Культура

Арт-уикенд в Москве: Густав Климт и Эгон Шиле в Пушкинском музее

В ГМИИ им. А. С. Пушкина открылась первая в России масштабная выставка графики Густава Климта и Эгона Шиле из собрания венской Альбертины.

Климт — главная фигура венского модерна, творчество его младшего современника Шиле — мост от модерна к экспрессионизму.

Эгон Шиле. Спящая девушка. 1911

Эгон Шиле. Спящая девушка. 1911

Густав Климт был виртуозным рисовальщиком, оставив после себя более 4000 рисунков — и это только сохранившиеся, многие он сам уничтожил при жизни по тем или иным причинам.

Все его творчество — ода женщине и воплощаемым ей красоте и чувственности. Откровенный эротизм его работ, который на рубеже XIX–XX веков был вызовом пуританскому консервативному вкусу, далек от грубой физиологичности. Это настоящая визуальная поэзия, своеобразная трансформация средневекового культа Прекрасной Дамы, соединившегося с символизмом конца XIX столетия. Живопись основателя Венского сецессиона, растиражированная в бесчисленных альбомах, воспроизведенная в предметах интерьера, посуде и других бытовых вещах, сегодня стала предметом не только искусства, но и массовой культуры. Чего нельзя сказать о рисунках, которые меж тем составляют основу знаменитых картин Климта. Он делал целые серии этюдов, в которых исследовал малейшие нюансы той или иной позы или мотива.

Обнаженные натурщицы постоянно находились в его студии — ходили, лежали, дремали, — а художник быстро зарисовывал позы, которые привлекали его внимание. В этом ключ к его пониманию женской сущности: он умел передать не только тончайшие оттенки настроения, но и почти неуловимое состояние, физическое и ментальное, на грани сна и бодрствования.

Эгон Шиле. Эгон Шиле и обнаженная модель перед зеркалом. 1910

Эгон Шиле. Эгон Шиле и обнаженная модель перед зеркалом. 1910

Рисунки Климта, отчасти из-за отсутствия декоративных элементов, порой более эротичны, чем живопись. Когда рассматриваешь его графику на выставке, память невольно «дорисовывает» фантазийный фон или ниспадающие драпировки знакомых картин.

Эта игра воображения соединяется с другой, более замысловатой. В экспозиции рисунки двух художников смешаны: в одних залах среди череды этюдов Климта вдруг возникают работы Шиле, в других — наоборот. Что подчеркивает, с одной стороны, преемственность Шиле от Климта, а с другой — показывает, как развивался его индивидуальный, моментально узнаваемый стиль.

Густав Климт. Два этюда парящей фигуры в платье. 1901

Густав Климт. Два этюда парящей фигуры в платье. 1901

Освободившись к 1909 году от влияния Климта и эстетики модерна с присущей этому стилю декоративностью, Эгон Шиле создает качественно новое искусство, в котором исчезают границы между прекрасным и безобразным.

Эгон Шиле. Скорчившаяся. 1918

Эгон Шиле. Скорчившаяся. 1918

С восприятием Шиле-графика зеркальная Климту ситуация: он считал себя живописцем, но, по иронии судьбы, многие критики и историки искусства ценят прежде всего Шиле-рисовальщика. Так или иначе, контур и линия в его живописных работах не просто важны — именно они определяют общую экспрессивность, заряжают эмоцией, придают определенную динамику изображению. Экспрессия Шиле — всегда надрыв, тело на его рисунках вывернуто в неестественной позе, искорежено, как старое, ссохшееся дерево, даже если это тело ребенка.

Эгон Шиле оставил огромное количество автопортретов, на которых он часто предстает обнаженным: искаженное гримасой лицо, застывшее в судороге тело, плоть, как будто лишенная кожи.

Эгон Шиле. Автопортрет в обнаженном виде, гримаса. 1910

Эгон Шиле. Автопортрет в обнаженном виде, гримаса. 1910

Обнаженные женщины на его рисунках лишены томности Климта, но при всей их «некрасивости», угловатости, которая порой делает их похожими на озлобленных демонов, они в еще большей степени заряжены эротизмом, нежели климтовские ню. В отдельные моменты даже закрадываются мысли о мизогинии Шиле, но нет, его антиэстетизм — вовсе не проявление ненависти. Терзая и уродуя плоть, он создает объемный и противоречивый образ отношений между мужчиной и женщиной, между художником и обществом, молодостью и старостью.

Эгон Шиле. Сидящая пара. 1915

Эгон Шиле. Сидящая пара. 1915

Все его персонажи существуют вне бытового контекста — есть только белый лист, на который их помещает художник. А пространство и время каждый зритель достраивает сам.

Детали
До 14 января 2018 года
ГМИИ им. А. С. Пушкина, Галерея искусства стран Европы и Америки XIX—ХХ веков, ул. Волхонка, 14

 

 

 

12 октября 2017
Инна Логунова для раздела Культура