Персоны

Блог редакции. Две твердыни: Никита Михалков VS Ксения Собчак

Сентябрь в медиа-кругах прошел под знаком противостояния Никиты Михалкова и Ксении Собчак. Идеологический конфликт породил несколько телевизионных эфиров и открытых писем, последнее из которых было опубликовано в минувший уикенд.

Все началось 30 августа 2014 года,

когда в своей авторской программе «Бесогон», выходящей на канале «Россия-24», Никита Сергеевич выступил с резкой обличительной критикой в адрес Андрея Макаревича и Ксении Собчак.

Поводом для «праведного» гнева режиссера послужила миссионерская «вылазка» солиста группы «Машина времени» на Донбасс в середине августа. Артист, сомневаясь в том, что российское телевидение объективно освящает события на востоке Украины, решил своими глазами увидеть, что происходит в Донецкой области, и дать концерт в лагере беженцев. Открыто признаваясь в том, что не разделяет всеобщего ликования по поводу того, что «Крым — наш», Макаревич попал в опалу, свидетельством чему стала откровенная травля музыканта в СМИ, а недавно — и сорванный московский концерт. Не согласен с политической позицией Андрея Макаревича и Никита Михалков, который так прокомментировал поведение оппозиционера:

«Я никогда не говорил, что Макаревич пел перед силовиками. Я знал, что он пел перед детьми. Но что значит петь перед детьми на территории, которая захвачена хунтой? Можно не считать, что это хунта, как думает Макаревич, прекрасно. Но я тогда сказал, что это приблизительно так, как, скажем, Клавдия Шульженко пела бы в оккупированном Минске или в оккупированном Киеве — тоже не немцам, а детям. Но кругом висят портреты Гитлера, свастики. Собственно, аналогия довольно близкая: висят флаги Бандеры, символика его, портреты Бандеры и под его именем все это происходит».

Развивая свою мысль, Никита Михалков переключился на еще одну представительницу «креативного меньшинства», Ксению Собчак, незадолго до этого опубликовавшую в проекте «Сноб» свою реакцию на российские санкции, запрещающие ввоз ряда продуктов, в том числе — устриц и фуа-гра. Режиссера возмущает (и тут, справедливости ради заметим, с ним сложно не согласится), что журналист и светская львица ставит собственное «буржуазное счастье» выше национальных интересов, и сетует на отсутствие свежих устриц тогда, когда десятки, сотни мирных жителей становятся жертвами войны, разрухи и голода:

«Рассказать им про устрицы, о том, как вы огорчены? Рассказать им о своей беде, о своем несчастье, что вам приходится платить за Крым?».

Ксения Анатольевна не преминула ответить на обвинения, написав открытое письмо, в котором последовательно ответила на риторические вопросы, заданные ей режиссером. В частности, прокомментировала Собчак и свою позицию в отношении Крыма, обозначив ее максимально прямолинейно:

«[…] Я тоже считаю, что Крым должен БЫЛ стать частью России, а не предметом торга с Украиной и американцами, которые сыграли большую роль в тех договоренностях. Но эту историческую несправедливость нужно было решать годами переговоров с Украиной, выстраиванием отношений, дипломатическими торгами. А не воровать канделябр из горящего соседского дома, пусть даже этот канделябр был подарен вами по пьяни.

Правда состоит в том, что российская внешняя политика на Украине была оглушительно провалена за эти годы, и вместо дипломатических решений в ход пошло политическое мародерство».

Дальнейшая полемика переходит в бытовую плоскость — в частности, Собчак обвиняет оппонента в «барстве» и призывает его пригласить «народ», от лица которого он вещает, в поместье, где пару лет назад режиссер принимал Владимира Мединского и Сергея Капкова:

«Один из них мне потом потрясенно рассказывал про роскошную, огромную усадьбу, про два гостевых дома на участке. Отдельно — дома для прислуги, конюшня, охотничьи угодья и леса, баня на понтонах прямо на озере — Вы ей особенно гордитесь. Рассказывал и про стол, ломившийся от еды, и про количество слуг, как у настоящего барина. И Вы тут меня за фуа-гра решили пожурить?».

Свое письмо Ксения Собчак завершила цитатой из братьев Стругацкий, касающейся моральных ценностей («Их можно разрушить, купить их нельзя»), а 27 сентября в эфир вышел новый выпуск «Бесогона», и споры продолжились — опять-таки, в формате пламенного монолога:

«Я решительно против лжи, подтасовки, двойных стандартов и изумительного безнаказанного ощущения вседозволенности. Я против этого. Вот почему я решил ответить на открытое письмо Ксении Собчак».

И вновь кинематографист взывает к Ксении, требуя показать, какая же она — настоящая? В ход идут провокационные видеоролики: отрывки из письма в поддержку сирот чередуются с телефонным разговором, где Собчак называет соседских детей «гаденышами», а кадры времен «Блондинки в шоколаде» — с выступлениями на Болотной площади, сопровождающиеся освистыванием и улюлюканьем.

Куда интереснее, впрочем, ответ Никиты Сергеевича на обвинения в «барстве»: беседа по громкой связи с Мединским и Капковым, которые категорически отрицают, что обсуждали с телеведущей обстоятельства визита в имение, и демонстрация фото, изображающих «хозяйский» дом, конюшню и «слуг». Масштабы, действительно, не впечатляют. Но насколько эти снимки отражают истинное положение дел — вопрос, согласитесь, по-прежнему открытый.

И вот, возможно, заключительный раунд — второе и, по словам самой Собчак, последнее открытое письмо в адрес Михалкова:

«Я не люблю заочных публичных споров, где аргументами могут быть перенос смысловых ударений, выдернутые из контекста цитаты и подборка адских видеороликов, единственной целью которых является опорочить того или иного человека. Давайте оставим этот модный нынче язык авторам всяких „анатомий протеста“ и „скольких-то там друзей хунты“».

Ксения Анатольевна призвала Никиту Сергеевича продолжить дискуссии в формате диалога и пригласила (в очередной раз) принять участие в прямом эфире ее авторского шоу на канале «Дождь» — «если, конечно, Вас и правда интересуют ответы, а не просто возможность сделать вброс в СМИ». Согласится прославленный кинематографист на «живую беседу» или нет — покажет только время. Posta-Magazine продолжает следить за развитием событий.

 

 

 

29 сентября 2014
Posta-Magazine для раздела Персоны