PostaБизнес

Women in Power: интервью с основательницей сети фитнес-клубов Анастасией Юсиной

Новым «лицом» рубрики Women in Power стала Анастасия Юсина — создатель сетей Orange Fitness и City Fitness в России и GravityStudio Florida в США.

Make-up: Юлия Вылегжанина

Благодарим Гранд-кафе «Dr. Живаго»
за помощь в организации съемки

Собирая информацию о моей сегодняшней героине,

я, признаться, оробела — шутка ли, три высших образования, ученая степень, разработка авторских методик управления бизнесом, статус признанного международного эксперта и спикера. И это далеко не полный перечень заслуг!

Однако опасения оказались напрасными: разговор получился познавательным и содержательным, а сама Анастасия показалась мне настоящей Woman in Power — сильной, смелой, целеустремленной. Она со страстью занимается всем, за что берется, уделяя внимание каждой детали — перфекционист! На ее характере сказывается спортивное воспитание: отец — мастер спорта по скоростному бегу на коньках — привил ей уверенность в собственных силах и волю к победе. Впрочем, назвать Анастасию «железной леди» язык не поворачивается — стоит в беседе коснуться ее сыновей (старшему — 17 лет, младшему — три года), как выражение ее лица меняется, приоткрывая другую — нет, не сентиментальную, конечно, но более мягкую сторону.

Women in Power: интервью с основательницей сети фитнес-клубов Анастасией Юсиной

Арина Яковлева: Анастасия, как вы, журналист по первому образованию, пришли в индустрию фитнеса? И в каком году началась ваша экспансия?

Анастасия Юсина: Сколько себя помню, моя жизнь, начиная с раннего детства, была неразрывно связана со спортом. Папа — Анатолий Юсин — был профессиональным спортсменом, мастером спорта по скоростному бегу на коньках, и одним из самых знаменитых спортивных обозревателей страны. В школьные годы я профессионально занималась велоспортом, правда, из-за травмы пришлось перейти в любительскую категорию, но я продолжала регулярные тренировки. Писать я тоже любила с детства, поэтому выбор, куда пойти учиться, дался мне легко — я выбрала факультет журналистики МГУ и собиралась специализироваться именно на спортивной тематике. Но, хотя папа и был моим вдохновителем, из-за него же я отчасти решила сменить сферу деятельности — просто потому, что моя фамилия была уже всем известна, а мне, в мои 19-20 лет, хотелось доказать миру, что я сама чего-то стою.

Времена были тяжелые. Мы рано поженились, денег не хватало, и мы с мужем оба, помимо учебы, были вынуждены работать. Я устроилась секретарем во французскую компанию — благо, только что закончила Институт политологии в Париже и язык знала прекрасно. При этом продолжала учиться в МГУ и одновременно поступила на вечернее отделение в МГИМО. Это были тяжелейшие два года! Но они позволили мне начать выстраивать карьеру в области маркетинга в западных компаниях — сначала в Moulinex, потом в Ericsson. Отработав в последней несколько лет, мне показалось, что я достигла потолка, и я пришла к своему руководителю предупредить, что планирую через полгода уходить. Он тогда сказал очень важные для меня слова: «В какой бы корпорации ты ни работала, ты все равно не будешь довольна, потому что у тебя другой склад мышления: ты — предприниматель, тебя волнует все — от логистики до блузки ассистента, тебе надо открывать свое дело».

Решение заняться бизнесом далось мне нелегко, но в итоге я пришла к такому же выводу и создала консалтинговую компанию, оказывавшую услуги независимым телекоммуникационным операторам, пока в 2001 году не произошла консолидация рынка, и всех маленьких операторов не скупила «большая тройка». Супруг, меж тем, работал в фитнес-индустрии, в частности, был управляющим World Class, и мы решили объединить наши знания и опыт, открыв собственную сеть спортивных клубов. 25 декабря нашему проекту исполнится уже 15 лет.

Women in Power: интервью с основательницей сети фитнес-клубов Анастасией Юсиной

— Когда вы начинали, фитнес-индустрия в России еще не была так сильно развита как сегодня. С одной стороны, конкуренция была ниже, с другой — наверное, и востребованность услуг — тоже? С какими трудностями вы сталкивались на первых порах, и какие проблемы актуальны сегодня?

— Перенасыщенность рынка — это иллюзия: на сегодняшний день предложения недостаточно. Но, тем не менее, оно есть — пусть и не всегда такого качества, как хотелось бы. Как вы верно заметили, когда мы запускали бизнес, фитнес-индустрия в России только начинала развиваться, и игроков катастрофически не хватало. В то время основной проблемой была жуткая конфронтация операторов. Занимаясь одним общим делом, люди не разговаривали друг с другом, в буквальном смысле не здоровались при встрече. Для меня, человека, пришедшего из совершенно иной сферы, где все — от разработки различных инициатив до лоббирования их в министерствах — делалось сообща, это было очень болезненно и тяжело.

