Культура

КиноТеатр: изгнанники в театре Маяковского

Среди наиболее ожидаемых театральных премьер ближайшего времени — «Изгнание» в театре им. Маяковского по пьесе Марюса Ивашкявичуса, посвященной литовским эмигрантам в Лондоне. Поставил спектакль Миндаугас Карбаускис, пространство оформлено Сергеем Бархиным.

Фото: Евгения Бабская

Это уже третья

совместная работа художественного руководителя театра, ведущего современного литовского драматурга и известного российского сценографа.

Поиски себя, поиски иной жизни, вера в лучшее будущее, крах всех лелеемых надежд — проблемы извечные и многим знакомые не понаслышке. В пьесе Марюса Ивашкявичуса «Изгнание», которую поставили в театре им. Маяковского, главные герои в поисках лучшей жизни отправились в столицу Великобритании. Одно только это слово — «Лондон» — было для них средоточием всего: мечты, надежды, вера в будущее. Но Лондон — такой же мегаполис, как все, он редко благоволит к чужакам. Тем более к таким уязвимым в своем бесправии, как мигранты. Им приходится столкнуться с не очень, мягко говоря, приятными обстоятельствами, но главным оказывается внутренний конфликт с самими собой. Кого-то сложности ломают, кого-то — делают сильнее, у кого-то есть свои амбиции.

КиноТеатр: изгнанники в театре Маяковского. Евгений Матвеев и Вячеслав Ковалев

Евгений Матвеев и Вячеслав Ковалев

Есть они и у главного героя спектакля — Бена (его играет Вячеслав Ковалев). Сложно быть идеалистом, выбравшим слишком сложный путь и всю жизнь ему следовавшим… Лейтмотивом спектакля является композиция Фредди Меркюри «God is heavy». Именно с Фредди (конечно, образно) Бен проходит свой непростой путь, Меркюри становится для него лучшим другом и причиной многих открытий и испытаний.

КиноТеатр: изгнанники в театре Маяковского. Миндаугас Карбаускис

Миндаугас Карбаускис:

«Марюс писал комедию, а написал трагикомедию. Ибо насколько бы тяжелым не казался путь главного героя, юмор всегда у Ивашкявичуса рядом».

Перед нами, по сути, исповедь маленького человека, который прошел большой путь. Несмотря на удары судьбы, которые он перенес за 12 лет пребывания в Лондоне, Бен не предает своих идей, главная из которых — желание стать Человеком. По словам Карбаускиса, такой центральной роли он не видел давно.

КиноТеатр: изгнанники в театре Маяковского. Вячеслав Ковалев. Анастасия Мишина

Вячеслав Ковалев

Анастасия Мишина

Ради создания этой пьесы Марюс Ивашкявичюс специально ездил в Лондон, но бÓльшую часть времени проводил там совсем не в тех районах, о которых мы привыкли читать в путеводителях, а на рабочих окраинах, в поисках нужного материала.

КиноТеатр: изгнанники в театре Маяковского. Марюс Ивашкявичус

Марюс Ивашкявичюс:

«У мигрантов есть такое странное чувство, как будто они ментально где-то в воздухе: они уже ушли из своего общества и, возвращаясь в Литву, не знают новых правил этой страны. Но в то же время и в Лондоне они не стали местными и оказались чужими. Поэтому они так и остаются где-то между. Это можно назвать своеобразным „потерянным поколением“, ведь они все это делают для своих детей, потому что их жизнь уже не состоялась».

По словам создателей спектакля, у большинства персонажей этой пьесы мечты о лучшей жизни разбиваются о реалии действительности «с таким же оглушительным грохотом, с каким захлопывается крышка металлического мусорного бака». Этот металл становится главным, определяющим материалом всего пространства спектакля.

КиноТеатр: изгнанники в театре Маяковского. Сергей Бархин, народный художник России

Сергей Бархин:

«Я вспомнил заготовку 1965 года, когда пытался делать пьесу в университетском театре. На сцене в бывшей университетской церкви, перед полукруглой абсидой, на расстоянии стояла жёсткая стенка из сизого металла, который все артисты университетского театра называли магическим, почти дворянским словом „декапир“. Вот этот декапир я и вспомнил, и предложил в театр и режиссёру, как главный, всё определяющий материал. Из этого сизого железа был сделан сложной формы ящик максимальной высоты и ширины — 10 метров. В ящике этом есть углубления, выступы и отверстия. И все прямоугольной или круглой формы. Красная краска, разбрызганная по полу и стене ящика, и светящиеся красные и синие трубки дополняют это пространство сцены».

Это уже не первая совместная работа Карбаускиса, Ивашкявичюса и Бархина. В 2013 году в «Маяковке» сыграли премьеру «Канта», с успехом идущего на Сцене на Сретенке по сей день, а в прошлом году с триумфом представили «Русский роман» о жизни Льва Толстого. Спектакль стал рекордсменом по номинациям (сразу 6!) на российскую национальную театральную премию «Золотая маска» сезона 2015-2016.

Не удивительно, поэтому, что новый проект «великолепного трио» театралы ждут с особым нетерпением. Думается, что особый интерес эта «современная» постановка вызовет и у тех, кто пристально следит за работами Миндаугаса Карбаускиса, предпочитающего обычно рассматривать более классические сюжеты. Кстати, сегодня худрук «Маяковки» отмечает свое 45-летие. С чем мы его искренне поздравляем! И ждем премьеру.

КиноТеатр: изгнанники в театре Маяковского. Иван Кокорин

Иван Кокорин

КиноТеатр: изгнанники в театре Маяковского. Анастасия Дьячук

Анастасия Дьячук

Детали от Posta-Magazine
Премьера 3, 4, 12, 24 февраля на Сцене на Сретенке.
Пушкарев пер., 21

 

 

 

27 января 2017
Гюльнара Ананьева для раздела Культура