Ежегодная программа «Kremlin Gala. Звезды балета XXI века», что пройдет 15 октября в Государственном Кремлевском дворце, — одно из самых ожидаемых событий осени, которое соберет на одной сцене лучших артистов со всего мира.
На Артеме: пиджак и удлиненный жилет из шерсти Lost&Found, трико — собственность танцовщика
Фото: Sophie Neemaign
Стиль: Арина Ломтева
Груминг: Александра Брунова
Один из участников проекта,
премьер Большого театра Артем Овчаренко, по просьбе Posta-Magazine примерил актуальные образы сезона, а также рассказал нам о привилегиях артиста, Рудольфе Нурееве, катарсисе и жизни вне балета.
Он пришел в студию за десять минут до условленного времени, терпеливо ожидая сбора съемочной группы. «Джеймс», — подумала я, здороваясь и пожимая ему руку: на нем был светло-коричневый клетчатый костюм, напомнивший мне о романтизированной Шотландии из «Сильфиды». Тем более что при определенном усилии воображения бетонные стены студии вполне могли бы сойти за декорации замка.
«Принести что-нибудь?» — предложила всем присутствующим наш стилист Арина Ломтева, отправляясь в ближайшее кафе за кофе. «Трюфелей», — пошутил Артем в ответ. Впрочем, мы могли предложить ему только шоколадные и совсем не диетические маффины.
После нескольких кадров, Артем, взглянув на фотографии на камере и задумавшись ненадолго, предложил поэкспериментировать с «горизонтальными линиями» — снимали на ступенях лестницы, так что взмывающие в воздух гранд батманы и правда немного диссонировали с декорацией. С арабесками кадр выглядел гармоничнее, дружно согласились мы, и фотограф снова принялась за дело.
Съемка продолжалась около трех часов и порой, на взгляд постороннего, вполне могла бы сойти за репетицию балета. Во всяком случае, мы стремились именно к этому — срежиссировать в серии фотографий небольшую историю. А деталями ее дополнит рассказ главного героя от первого лица.
На Артеме: кейп из шерстяной ткани Prada
Инна Логунова: Что вы танцуете на предстоящем Kremlin Gala?
Артем Овчаренко: Мы с Олей Смирной будем танцевать сложный, но очень красивый номер, который специально на нас поставил Жан-Кристоф Майо и который мы раньше исполняли c компанией Les Ballets de Monte-Carlo в Монако.
Когда балетмейстер ставит танец на артиста, на его природные возможности, на индивидуальность — это совсем иное ощущение, нежели заучивание уже готового номера. Это один из самых важных и приятных моментов в жизни артиста. Запоминается сам процесс, творческие поиски, ты чувствуешь, как раскрываешься, и понимаешь, что можешь рассказать об этом зрителю на сцене. Это здорово.
— Чем вам интересен хореографический язык Майо?
— Тем, что он очень современен. Его хореография — это не просто набор движений, у Майо всегда есть психологический подтекст, некая история отношений. Что мне близко — я не очень люблю полные абстракции, мне в таких балетах становится скучно.
На Артеме: пальто из шерсти с добавлением кашемира Tommy Hilfiger
— Что вам ближе: классика, неоклассика, современный танец?
— Да все близко. В каждом направлении есть очень разные балеты, и для любого артиста полезно танцевать и то, и другое, потому что тело работает по-разному. После современных балетов иначе танцуешь классику, и наоборот. Это интересно как с точки зрения физики, так и восприятия, своего самоощущения в танце. Кроме того, любой спектакль — это некий этап, на каждом из них ты растешь, меняешься, а это, в свою очередь, ведет к новой, более сложной работе. Так что все это некий эволюционный процесс.
На Артеме: пиджак и удлиненный жилет из шерсти Lost&Found, трико — собственность танцовщика
— Были такие спектакли, на которых вы не только выросли как танцовщик, но и поняли что-то про себя, про жизнь?
— Вообще, привилегия любого артиста, будь то балет или драматический театр, в том, что со временем начинаешь открывать для себя какие-то психологические вещи. Помимо того, что занимаешься приятной и интересной работой, ты еще развиваешь сознание. На сцене можно излить то, что, возможно, накипело в бытовой жизни — и мало того, тебе за это еще станут аплодировать. Всегда присутствует момент катарсиса, в этом и есть искусство.
На Артеме: шерстяное пальто с воротником из хлопка Prada, хлопковые носки St.Friday Socks
— Вы не так часто выступаете в паре с теперь уже вашей женой, Анной Тихомировой. Но когда случается, что это за чувство — танцевать с любимым человеком?
— Мы с Аней вместе уже восемь лет и много прошли и в жизни, и на сцене. Выходить на сцену с любимым человеком не просто приятно, это какое-то совершенно особое трепетное состояние. Например, в «Щелкунчике» во втором действии за па-де-де следует женская вариация, на которой я обычно отдыхаю. Но если танцует Аня, я всегда забываю о себе и смотрю на нее из-за кулис.
Четыре года назад мы участвовали в проекте «Большой балет» на телеканале «Культура», где мы получили Гран-при и где нам пришлось исполнять вариации, которые мы раньше не танцевали ни вместе, ни по отдельности. Буквально за считанные дни мы должны были выучить шесть номеров. Это был настоящий марафон. Мы просыпались, шли в репетиционный зал, где проводили целый день, порой забывая поесть, возвращались домой и ложились спать. После подобных испытаний вы, естественно, лучше понимаете и чувствуете друг друга. Нам порой и говорить не нужно — достаточно взгляда, жеста.