В начале 2000-х рынок был пустой, и именно это, во многом, позволило нам так быстро развиться. Мы всегда подходили к нашему делу как к бизнесу, выстраивая его, основываясь на анализе потребительского спроса, а не на личных пристрастиях. Положа руку на сердце, давайте признаем — по большому счету, для того, чтобы вести здоровый образ жизни, фитнес-клуб не нужен. Другое дело, что мало настолько мотивированных людей, способных заставить себя бегать по нашему климату или отжиматься на обледенелом турнике. Люди приходят в зал, потому что им нужна поддержка и помощь тренера, определенная обстановка и комфортные условия, социальный аспект. И именно на этом мы сфокусировались, предложив нашим клиентам продукт высокого уровня по достаточно приемлемой цене.

Сейчас рынок изменился. Все больше людей приходят к тому, что тренироваться — очень важно. Спрос растет, но предложение по-прежнему оставляет желать лучшего — к сожалению, у нас в стране до сих пор не сформировалась система подготовки кадров, нет стандартизации индустрии, да и государство этому не сказать, чтобы сильно способствовало. Физкультурные институты выпускают «теоретиков», которым не хватает практических навыков — они не умеют работать с клиентами, они их боятся. Другая проблема — нехватка литературы, обучающих пособий, в основном, из-за отсутствия переводных материалов. Многие преподаватели, даже в ВУЗах, не говорят на английском — откуда же им брать актуальную информацию?

— Проблема кадров связана только с отсутствием квалифицированных тренеров или управленцев тоже не хватает?

— К сожалению, кадровый голод испытывает индустрия в целом. Со стороны кажется, что фитнес — это очень «денежный» бизнес, на практике это не совсем так. Это очень затратная индустрия — большие площади, дорогая аренда, безумные траты на коммунальные расходы, огромный фонд оплаты труда… Норма прибыли, которая остается, очень невелика, и операторы пока не могут, объединившись, вложиться в развитие институтов, какие-то образовательные программы.

Women in Power: интервью с основательницей сети фитнес-клубов Анастасией Юсиной

— Какие вы видите способы решения этой проблемы?

— Прежде всего, необходимо менять бизнес-модель. Сокращать количество персонала, автоматизировать ресепшн, переводить продажи в Интернет. Когда у тебя в фитнесе работают гардеробщики, несколько девушек-администраторов, салон красоты, бар, дежурные тренеры — ты просто не можешь продавать карту дешево.

— Из чего, кстати, складывается основная прибыль клуба — из продажи карт, индивидуальных тренировок, франшизы, «побочных» услуг вроде салонов красоты, ресторанов, магазинов фитнес-продуктов и так далее?

— Если говорить о фитнес-клубе как «хозяйствующем субъекте», то это, в первую очередь, продажа карт, дальше — сопутствующие услуги, в основном, конечно, индивидуальные тренировки. И тут возникает еще одна проблема — к сожалению, зачастую наши тренеры не чувствуют себя профессионалами, им сложно «продавать» себя за те деньги, которых они реально стоят. Выбирая доктора, вы смотрите на его статус, регалии, опыт. Так почему приходя к тренеру, который так же, как и врач, работает над оздоровлением организма, мы все время пытаемся сэкономить?



— Какие направления в фитнесе, индустрии спорта и красоты сегодня особенно актуальны и востребованы?

— Сейчас все больше и больше пользуются популярностью функциональные тренировки — то есть тренировки, которые задействуют не изолированную мышцу, а движение в целом. Можно, конечно, тренировать только бицепс, но в нормальной жизни один только бицепс мы не используем — в любом движении задействованы сразу несколько групп мышц, и задача функциональной тренировки подключить их все к работе. Кроме того, функциональный тренинг позволяет «геймезировать» занятия, делать их более интересными и увлекательными. Другая тенденция — студии-бутики, где занятия проходят в камерной обстановке в небольших группах от 5 до 15 человек. Согласитесь, индивидуальные тренировки — вещь очень интимная. Тебе надо час о чем-то говорить с посторонним человеком, нюхать его, соприкасаться — далеко не все это приемлют. Для таких клиентов разработан «бутиковый» формат, обеспечивающий персональный подход и при этом позволяющий не быть с тренером один на один.

Women in Power: интервью с основательницей сети фитнес-клубов Анастасией Юсиной

— В вашем деле есть какие-то флагманы, люди или сети, на которые все равняются, которые задают тренды?

