и стилизованных готических витражей, созданных из крыльев бабочек. Вечный провокатор и одна из самых противоречивых фигур в современном искусстве, он абсолютно чужд политкорректности — но, подставляя зеркало обществу потребления, сам при этом давно и успешно вписан в арт-рынок, являясь, как полагают, самым богатым из ныне живущих британских художников. Его персональные выставки среди прочего проходят в лондонской Тейт Модерн, нью-йоркском Музее современного искусства и миланском Фонде Prada. Этой весной работы Хёрста — в московской галерее Гари Татинцяна.

«Дэмиен Хёрст». Дэмиен Херст. Claustrophobia/Agoraphobia, 2008 г.

Дэмиен Херст. Claustrophobia/Agoraphobia, 2008 г.

«Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик»

Музей Фаберже

1 апреля — 2 июля

В петербургском Музее Фаберже покажут более 150 живописных и графических работ Сальвадора Дали из фонда «Гала — Сальвадор Дали» в Фигерасе и ряда других музейных и частных собраний. В экспозицию войдут произведения, охватывающие почти полвека его творчества: от сюрреалистических пейзажей 1930-х до посвящений Микеланджело 1980-х годов. Одним из центральных произведений выставки станет «Пейзаж с загадочными элементами» 1934 года — оммаж испанского сюрреалиста Вермееру, который всегда занимал особое место в его личном рейтинге старых мастеров и с которым Дали чувствовал некую метафизическую связь. Также на выставке будут представлены серии иллюстраций к биографии флорентийца Бенвенуто Челлини 1945 года и к «Божественной комедии», созданные Дали в середине прошлого века по заказу Государственного полиграфического института Италии к 700-летию Данте Алигьери.

«Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик». Сальвадор Дали. «В поисках четвертого измерения», 1979 г.

Сальвадор Дали. «В поисках четвертого измерения», 1979 г.

«Зинаида Серебрякова»

Государственная Третьяковская галерея

5 апреля — 30 июля

В Третьяковской галерее откроется наиболее полная ретроспектива творчества Зинаиды Серебряковой за последние 30 лет. Одна из немногих женщин в русском искусстве, она создала серию пронзительных, лиричных женских образов, среди которых и утонченные балерины, и дородные крестьянки. Частыми героями ее картин становились муж, дети и сестра. Ее дочерей легко узнать на портретах, даже не читая подписи: у них те же глаза, что и у женщины на одной из самых знаменитых картин Серебряковой — автопортрете «За туалетом». На выставке также будут представлены пейзажи, эскизы росписей Казанского вокзала и живописные зарисовки из жизни Мариинского театра. Впервые в России покажут работы послереволюционного парижского периода, а также декоративные панно виллы барона Броуэра — серию картин 1936–1937 годов, в аллегорической форме раскрывающих разные стороны личности и интересы хозяина дома.

«Зинаида Серебрякова». Зинаида Серебрякова. «За туалетом. Автопортрет», 1909 г.

Зинаида Серебрякова. «За туалетом. Автопортрет», 1909 г.

«Джорджо де Кирико. Метафизические прозрения»

Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу

19 апреля — 23 июля

В таком объеме произведения Джорджо де Кирико в России предстанут впервые: выставка в Третьяковской галерее на Крымском Валу объединит порядка 100 живописных и графических работ, скульптур, театральных костюмов, а также архивные документы из собраний крупнейших музеев, в том числе Национальной галереи нового и современного искусства и Фонда Джорджо и Изы де Кирико в Риме, парижского Центра Жоржа Помпиду и лондонского Музея Виктории и Альберта. Разрабатываемая де Кирико в 1910-х годах метафизическая живопись, в которой реалистически изображенные предметы сочетались с причудливым антуражем, стала предвестием сюрреализма, заявившим о себе немногим позже, в 1920-х. Однако кураторы проекта не ограничиваются этим, самым известным периодом творчества художника — в экспозицию также войдут совсем ранние картины, отмеченные сильным влиянием швейцарского символиста Арнольда Бёклина, постметафизическая живопись и многочисленные автопортреты.

«Джорджо де Кирико. Метафизические прозрения». Джорджо де Кирико. «Орфей — уставший трубадур», 1970 г.

Джорджо де Кирико. «Орфей — уставший трубадур», 1970 г.