На Артеме: брюки из плотного трикотажа Louis Vuitton
— А травмы у вас были?
— Серьезных не было. На лондонских гастролях этим летом я перетрудил колено — небольшая профессиональная травма, но сейчас она мне мешает танцевать. Я отказался от некоторых спектаклей, чтобы привести ногу в порядок. Но, знаете, почему-то не расстроился. Возможно, потому, что никогда не волнуюсь о том, чего не могу. Потому что жизнь продолжается, и она не ограничена работой. За это время я успел встретиться со многими людьми, обдумать новые проекты, некоторые из которых даже не связаны с балетом.
На Артеме: шерстяное пальто с воротником из хлопка Prada, хлопковые носки St.Friday Socks
— То есть профессионально вы себя видите и вне балета?
— Я пытаюсь быть разносторонним человеком, и мне это нравится. Так, в прошлом году мне посчастливилось сыграть Рудольфа Нуреева в документальной драме BBC «Танец к свободе» (Rudolf Nureyev — Dance to Freedom). А кино, во многом построенное на крупных планах, — это совсем иная история. Я сильно изменился, попробовав себя в этой области. Также у меня был дизайнерский опыт — совместно со специалистами компании Grishko я разработал мужскую коллекцию репетиционной одежды для танца. Все это творчество — не из моей профессии, но все же близкое. Я открыт многому, порой так вообще бесстрашно бросаюсь в, казалось бы, авантюрные проекты. Иногда получается, иногда нет, но в этом, наверное, и есть жизнь.
На Артеме: пальто из шерсти с добавлением кашемира Tommy Hilfiger
— Наверняка, готовясь к роли, вы много читали и смотрели о Рудольфе Нурееве. По-вашему, что он был за человек?
— Ну, чтобы рассказать о Нурееве, понадобится еще одно интервью, а то и несколько. Я играл юного Нуреева — хронологически фильм охватывает ленинградский период и знаменитый «прыжок к свободе» в Париже. Работая над ролью, я выделил для себя сверхзадачу, которую пытался пронести через весь фильм: Нуреев — человек-легенда, просто мир об этом еще не знает. Честно скажу, раньше по каким-то человеческим качествам он был мне непонятен. Не то чтобы не нравился, но я был с ним не согласен. Но узнав больше о нем, о его мотивах и подоплеке его поступков, я взглянул на Нуреева иначе. Возможно, в каких-то ситуациях я повел бы себя точно так же.
На Артеме: шерстяные брюки и шарф Louis Vuitton
— А вы смогли бы уехать из России и жить в другой стране? Скажем, если бы вам предложили контракт?
— Сейчас совсем другое время, в этом смысле все просто. Танцевать можно везде, мир большой. Я работал в Мариинском театре, в Монако, Гамбурге, Мюнхене, Берлине — теперь это не проблема, более того — необходимо для развития. Самое важное, не стоять на месте, иначе в определенный момент ты понимаешь, что зарабатываешь неплохие деньги, но перестаешь заниматься творчеством. В идеале, конечно, баланс того и другого, но не всегда получается.
Пока я не планирую куда-то уезжать, но понимаю, что если встанет такой вопрос, не буду делать выбор между семьей и карьерой. Либо мы вместе уезжаем, либо вместе остаемся. А по-другому, я думаю, неправильно.
На Артеме: шуба из искусственного меха Dries Van Noten
— Вы сами хотели бы ставить?
— У меня был небольшой опыт, я ставил номера, но на сегодня такой цели у меня нет. Если ты чувствуешь, что можешь что-то рассказать, то и рассказывай. На все нужен дар. Если я испытываю непреоборимую потребность в танце, значит, это мой дар. Хореограф должен понимать, что он хочет донести до зрителя. Вот недавно я был на конкурсе хореографов — нередко люди пытаются выразить большие идеи многими средствами, а, на мой взгляд, должно быть наоборот. Когда Альберт во втором акте «Жизели» выходит на сцену, у него есть только плащ, цветы и могила. И больше ничего не нужно. Есть в этом какая-то магия — минимумом средств говорить о многом.
— С кем из выдающихся людей прошлого вы хотели бы встретиться и пообщаться?
— Забавный вопрос. Если тебя не спрашивают, то и не задумываешься о подобных вещах. (После паузы) Пожалуй, ни с кем. Мне кажется, если человека уже нет и ты не можешь у него ничего спросить, то, значит, этого и не нужно. Потому что есть немало людей вокруг, с которыми ты поговорить можешь. В последнее время я вообще предпочитаю больше слушать. Мне приходится встречаться с талантливыми и интеллектуально развитыми людьми, так что недостатка в умных собеседниках я не испытываю.
На Артеме: костюм из хлопка с добавлением шерсти Dior Homme
Детали от Posta-Magazine
Lost&Found, Dries Van Noten, Prada: ЦУМ, ул. Петровка, 2,
тел.: +7 (495) 933 73 00
Louis Vuitton: ул. Б. Дмитровка, 10, тел.: +7 (800) 700 50 58
Dior Homme: www.dior.com
Tommy Hilfiger: ТЦ «Метрополис», Ленинградское ш.,16, тел.: +7 (495) 580 71 47
St.Friday Socks: www.myfriday.ru