Культура

Art Weekend в Москве: что скрывает абстракция. Первая в России выставка Герхарда Рихтера

В московском Еврейском музее открылась первая в России выставка одного из самых значимых и дорогих современных художников — немецкого абстракциониста Герхарда Рихтера, которого многие искусствоведы считают не просто авторитетом, но лучшим из ныне живущих живописцев.

Герхард Рихтер. Из серии «Ноябрь», 2012 г.

Концепция выставочного проекта

«Абстракция и образ» принадлежит британскому искусствоведу Полу Мурхаусу, старшему куратору отдела искусства XX века Национальной портретной галереи в Лондоне.

Абстракции Герхарда Рихтера многослойны в буквальном и символическом смыслах. Каждая его работая — это глубокое исследование взаимоотношений образа и реальности, видимого и невидимого, чувственно познаваемого и представляемого. «У меня нет причин не доверять реальности, о ней я почти ничего не знаю, — говорит художник. — Я не доверяю изображению, которое транслируют нам наши несовершенные и ограниченные чувства».

Нередко за абстрактным живописным слоем скрывается фигуративное изображение. Это вовсе не игра в прятки — рассматривая его работы, то и дело ловишь себя на мысли, что в них зашифрован какой-то секретный код жизни, ее фундаментальная основа, начало и конец подобно тому, как в ДНК запрограммированы жизнь и смерть одновременно.

Герхард Рихтер. «Биркенау», 2014 г.

Герхард Рихтер. «Биркенау», 2014 г.

Центральную часть экспозиции занимает созданная в 2014 году серия из четырех крупноформатных полотен «Биркенау», в которой особенно ярко проявляется его идея о невозможности изображения реальности. Куратор выставки Пол Мурхаус подводит нас к копиям фотографий, тайно снятых в 1944 году евреем из зондеркоманды Освенцима, задача которой, как известно, состояла в сопровождении других узников лагеря в газовые камеры и уничтожении трупов после казни. На снимках практически не видно деталей, лишь на одной — группа изможденных, обреченных на смерть людей вдалеке, на других — лес. Заваленный горизонт на сделанной явно вслепую фотографии — как невольная и оттого еще более жуткая метафора перевернувшегося мира.

Куратор выставки Пол Мурхаус

Куратор выставки
Пол Мурхаус

«Герхард Рихтер сделал слайды с этих фотографий и спроецировал на два центральных полотна их изображения, скопировав их с помощью угля. — рассказывает Пол Мурхаус. — То есть документальные образы реальных событий живут внутри картин, словно привидения». «Затем он создал четыре черно-белых фигуративных фотокартины со снимков 1944 года, — продолжает куратор, — но три месяца спустя Рихтер понял, что созданные им образы даже приблизительно не передают всего ужаса той трагедии. И тогда он пришел в студию и нанес поверх реалистичных изображений абстрактный красочный слой, который он потом еще долгое время дорабатывал. Изначально эти картины с преобладанием серого были гораздо более яркими».

Ровно напротив живописных полотен — их фотографические копии в полную величину, практически неотличимые от оригинала. А на соседней стене сложносочиненная мозаика из фотофрагментов все тех же полотен. Все вместе это складывается в некий калейдоскоп, в котором реальность и образ постоянно меняются местами, трансформируются, обрастают новыми смыслами и ассоциациями. Абстракции Рихтера заставляют работать воображение, что наделяет его работы огромной силой воздействия, особенно сейчас, в эпоху переизбытка образов, нескончаемый поток которых притупляет восприятие и эмоции.

Герхард Рихтер. «Агада», 2006 г.

Герхард Рихтер. «Агада», 2006 г.

Другая важная работа последних лет — «Агада» 2006 года, которую Пол Мурхаус называет «самой совершенной картиной современности». Агада — это сакральный текст иудаизма, повествующий об освобождении евреев из египетского рабства и содержащий наказ рассказывать о тех событиях в первую пасхальную ночь. Герхард Рихтер не религиозен и критически относится к любым верованиям — тогда почему он берется за эту тему? И здесь мы снова сталкиваемся с многослойной реальностью и представлениями о ней. События, правдивость которых мы не можем ни подтвердить, ни опровергнуть, тем не менее являются непреложным фактом для верующего, а вокруг рассказов о них выстраивается жизнь сотен поколений людей и иерархия отношений: физического и метафизического, прошлого, настоящего и будущего. Следуя взглядам по изгибам линий «Агады», действительно ощущаешь ее невероятную энергетику, тайну, собственную внутреннюю жизнь, которая обнаруживает себя не только и не столько в динамике изображения, сколько в чем-то невыразимом, что не поддается объяснению.

Герхард Рихтер. «Серое», 1973 г.

Герхард Рихтер. «Серое», 1973 г.

В числе значимых работ зрелого Рихтера выставлена картина «Серое» 1973 года. Если в 1960-е он писал фигуративные картины, основанные на фотографиях: портреты, пейзажи, натюрморты и городские пейзажи — то в 1970-е Герхард Рихтер переходит к чистой абстракции, которая, как покажет все его дальнейшее творчество, совсем не однозначна, как это может выглядеть на первый взгляд.

Принты и зарисованные, покрытые лаком фотографии, авторские цифровые версии ранних работ Рихтера — многие из них предстают в виде серий, развешанных по стенам в виде длинных лент, что задает определенный ритм и направление восприятия или, скорее, путешествия по его миру цвета, линии и формы. Включаясь в это движение, ты как будто теряешь часть своей свободы, подчиняясь замыслу художника и силе созданных им образов. Ты все ждешь, что они приведут тебя из А в Б — но в мире не существует прямых дорог, как нет и пункта конечного назначения. Это лабиринт, сад расходящихся тропок, где все реально и ирреально одновременно. А Рихтер, могущественный демиург и скромный проводник, ведет зрителя по этой тонкой грани, как дантовский Вергилий, оставляя без ответа вопрос: кто или что движет им?

Герхард Рихтер. Из серии «Ноябрь», 2012 г.

Герхард Рихтер. Из серии «Ноябрь», 2012 г.

Герхард Рихтер. Из коллекция «Абстрактная живопись», 2016 г.

Герхард Рихтер. Из коллекция «Абстрактная живопись», 2016 г.

Детали от Posta-Magazine
Ул. Образцова, 11, стр. 1А
www.jewish-museum.ru

 

 

 

09 ноября 2016
Инна Логунова для раздела Культура