«Василий Васильевич Верещагин. К 175-летию со дня рождения»

Государственный Русский музей

20 апреля — 24 июля

К 175-летию Василия Верещагина Русский музей готовит большую ретроспективу прославленного художника-баталиста, литератора, путешественника и офицера. Он жил в России и Европе, объездил Кавказ, Туркестан, Индию, Палестину, побывал на Филиппинах, Кубе, в Америке и Японии, принимал участие во всех военных действиях русской армии. Это о нем Крамской сказал: «Верещагин не только художник, а нечто большее». Русский музей покажет более 200 его работ из собственного собрания, а также фондов Третьяковской галереи и других российских музеев. Помимо знаменитых «Туркестанской серии» и «Балканской серии» 1860–1880-х годов, на выставке представят малоизвестные пейзажные этюды, а также архивные документы из Российского этнографического музея, связанные с насыщенной событиями жизнью художника.

«Василий Васильевич Верещагин. К 175-летию со дня рождения». Василий Верещагин. «Прогулка в лодке», 1903 г.

Василий Верещагин. «Прогулка в лодке», 1903 г.

«Маноло Бланик. Обувь как искусство»

Государственный Эрмитаж, Главный штаб

29 апреля — 23 июля

В юности легендарный Маноло Бланик мечтал быть театральным художником, но благодаря судьбоносной встрече с редактором американского Vogue Дианой Вриланд стал всемирно известным дизайнером обуви, автором не просто туфель, а предметов поклонения и коллекционирования. Богатая фантазия неутомимого испанца, неустанно экспериментирующего с материалами, формами и декоративными элементами, действительно превратила обувной дизайн в истинное искусство, которое и предстанет во всем разнообразии на апрельской выставке в Эрмитаже. Такие тематические секции, как «Географические влияния», «Природа», «Архитектура и искусство», расскажут об источниках вдохновения Маноло Бланика. Целый раздел составят туфли для фильма Софии Копполы «Мария-Антуанетта», каждая пара которых вполне могла бы стать героем театра художника.

«Маноло Бланик. Обувь как искусство». Маноло Бланик. Рисунок Schiafo, 1995 г.

Маноло Бланик. Рисунок Schiafo, 1995 г.

«Ансельм Кифер — Велимиру Хлебникову»

Государственный Эрмитаж

31 мая — 3 сентября

Немецкий художник Ансельм Кифер — единственный со времен Жоржа Брака в 1953 году, чьи работы при жизни попали в постоянную коллекцию Лувра. Его творчество проникнуто архетипичными образами из античной культуры и древней мифологии, а также многослойными литературными отсылками. Художник первого послевоенного поколения, в начале своего пути он много работал с темами исторической памяти и национальной вины. В Эрмитаже будут представлены произведения Кифера последних лет, вдохновленные поэзией футуриста Велимира Хлебникова и его идеей о цикличности разрушительных военных сражений, которые раз в 317 лет меняют ход истории. Более двух десятков из этих картин были созданы специально для выставки в Санкт-Петербурге.

«Ансельм Кифер — Велимиру Хлебникову». Ансельм Кифер. «Варус», 1976 г.

Ансельм Кифер. «Варус», 1976 г.

«Антонио Гауди. Барселона»

Московский музей современного искусства

24 мая — 10 сентября

О творчестве культового испанского архитектора расскажет выставочный проект в Московском музее современного искусства, где покажут порядка 150 чертежей, макетов и планов строительства, в числе которых самые известные здания Антонио Гауди, ставшие символом каталонской столицы: Саграда Фамилия, дворец Гуэля и Ла Педрера. Специальный раздел будет посвящен дизайну мебели — созданная в моментально узнаваемой манере Гауди, она лишена прямых линий и как будто вырастает из толстых корней и стволов вековых деревьев. Также на выставке покажут крупномасштабные фотографии архива Каталонского колледжа архитектуры, впервые представленные публике в 1927 году, через год после смерти архитектора. А примером связи времен станут видеоработы испанского художника Фредерика Амата по мотивам творчества Гауди.

«Антонио Гауди. Барселона». Антонио Гауди. Макет Собора Саграда Фамилия в Барселоне

Антонио Гауди. Макет Собора Саграда Фамилия в Барселоне

 

 

 

14 марта 2017
Инна Логунова для раздела Культура