Art & More: интервью с куратором нового эпизода выставки Lexus Hybrid Art Марселло Дантасом

 
Инна Логунова
Все статьи автора
Инна Логунова

— директор отдела культуры и спецпроектов Posta-Magazine


«Предвосхищение» — такова тема уже седьмой по счету выставки гибридного искусства Lexus Hybrid Art, которая в этом году впервые пройдет в Санкт-Петербурге с 12 по 25 октября. В интервью Posta-Magazine ее куратор Марселло Дантас рассказал, как вместе с художником Дугласом Коуплендом зрители сконструируют собственное будущее.

 
 
Art & More: интервью с куратором нового эпизода выставки...

Lexus Hybrid Art 2016, ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург

На выставке

нас ждет масштабная фантазия канадского визионера Дугласа Коупленда, зрители которой станут ее непосредственными участниками и соавторами.

Детали проекта организаторы пока не раскрывают, но уже сейчас понятно, что этот опыт стоит того, чтобы его пережить. В отличие от предшествующих эпизодов Lexus Hybrid Art, каждый раз объединявших работы нескольких современных художников, в этом году проект отдан на откуп Дугласу Коупленду. Художник, писатель, журналист, футуролог, дизайнер — он с одинаковым успехом существует во всех этих ипостасях. Автор шестнадцати романов, в том числе культового «Поколения X», и десятка публицистических книг, Коупленд препарирует современность, объясняя ее глубинные закономерности и механизмы и с поразительной точностью предсказывая пути развития. Но, как гласит слоган его петербургского проекта, «Будущее еще не написано» — так что самое время включиться в коллективное творчество, уверен куратор выставки Марселло Дантас, сам известный художник и режиссер-документалист.

Инна Логунова: Расскажите немного о концепции предстоящей выставки. Что это будет за опыт для зрителей?

Марселло Дантас: Из различных элементов прошлых эпох и настоящего времени зрители — вернее, участники проекта — совместно, в интерактивном режиме, создадут некий собирательный образ города будущего, в котором они хотели бы жить. Это будет такая коллективная визуальная игра, составленная из мечтаний, стремлений и представлений. Используя архетипичные образы, различные цвета и формы, мы трансформируем наш прошлый опыт в нечто новое. Причем эта коллаборация может оказаться как конструктивной, так и деструктивной, в зависимости от реакции публики. В этом и суть: будущее представляет собой собрание наших прошлых и сегодняшних волнений, это не земля обетованная, а результат способности к взаимодействию. «Взаимодействие» — ключевое слово.

—  Насколько велика сила коллективного воображения?

Марселло Дантас

—  Очень велика. Правда, разбудить ее может только настоящий визионер. Но основополагающее понятие здесь — «коллективная». Мы живем в век сотрудничества, коллективных ресурсов, информации и энергии — и так же совместно пользуемся плодами нашей работы. Мы должны искать и находить все новые и новые способы сотрудничества. Если XX век был индивидуалистичным, эгоцентричным временем «Я», то век XXI-й — эпоха «Мы».

Один из аспектов нашего проекта заключается как раз в создании коллективных экспериментальных и интерактивных динамических ситуаций. Можно было назвать это инсталляциями, но я предпочитаю «ситуации». Инсталляция имеет заданную форму и являет собой некий однозначный итог. Ситуация же — открытое уравнение, в которое люди могут вносить новые переменные, и меняться сами в процессе взаимодействия с другими участниками или наблюдателями ситуации, поэтому и ее результат непредсказуем.


«Само общество стало технологией, таким образом избавив нас от вопроса, как с ней обращаться. Технология — это мы, и нам с этим жить».


—  Что все-таки такое гибридное искусство — в вашем понимании и на взгляд Дугласа Коупленда?

—  Главное свойство гибридного искусство в том, что оно способно объединять в себе множество разнородных составляющих. Оно не связано рамками какого-то определенного способа выражения, а может принимать самые разные формы, тем самым раздвигая границы наших представлений о том, что такое искусство. Для меня ключевыми его понятиями выступают симбиоз, одновременность, множественность.

Дуглас Коупленд — художник современности, человек будущего

Дуглас Коупленд — художник современности, человек будущего

—  Как бы вы охарактеризовали Дугласа Коупленда как художника? В чем его уникальность?

—  Дуглас Коупленд последовательно, на протяжении многих лет анализирует тревоги настоящего перед лицом будущего. Значительная часть его исследований связана с тем, как будущее влияет на нас уже сегодня. Через метафоры общества, социальных ролей и трендов он помогает найти ответ на фундаментальный вопрос современности: где мы, на какой стадии находимся сейчас, в каком направлении вероятнее всего будет развиваться цифровая культура, и к чему она нас может привести?

Для меня Коупленд — не столько современный художник, сколько художник современности. Он обладает потрясающей способностью, которая меня восхищает: объяснять сложные явления простым и понятным языком. Немногие художники могут всего несколькими штрихами — с помощью слоганов, детских игрушек или жвачки — создать емкий образ коллективного бессознательного. Время в толковании Коупленда становится расширенной версией настоящего, в котором пересекаются и накладываются друг на друга разные его фрагменты. Он анализирует эпоху, исследуя молодежь: 1980-х и 1990-х — его знаменитое поколение Х — и сегодняшних миллениалов. Непреходящая Молодость — душа его работы. Он художник тонкой интуиции, который как никто другой чувствует самый дух времени и состояние умов.

