Культура

КиноТеатр: стать человеком. Премьера спектакля «Изгнание» в Театре Маяковского

В Театре Маяковского прошла премьера спектакля Миндаугаса Карбаускиса «Изгнание» по пьесе Марюса Ивашкявичюса, ставшая уже третьей совместной работой режиссера и драматурга.

Фото: Сергей Петров

При том что «Изгнание» —

остросоциальный спектакль, его стержнем, собирающим спектакль воедино, оказывается экзистенциальный поиск человеческого в человеке, часто скрытого под грузом общественных условностей, личных драм, предрассудков и страхов.

Литовские мигранты отправляются за лучшей жизнью в Лондон — где их, разумеется, никто не ждет с распростертыми объятиями. Действие четырехчасового спектакля разворачивается на протяжении двенадцати лет, в течение которых герои успевают измениться внешне, забыть о своих мечтах и приспособиться к обстоятельствам. Но надо сказать, что будучи трагикомедией, «Изгнание» лишено всепроникающего чувства беспросветности — потому что, как бы банально это ни звучало, в жизни всегда есть выход. Собственно, жизнь — это череда дверей, в которые люди входят и выходят — в поисках себя, куска хлеба или места под солнцем.

КиноТеатр: стать человеком. Премьера спектакля «Изгнание» в Театре Маяковского

КиноТеатр: стать человеком. Премьера спектакля «Изгнание» в Театре Маяковского

Главный герой, от лица которого ведется повествование, — провинциал Бен Ивановс, с тюремным жаргоном в лексиконе и без особых запросов и амбиций. Лондон его встречает бейсбольной битой в руках интеллигентного англичанина, избивающего его до полусмерти со словами «fucking aliens». Лишь потом, ближе к концу спектакля, выяснится, что, избивая бесправного мигранта, он вымещал на нем боль от смерти ребенка, сбитого пьяным водителем из «понаехавших». По цепочке Бен срывает злобу на другом, более слабом, чем он, бессознательно множа ненависть, которую испытал на себе. Личную трагедию можно понять, но нельзя понять и принять насилие, которое неизменно порождает еще большее насилие.

В числе многих разношерстных персонажей Бен встречает на своем пути русско-латышскую пару сквоттеров-анархистов, пакистанца Азима, молодую соотечественницу Эгле, которая, забыв о своих мечтах и пройдя по рукам, в итоге выходит замуж за мусульманина и надевает хиджаб, и многих других. В течение спектакля главный герой, которого на сцене воплощает Вячеслав Ковалев, проживает не только свою жизнь, но и, казалось бы, не имеющих к нему отношения поляка Марека и англичанина-полицейского Бобби Волкера. Но это только на первый взгляд между ними нет ничего общего. Все они — его альтер-эго. Что Марек, которого после терактов в лондонском метро бросает девушка, обвинив его в том, что он чужак и потому такое же исчадие ада, что и террористы (хотя сама утонченная Каролина — родившаяся в Англии полька). Что обыватель полицейский Роберт, который хочет назвать будущего сына в честь принца Гарри или Уильяма, надеясь, что монаршее имя поможет тому пробиться в жизни.

КиноТеатр: стать человеком. Премьера спектакля «Изгнание» в Театре Маяковского

КиноТеатр: стать человеком. Премьера спектакля «Изгнание» в Театре Маяковского

В тексте пьесы рефреном появляются имена Христа и Чингисхана как символов двух противоположных миров. И именно в их противопоставлении, идеализации одного и демонизации другого — истоки ненависти и социального конфликта. Так картину мира Бена переворачивает открывшаяся правда о Фредди Меркьюри, в музыке которого он черпает силы во враждебной среде. Поначалу он отказывается верить, что его Фредди и не Фредди вовсе, а Фарух, и даже более того — гомосексуалист. «God is heavy, Бог — это тяжело», — лейтмотивом звучат слова из песни Меркьюри. Бог — внутри нас, поэтому его так трудно найти. Вопрос национальной и культурной идентичности, столкновения и взаимопроникновения цивилизаций в спектакле в конце концов приводит к гораздо более сложному и комплексному — что значит быть человеком? Не хорошим, не плохим — а вот так, без всяких определений, эпитетов и ярлыков — просто человеком? И как им стать? Эти слова повисают в воздухе в конце спектакля, соединяя столь разные судьбы героев пьесы с жизнями реальных людей, — коренных и «понаехавших» вильнюсцев, москвичей, лондонцев или парижан. Каждый решает для себя.

КиноТеатр: стать человеком. Премьера спектакля «Изгнание» в Театре Маяковского

 

 

 

07 февраля 2017
Инна Логунова для раздела Культура