— Тенденции фитнеса задают не сети, а бутики и персоналии. Если же говорить о бизнес-тенденциях, то, безусловно, есть лидеры рынка, задающие определенные тренды — например, премиальная сеть Equinox или фитнес-дискаунтеры — такие как MсFit в Германии.

— Дискаунтеры? Что это? Признаюсь, первый раз слышу этот термин в отношении фитнес-индустрии!

— Еще не раз услышите, думаю — за ними будущее. Это тренд, которого все боятся — во Франции, например, только за последние пять лет открылось 2 500 дискаунтеров. Как это работает? Вы приходите в зал, самостоятельно пробиваете карточку в автомате, платите 50 центов за душ (мне, чтобы вымыть голову, потребовалось три евро, три!), евро — за шкафчик, и отправляетесь в зал. Групповые тренировки не предусмотрены, только тренажерный зал — огромный, современный, очень чистый. Стоит это удовольствие 19 евро в месяц.

— Сейчас вы развиваете новый проект — фитнес-студию во Флориде. Расскажите о нем поподробнее! Как вы оказались в Америке? Насколько отличается индустрия там и тут? С какими трудностями вы столкнулись в США, каких не было в России?

— Это как раз бутиковые студии, сейчас их две, вот-вот откроется третья. У нас эксклюзивные права на всю Флориду. Несмотря на относительно высокую стоимость услуг — 30 долларов/занятие или 195 долларов/месяц — сервис очень востребован: за два года существования проекта мы потеряли только трех или четырех клиентов! Это настоящий «бутик-бутик» с мягкими коврами, красивыми интерьерами, удобными креслами, полностью ориентированный на клиента — мы знаем каждого по имени, знаем когда он подстриг свою кошечку и когда юбилей у его любимой прабабушки. И это история не только про спорт — хотя у нас работают невероятно эффективные программы, но и про социальное общение. Если говорить о проблемах, то, конечно, американский рынок совершенно другой — тут иначе выстраивается маркетинг, коммуникация, поэтому на раскрутку потребовалось значительно больше времени, чем предполагалось.

— Американская индустрия фитнеса одна из самых развитых в мире. Насколько трудно было «пробиваться» в условиях такой жесткой конкуренции?

— Честно говоря, выяснилось, что я пребывала в плену обмана, думая, что в Америке все будет по-другому, чем в России. Мне казалось, что вот сейчас получу квалифицированный персонал — не получила, что американцы любят продавать — и снова мимо. Когда я спросила у менеджера — «Ники, а где же звонки, почему у нас нет клиентов?», она мне ответила: «У меня высшее образование, вы хотите, чтобы я обзванивала клиентов?!» Помню, тогда подумала: «Где-то я это слышала… В другой стране, на другом языке, но где-то точно слышала» (смеется). Более того, и клиенты абсолютно такие же! «Я подумаю об этом завтра, начну заниматься с понедельника, сейчас есть дела поважней». С точки зрения привлечения клиентов там — все то же самое, но если говорить о ведении бизнеса — то, конечно, в США это делать гораздо проще. Никакой бюрократии, все очень человекоориентированно, вплоть до того, что тебе лично звонит мэр сказать спасибо, что открываешь бизнес и обеспечиваешь городу рабочие места.

Women in Power: интервью с основательницей сети фитнес-клубов Анастасией Юсиной

— В России, как и в Америке, становятся популярными тренировки на свежем воздухе, но Москва, к сожалению, никак не можем соперничать с солнечной Флоридой ни в погоде, ни в экологии. Поездка на велосипеде по Садовому кольцу — даже жарким июлем — то еще удовольствие, да и польза сомнительная…

— Мне кажется, что одна из основных проблем в России — это плохая физкультура в школах: ее мало, нет соответствующей инфраструктуры и квалифицированных учителей. Мой старший сын учится в Штатах, так у них физкультура каждый день в школе. В Америке тренировки возводятся в культ, дети буквально горят спортом, и государство обеспечивает их возможностью выбирать: при школах есть бассейн, спортивное поле, тренажерный зал — все, что душе угодно!

— Где вам комфортнее жить — в России, Америке, может, где-то еще?

— Мне комфортнее там, где дети, но бизнес заставляет часто бывать в России — на пенсию пока рано, поэтому приходится жить на два дома (улыбается).

— У вас в работе сразу несколько масштабных проектов. Где вы черпаете силы, вдохновение, что — условно — позволяет вам просыпаться утром с улыбкой? И, кстати, с чего, как правило, начинается ваш день?

