Культура

Кино недели: «Высшее общество» Клер Дени

Роберт Паттинсон, Жюльет Бинош и Миа Гот летят к черной дыре в новой картине классика французского кино Клер Дени.

Голливудской динамичности ждать не стоит: «Высшее общество» — кино неторопливо-тревожное.

Картина Клер Дени, впервые показанная на фестивале в Торонто, выходит в российский прокат в крайне удачное время. Интернет полон первыми в истории фотографиями тени черной дыры, и оказывается, что в «Высшем обществе» ее изображение вполне себе близко к реальности. Правда, больше всего, как уже многие пошутили, настоящая черная дыра похожа на Всевидящее Око из «Властелина колец» Питера Джексона. Что ж, и это сравнение к фильму применимо: творение Дени пропитано таким же мрачно-угнетающим настроением, какому поддавался Фродо Бэггинс, увидев Око Саурона. Аналогичным образом, чем ближе космический корабль в «Высшем обществе» приближается к пункту назначения, тем хуже психическое состояние участников экспедиции. Но у Клер Дени черная дыра едва ли символизирует зло: оно сосредоточено в душах самих героев.

Кино недели: «Высшее общество» Клер Дени

Кино недели: «Высшее общество» Клер Дени

Итак, в космическую экспедицию, целью которой является захват энергии черной дыры, отправляется группа тюремных заключенных, приговоренных к смертной казни или к пожизненному заключению. Среди них — герой Роберта Паттинсона Монти, героиня известной по «Нимфоманке» Мии Гот, персонаж склонного к эпатажу Ларса Айдингера, сыгравшего зачем-то «Николая II» в «Матильде», и другие. Все они выполняют просьбы доктора Дибс — ее изображает Жюльет Бинош с копной длинных черных волос. Ведьма — так ее некоторые и воспринимают. Дибс тоже судили на Земле, но ей разрешено проводить над остальными эксперименты. Связаны они с изучением репродуктивной функции в условиях космоса. Сексом, впрочем, никто не занимается: Диббс собирает у мужчин биологический материал, который потом вживляет в тела женщин. Свои сексуальные потребности можно удовлетворить в специальной комнате, оборудованной механизмом с дилдо. Чем героиня Жюльет Бинош на глазах зрителей и занимается — с максимальной самоотдачей. Эта сцена визуально напоминает культовый фильм Джонатана Глейзера «Побудь в моей шкуре», где Скарлетт Йоханссон играла опасную инопланетную сущность. Что касается результатов опытов, то тут дела обстоят самым печальным образом: ни один ребенок в космических условиях не выжил. Впрочем, начало фильма говорит об обратном, и все, что мы видим большую часть экранного времени — это флэшбеки.

Кино недели: «Высшее общество» Клер Дени

Кино недели: «Высшее общество» Клер Дени

Кино недели: «Высшее общество» Клер Дени

Кино недели: «Высшее общество» Клер Дени

Изначально было понятно, что такой максимально далекий от мейнстрима режиссер, как Клер Дени, не будет снимать блокбастер — несмотря на космическую тему и голливудскую суперзвезду Роберта Паттинсона, очутившегося в англоязычном дебюте французского классика. Но все же от нее ожидали чего-то чуть более доступного зрителю (хотя какие вообще могут быть ожидания, когда речь о постановщице, в картине которой «Что ни день, то неприятности» Беатрис Даль пожирала мужчин во время секса). В итоге у Клер Дени получилась лента, которую, прямо скажем, непросто смотреть. Ладно бы еще медитативный ритм и не самое большое количество событий. Автор фильма намеренно создает изображение максимально отталкивающее. Нет, кровь и сперму на экране вполне можно вытерпеть, но Дени даже красавца Роберта Паттинсона и его экранную кино-дочь показывает так, что это вызывает отторжение. Слишком близко, реалистично, слишком по-настоящему — будто это и не кино вовсе. Радикализм творческого высказывания? Определенно. Особенно любопытно, что при этом персонажи Дени порой подобны перформерам: их монологи и диалоги несут немного информации, и в декорациях звездолета жесты и движения одерживают победу над вербальными смыслами.

Кино недели: «Высшее общество» Клер Дени

Кино недели: «Высшее общество» Клер Дени

Кино недели: «Высшее общество» Клер Дени

Другое дело, что сопереживать героям, о которых мы знаем столь мало, довольно сложно — как и анализировать эту картину. Дени упоминает в своих интервью Тарковского. Персонажи «Высшего общества», как и герой «Соляриса», должны переосмыслить свое прошлое, искупить грехи? Наверное, так. Но в космосе им не до просветлений и этических вопросов: растет тяга к насилию, саморазрушению, снедает похоть. Разрушая себя, они стремятся к освобождению из плена или карают себя за преступления? Должны ли мы вообще им сочувствовать или фильм насквозь мизантропичен? Недавно, например, в прокат выходила картина Ким Ки Дука «Человек, место, время и снова человек», где кореец самым прямолинейным образом выносит человечеству приговор. С «Высшим обществом» работу Ким Ки Дука роднят некоторые сюжетные обстоятельства и локации: и там и там есть, например, подобный райскому сад, где найдется место и для трупов. В общем, вопросов в связи с «Высшим обществом» много, и захочется ли зрителям искать на них ответы — дело сугубо индивидуальное.

Кино недели: «Высшее общество» Клер Дени

Кино недели: «Высшее общество» Клер Дени

10 апреля 2019
Анастасия Гладильщикова для раздела Культура