Дуглас Коупленд. Кинетическая инсталляция «Живой интернет» (The Living Internet)

Дуглас Коупленд. Кинетическая инсталляция «Живой интернет» (The Living Internet)

Дуглас Коупленд. Скульптура «Цифровой дельфин-касатка» (Digital Orca), Ванкувер, Канада

Дуглас Коупленд. Скульптура «Цифровой дельфин-касатка» (Digital Orca), Ванкувер, Канада

—  На ваш взгляд, какое будущее ожидает искусство?

—  Искусство вдохновляет будущее. Я не знаю, что нас ожидает, но убежден, что будущее без искусства было бы ужасным. Искусство может сделать для будущего гораздо больше, чем будущее для искусства.


«Если XX век был индивидуалистичным, эгоцентричным временем „Я“, то век XXI-й — эпоха „Мы“».


—  Вы известны не только как художник, но и как реформатор музейных технологий. Каким будет музей будущего?

—  Музей будущего — это музей историй. Историй, которые мы должны сохранять. Материальный мир нашего времени не уникален — почти все его артефакты постоянно дублируются и воспроизводятся. Хотя они и важны сами по себе, без стоящей за ними истории они, по сути, ничто. Для меня главный вопрос в том, как сохранить и передать дальше огромное количество постоянно появляющихся нарративов — визуальных, концептуальных, иммерсивных.

Сегодня меняется и роль художника. Музеи должны осознать, что художник больше не является центральным элементом и субъектом искусства — он часть гораздо более сложного уравнения, возникающего в результате коллективных интеллектуальных усилий и совместного творчества. Технология перестала быть камнем преткновения. Само общество стало технологией, таким образом избавив нас от вопроса, как с ней обращаться. Технология — это мы, и нам с этим жить. Вызов здесь в том, чтобы не только не потерять связи с нашим природным, земным началом, но, наоборот, всячески поддерживать и развивать в себе биологическое.

—  Мы прошли через модернистский, постмодернистский мир — что дальше?

—  Реальный мир.


«Дуглас Коупленд — не столько современный художник, сколько художник современности».


—  С развитием технологий стремительно увеличивается скорость нашей жизни. В чем плюсы и минусы?

—  Ускорение — ключевое понятие. Физика говорит нам, что у скорости есть предельное значение. Но экономисты по-прежнему считают, что пределов не существует. Я убежден в обратном. Даже компьютеры перестали удваивать производительность каждые 18 месяцев. Поэтому нам нужно найти баланс скорости, необходимой для поддержания как экономики, так и жизни. Искусство обладает способностью замедлять восприятие, оно может менять время и ценность вещей — и в этом его сила. Думаю, это самое важное, что оно по-прежнему привносит в этот запутанный мир.

 

—  Сколько времени вы посвящаете социальным сетям?

—  Я провожу довольно много времени в Instagram и Facebook — главным образом потому, что использую их как личный дневник. Мне нравится вести хронику своей жизни, сохраняя в виде заметок и фотографий память о людях, о местах, в которых побывал, вещах, которые я увидел, попробовал, прочувствовал. Мне приятно время от времени возвращаться к тем или иным событиям моей жизни — как, впрочем, и делиться ими с друзьями. А ленту событий и новостей я почти не смотрю.


«Искусство обладает способностью замедлять восприятие, оно может менять время и ценность вещей — и в этом его сила».


—  В каком будущем вы бы хотели жить?

—  В будущем, которое мы сами себе построим. Где экология — важнейший приоритет. Где уважают разнообразие, культуру и искусство. Где талант порождает талант. В более здоровом будущем, где никто не живет в страхе.

—  И напоследок — что вы ожидаете от проекта?

—  Думаю, я многому научусь у российской публики через их представления и чаяния о будущем.

«Будущее еще не написано» — слоган седьмого эпизода Lexus Hybrid Art

«Будущее еще не написано» — слоган седьмого эпизода Lexus Hybrid Art

Public talk в преддверии выставки: Дуглас Коупленд и Марселло Дантас

Public talk в преддверии выставки: Дуглас Коупленд и Марселло Дантас

 

Детали от Posta-Magazine
12-25 октября
ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург
http://hybridart.ru/

 

 

 

Инна Логунова для раздела «Авто», отправлено: 27 сентября 2016

Похожие статьи | Новые статьи
 
 

Самое популярное за неделю на Post@-Magazine
От TripAdvisor до Michelin: как «читать» наклейки на дверях ресторанов © КСЕНИЯ НАУМОВА
Что читать этой весной: 10 самых примечательных книг сезона © МАРИЯ СМИРНОВА
Родительское собрание: косметичка молодой мамы © АРИНА ЯКОВЛЕВА
Игра отражений: «Амфитрион» в «Мастерской Фоменко» © ИННА ЛОГУНОВА
Men in Power: «Мне известны такие способы делать деньги, о которых вы понятия не имеете». Лучшие цитаты Дэвида Рокфеллера
Как сделать модным отель с плохим видом из окон и при чем здесь Бэнкси © ЮЛИЯ КИСЕЛЕВА

       
©2011—2017 «Post@-Magazine»
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16 лет.