— Есть такая шутка: «Меня часто спрашивают, как я успеваю со всем справляться? Секрет прост — не успеваю». На самом деле, я просто очень люблю жизнь и стараюсь мыслить оптимистично. Конечно, бывают разные моменты, иногда руки опускаются — как, например, во время очередного экономического кризиса, когда за несколько часов мы стали ровно в два раза беднее. Но есть ответственность — как говорил Маленький принц, мы в ответе за тех, кого приручили. Я очень люблю свою компанию и наших клиентов — у меня есть как коллеги, которые со мной уже 15 лет, так и клиенты, которые с нами с первого дня открытия клубов. Я только вернулась из Краснодара, где сама лично обзванивала старых клиентов и предлагала им карты, так многие меня узнали — я продавала им карты, когда мы только запустились в городе. Другой пример: наш менеджер по кадрам рожать уехала прямо из офиса! Мы все ей говорили — Саша, у тебя декрет, отдохни, побудь дома. Но она чувствовала свою ответственность, не могла подвести коллег. И это вопрос не денег, а общих ценностей. Конечно, такие поступки очень мотивируют. Я понимаю, что если сейчас не приду на работу бодрая и полная энергии, то за меня это никто не сделает — а люди, которые отдают свои силы, знания, время чужому делу, нуждаются в этой поддержке.

— Раз вы затронули тему кризиса, не могу не спросить — сильно ли он ударил по индустрии?

— Ужасно! В фитнесе нет никакого импортозамещения — нет нормального отечественного покрытия, тренажеров и их комплектующих, хорошей краски, которая нормально сохнет и не воняет! При этом у людей стало меньше денег — зарплаты стали ниже, цены выше: у нас есть клиенты с Рублевки, которые раньше брали карты, не задумываясь, а теперь торгуются из-за нескольких тысяч, потому что для них это стало ощутимыми тратами.

— И как вы выходите из этой ситуации?

— Перестраиваем модель ведения бизнеса и запускаем новый проект — это будет как раз сеть дискаунтеров, удобно расположенных, современных, полностью автоматизированных, со стоимостью абонемента от тысячи до двух тысяч в месяц, в зависимости от региона.

— Анастасия, проект Posta-Magazine — о качестве жизни. Что это понятие означает лично для вас?

— Качество жизни — это, прежде всего, физическое здоровье, круг общения, который у тебя есть, время на это общение и то удовольствие, которое ты от него получаешь. Почему я ставлю на первое место именно физическое здоровье? У тебя может быть прекрасная квартира с видом на океан, роскошная спортивная машина, но если у тебя болит спина и утром тебе нужно 40 минут, чтобы вылезти из кровати, то эти материальные блага перестают иметь решающее значение.



Не забывайте, что занятия спортом — это великолепный антистресс, позволяющий сбросить негативную энергию и благотворно влияющий на сон, настроение и другие аспекты. Кстати, вы знаете, что для мужчин стресс гораздо более губителен? У нас, женщин, гормонорегуляция работает иначе, нам нужно меньше времени на сон, на восстановление, мы более многозадачны — такими нас создала природа. Мужчины переживают стресс острее, поэтому им очень важны силовые физические нагрузки.

— С чего обычно начинается ваш день — есть какие-то ритуалы, которые вы неизменно соблюдаете?

— Я не самый лучший пример и мотиватор в этом смысле (улыбается). Я всем рассказываю, что так делать ни в коем случае нельзя, но сама начинаю свой день с проверки почты в телефоне. В Америке я встаю очень рано — около 6 утра, чтобы собрать сына в школу, и начинаю работать. Пью кофе на балконе с видом на океан, веду переговоры с Россией, где уже разгар рабочего дня. К сожалению, я не тренируюсь так часто, как мне бы хотелось — я бы хотела каждый день, тем более, что у меня диабет, и спорт позволяет мне снижать дозу лекарств в два раза, но стараюсь посещать занятия минимум 2-3 раза в неделю. А еще безумно люблю горные лыжи!

— Когда приезжаете в Москву, есть какие-то места, которые непременно посещаете и трепетно любите?

— Я очень люблю все московские рестораны с видами. Вечер, бокал вина, панорама московских крыш… А еще открыла для себя потрясающее место — называется «Винный рынок», расположенное в подвале Дома журналиста. Там очень вкусная итальянская еда, великолепный сомелье, который расскажет про каждую бутылку, и невероятная атмосфера. Вообще, сам Дом журналиста для меня очень особое, «московское» место — так что если вы там еще не были, настоятельно рекомендую!

Детали от Posta-Magazine:
http://www.drzhivago.ru

15 декабря 2016
Арина Яковлева для раздела PostaБизнес