Кино недели: «Девица» братьев Зеллнер

 
Анастасия Гладильщикова
Все статьи автора
Анастасия Гладильщикова

— кинокритик, журналист


Главные роли в комедийном вестерне из основного конкурса 68-го Берлинского международного кинофестиваля исполняют Роберт Паттинсон и Миа Васиковска.

 
 
Кино недели: «Девица» братьев Зеллнер

Режиссеры Дэвид Зеллнер и Нэйтан Зеллнер выворачивают наизнанку жанр вестерна и, смеясь, рассуждают на важные темы.

Самуэль Алабастер (Роберт Паттинсон) не может, не содрогаясь, выпить виски из-за язвы желудка и вообще слишком лощен и карикатурно элегантен на фоне брутальных обитателей Дикого Запада. Горе-ковбой везет своей будущей невесте Пенелопе (Миа Васиковска) в качестве свадебного подарка очаровательного пони и нанимает священника Генри (роль которого исполнил режиссер Дэвид Зеллнер), чтобы тот их с девушкой обвенчал сразу после предложения руки и сердца. Проповедник — тоже тот еще тип: во-первых — пьяница, во-вторых — проходимец, не имеющий на самом деле никакого отношения к церкви. Библию ему когда-то подарил пожилой миссионер, у которого явно поехала крыша. Пастор Генри до сих пор не может пережить смерть жены во время родов, но и у Самуэля, как выясняется, своя беда. Его нежную, женственную красавицу Пенелопу похитил некий злодей и мужлан, и свадьба не может состояться до тех пор, пока Самуэль не спасет возлюбленную. Как выясняется в процессе, девушка, отлично умеющая обращаться и с ружьем, и с динамитом, ни в каком спасении не нуждается.

Кино недели: «Девица» братьев Зеллнер

Кино недели: «Девица» братьев Зеллнер

Кино недели: «Девица» братьев Зеллнер

Вестерн, как известно, жанр мужской, но женщины постепенно отвоевывают себе ведущие роли и на Диком Западе. Активнее всего — в сериалах: вспомним «Мир Дикого Запада», где бунт возглавляют именно героини, или прошлогодних «Забытых богом», где целый город состоит исключительно из воинственных фемин. В «Девице», в соответствии с названием, главная героиня тоже девушка, о чем, правда, в первой половине фильма не догадываешься. Но суть не в том, вернее, не только в том, что мужчины и женщины словно меняются местами. Да, этот популярный сейчас прием в картине безусловно использован: Самуэль и Генри, мечтающие о тихом семейном счастье, сентиментальнее, слабее, «женственнее» Пенелопы. Важнее другое: братья Зеллнер предлагают найти что-то общее между расхожим изображением женщины в культуре и женщиной реальной. Общего, как выясняется, нет почти ничего.

Кино недели: «Девица» братьев Зеллнер

Название фильма — в оригинале Damsel — отсылает к выражению «damsel in distress», то есть «девушка в беде». Такая героиня ожидает спасения из какой-либо опасной для жизни ситуации, которое ей принесет бесстрашный мужчина. Это один из архетипических образов, проходящих через всю мировую культуру: его можно встретить в древнегреческих мифах, бродячих сказочных сюжетах, рыцарских и готических романах, вестернах, комиксах и т.д. Но наша мадемуазель Пенелопа, в отличие от Пенелопы из «Одиссеи» Гомера, не сидит дома и не ждет своего мужчину. А, главное, в беду она ни в какую не попала — по крайней мере, так было до тех пор, пока доблестный ковбой не решил, что она нуждается в его помощи. Проблема вот в чем: Пенелопу никто не спросил, чего хочет она. Все мужчины почему-то и так якобы знают, о чем она мечтает, к чему стремится, кого любит. Самуэль расшифровывает «намеки» девушки, хотя она утверждает, что никаких намеков не было. «Прекращай говорить за меня!» — неистовствует героиня. Знакомая ситуация?

Кино недели: «Девица» братьев Зеллнер

Если представительница так называемого прекрасного пола не будет соответствовать навешанным на нее ярлыкам нежной и беспомощной хранительницы очага, то мужчины просто не будут знать, как себя вести. Как управлять женщиной, если ты больше не находишься в позиции силы и всезнания? Герои братьев Зеллнер, обнаружив, что их ожидания не соответствуют реальности, демонстрируют неспособность жить вне знакомых, понятных схем. Каждый из персонажей пытается присвоить себе Пенелопу (привет, объективация), будучи не в состоянии отрефлексировать, что ей это не нужно даже после того, как она не раз дала это понять. Чужая душа — потемки, а уж женская для мужчины — и подавно.

Кино недели: «Девица» братьев Зеллнер

Кино недели: «Девица» братьев Зеллнер

Свои размышления о гендере, пришедшиеся как нельзя кстати в эпоху скандалов #metoo, братья Зеллнер облекают в форму такой остроумной черной комедии, что смотреть «Девицу» — сплошное удовольствие. Картину так и тянет сравнить с работами братьев Коэнов, которые тоже не раз экспериментировали с жанром вестерна. С Коэнами Зеллнеров роднят и герои-дурачки, и жестокие, но забавные сцены насилия, и суперзвезды в нехарактерных для них амплуа. Кстати, героиня доныне самого известного фильма независимых режиссеров братьев Зеллнер «Кумико — охотница за сокровищами» отправилась на поиски приключений, вдохновившись именно фильмом Коэнов «Фарго».

Кино недели: «Девица» братьев Зеллнер

Анастасия Гладильщикова для раздела «Культура», опубликовано: 14 сентября 2018

Похожие статьи | Новые статьи
 
 

Самое популярное за неделю на Posta-Magazine
Отари Гогиберидзе — о том, почему нельзя удалять комки Биша
Взлет и падение Кевина Спейси: как один из самых успешных актеров Америки стал аутсайдером
Кто на новенького? Винни Харлоу и еще 17 моделей-дебютанток шоу Victoria’s Secret
Самые яркие и запоминающиеся образы звезд с ковровой дорожки «Эмми-2018»
Знай наших: какие российские и советские фильмы любят за рубежом
Дебютный показ Риккардо Тиши для Burberry

       
©2011—2018 Posta-Magazine
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16 лет.